Фильм Алексея Учителя «Матильда» запланирован к выходу в прокат только в октябре 2017 года. Но который месяц после публикации трейлера картины вокруг нее не утихают страсти. Депутат Наталья Поклонская вот уже во второй раз намерена инициировать прокурорскую проверку по подозрению в оскорблении чувств верующих. Они озабочены тем, что канонизированный РПЦ император Николай II может быть показан не совсем в облике «святого»: ведь в основе киносюжета — его роман (впрочем, завершившийся еще до коронации и женитьбы) с балериной Матильдой Кшесинской. В четверг о намерении подать в прокуратуру встречные заявления заявил создатель фильма. О том, как развивается ситуация с «Матильдой», АЛЕКСЕЙ УЧИТЕЛЬ рассказал АНДРЕЮ ПЛАХОВУ.
— Насколько могу судить, конфликт разрастается как снежный ком, причем он вписывается в ряд других хоть и разных, но связанных с искусством: запрет оперы «Тангейзер», погром выставки Вадима Сидура, недовольство выставочной политикой Эрмитажа. Во всех этих историях видимой силой выступают так называемые православные активисты, но пока непонятно, какова позиция официальной церкви. Как вы на все это смотрите?
— Похоже, что у православной общественности, будем ее так именовать, растут аппетиты: об этом свидетельствуют перечисленные вами конфликты. На мой взгляд, это реакция на тот факт, что в стране только формируется новая идеология и идет самопроизвольное оккупирование этой зоны влияния. С одной стороны, мы декларируем себя демократической страной, а это означает, что каждый имеет право высказаться. Однако на практике это ведет к тому, что экстремистски настроенная часть православных верующих пытается навязать свои представления всему обществу. И происходит это в светской многоконфессиональной стране, где церковь по Конституции отделена от государства.
— Стало известно о рассылке в кинотеатры угрожающих писем…
Зачем Наталья Поклонская потребовала, чтобы в Генпрокуратуре прочитали сценарий фильма «Матильда»
— Сначала я не реагировал и посмеивался, потому что предмета спора не существует, пока нет фильма. В крайней опасности происходящего меня убедило письмо, которое повсеместно рассылается сегодня по кинотеатрам даже в маленьких, не говоря о больших, городах. Авторы письма предупреждают о последствиях для тех, кто рискнет показать «Матильду». Честно говоря, когда прочитал этот текст, у меня не осталось других слов, кроме как охарактеризовать эти заявления агрессивными на грани с фашиствующими. Там призывы к поджогам кинотеатров и практически к гражданской войне. И это, учтите, при том, что никто не видел ни одного кадра реальной картины. Даже после просмотра фильма звать к такого рода радикальным действиям — это преступление. Я поражен. Мы боремся с насилием в кино, почему же так равнодушно смотрим на призывы к насилию в отношении кинематографа? Представьте маленький городок. Это настоящий бандитизм, напоминающий лихие 1990-е годы. Но сейчас ведь другое время!
— Кто-то берет на себя ответственность за подобные деяния? Может, это подметные письма и такой организации в реальности не существует?
— В реальности или нереальности ее существования в ближайшее время, я уверен, будут заниматься те государственные органы, которые обязаны закон охранять и граждан. Она называет себя «Христианское государство — Святая Русь». Авторы письма употребляют в нем термины из профессионального кинопрокатного жаргона — «баннер» и тому подобные, и это тоже наводит на размышления.
— А разве не логично возбудить уголовное дело, тем более что авторы письма известны?
Станислав Говорухин предложил депутатам дискуссию о защите произведений искусства
— Сейчас мы занимаемся этим вопросом совместно с известным питерским адвокатом Константином Добрыниным. И еще обратите внимание: в пятницу на прошлой неделе появляется это письмо, а в понедельник госпожа Поклонская, будучи сама юристом, выступает с вторичной инициативой прокурорской проверки. Причем на этот раз она тоже гораздо лучше владеет кинематографическим лексиконом — уже выучила слово «сценарий» и предлагает его «проверить». А что тут проверять, сценарий прошел отбор Фонда кино и не содержит материалов, противоречащих закону. Но, видимо, гонители фильма все же недостаточно повысили свою квалификацию. Иначе трудно представить, что им пришло бы в голову обвинить серьезнейшего европейского театрального и киноактера Ларса Айдингера в том, что у него амплуа порноактера («основанием» для этого послужила роль в фильме выдающегося режиссера Питера Гринуэя). Абсолютное незнание кинематографа и в частности того, что эротика, обнаженное тело являются органичной частью многих классических произведений искусства кино.
— В «Матильде» эротика тоже присутствует?
— Вот еще нам бросают в лицо тезис — что якобы «Матильда» состоит только из виселиц, пьянства и блуда. На самом деле там герои выпивают один бокал шампанского, нет никаких виселиц и никакого блуда. Как себе позволяют произносить такие глупости деятели, считающиеся государственными? Но даже если у кого-то из них возникло некое подозрение, не логичнее ли было бы им обратиться в думский комитет по культуре? Нет, сразу в прокуратуру. И через два месяца опять.
— А кинообщественность, коллеги по цеху как-то реагируют на эти обвинения?
— Многие режиссеры и продюсеры выражают солидарность, среди них и занимающие официальные посты Говорухин, Шахназаров, Бортко. Но все это в основном в частном порядке. А ведь вопрос касается не только фильма «Матильда». Это наше ремесло, мы этим дышим, мы это любим. Должна же быть корпоративная солидарность, она была у художников даже в советские времена — непростые и для церкви, и для искусства. Все, что касалось судьбы фильмов, решалось на уровне министерства — тогдашнего Госкино. Почему прокуратура должна заниматься тем, что является тонкой и специфической материей искусства?
— Какова все же официальная позиция РПЦ?
— Этот вопрос, думаю, нужно задать РПЦ. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов) высказался о будущем фильме нелицеприятно и, полагаю, говорил не только от себя лично. Между прочим на наши съемки эпизода коронации Николая II приезжал помощник Тихона и был в восторге.
— О чем ваша картина, если коротко сформулировать?
Почему картину Алексея Учителя «Матильда» назвали антироссийской и антирелигиозной провокацией
— Никак не о любовной интрижке. Фильм о человеке, который мучительно выбирал между любовью и долгом. Проблема нравственного выбора — ключевая в мировом искусстве: и у древних греков, и у Шекспира, и у Достоевского. А если герой художественного произведения историческая личность, тем более. Ни в истории, ни в реальной жизни нет изначально святых: ими не рождаются, ими становятся. Частная жизнь любого человека — неотъемлемая часть его образа, без нее героя не понять, и вниманием к этой сфере мы его никак не оскорбляем. Когда я снимал фильм «Дневник его жены», именно через частную жизнь Ивана Бунина стремился найти ключ к его творчеству, его личности, его душе. Так и здесь.
— Как бы вы определили значение личности Николая II?
— Хоть фильм и называется «Матильда», он не о ней, а о нем. Этот человек прожил драматическую жизнь. Он неожиданно для самого себя вступил на трон — в связи со смертью отца. Он сделал Россию великой страной по всей показателям — второй в Европе и третьей в мире (по показателям ВВП). Раз так, наверное, он обладал достоинствами, хотя и недостатками тоже. Из песни слова не выкинешь: он, к примеру, обнимался с Распутиным — это как с точки зрения церкви? И почему, если уж на то пошло, когда Эдвард Радзинский раз в месяц рассказывает историю его отношений с Кшесинской по центральным телеканалам, Поклонская не реагирует, а тут ее повело? Но тот же Николай создал в России первые детские сады и ясли — и это тоже многое говорит об этой непростой исторической фигуре.
— О Николае II снимали в свое время фильмы Элем Климов и Карен Шахназаров. Может, их тоже стоит «проверить», если у нас объявились новоявленные цензоры в государстве, где Конституцией запрещена цензура? И еще вспоминаю свое впечатление от давнего Венецианского фестиваля: была премьера фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», и остров Лидо был оцеплен конной полицией — на случай провокаций «католических активистов»…
— Убежден, что зрители правильно оценят и примут картину. В ней собраны лучшие силы нашего кино, уникальный состав. Актеры Евгений Миронов, Данила Козловский, Сергей Гармаш, выдающийся оператор Юрий Клименко, художник по костюмам Надежда Васильева… Мы сняли сложнейшие сцены Ходынки и коронации. Одним из производителей картины стал Мариинский театр. Валерий Гергиев самолично в течение четырех часов дирижировал на записи музыки, написанной американским композитором Марко Белтрами. В том же Мариинском театре 26 октября должна состояться премьера «Матильды». Надеюсь, полиции не будет.
— Насколько могу судить, конфликт разрастается как снежный ком, причем он вписывается в ряд других хоть и разных, но связанных с искусством: запрет оперы «Тангейзер», погром выставки Вадима Сидура, недовольство выставочной политикой Эрмитажа. Во всех этих историях видимой силой выступают так называемые православные активисты, но пока непонятно, какова позиция официальной церкви. Как вы на все это смотрите?
— Похоже, что у православной общественности, будем ее так именовать, растут аппетиты: об этом свидетельствуют перечисленные вами конфликты. На мой взгляд, это реакция на тот факт, что в стране только формируется новая идеология и идет самопроизвольное оккупирование этой зоны влияния. С одной стороны, мы декларируем себя демократической страной, а это означает, что каждый имеет право высказаться. Однако на практике это ведет к тому, что экстремистски настроенная часть православных верующих пытается навязать свои представления всему обществу. И происходит это в светской многоконфессиональной стране, где церковь по Конституции отделена от государства.
— Стало известно о рассылке в кинотеатры угрожающих писем…
Зачем Наталья Поклонская потребовала, чтобы в Генпрокуратуре прочитали сценарий фильма «Матильда»
— Сначала я не реагировал и посмеивался, потому что предмета спора не существует, пока нет фильма. В крайней опасности происходящего меня убедило письмо, которое повсеместно рассылается сегодня по кинотеатрам даже в маленьких, не говоря о больших, городах. Авторы письма предупреждают о последствиях для тех, кто рискнет показать «Матильду». Честно говоря, когда прочитал этот текст, у меня не осталось других слов, кроме как охарактеризовать эти заявления агрессивными на грани с фашиствующими. Там призывы к поджогам кинотеатров и практически к гражданской войне. И это, учтите, при том, что никто не видел ни одного кадра реальной картины. Даже после просмотра фильма звать к такого рода радикальным действиям — это преступление. Я поражен. Мы боремся с насилием в кино, почему же так равнодушно смотрим на призывы к насилию в отношении кинематографа? Представьте маленький городок. Это настоящий бандитизм, напоминающий лихие 1990-е годы. Но сейчас ведь другое время!
— Кто-то берет на себя ответственность за подобные деяния? Может, это подметные письма и такой организации в реальности не существует?
— В реальности или нереальности ее существования в ближайшее время, я уверен, будут заниматься те государственные органы, которые обязаны закон охранять и граждан. Она называет себя «Христианское государство — Святая Русь». Авторы письма употребляют в нем термины из профессионального кинопрокатного жаргона — «баннер» и тому подобные, и это тоже наводит на размышления.
— А разве не логично возбудить уголовное дело, тем более что авторы письма известны?
Станислав Говорухин предложил депутатам дискуссию о защите произведений искусства
— Сейчас мы занимаемся этим вопросом совместно с известным питерским адвокатом Константином Добрыниным. И еще обратите внимание: в пятницу на прошлой неделе появляется это письмо, а в понедельник госпожа Поклонская, будучи сама юристом, выступает с вторичной инициативой прокурорской проверки. Причем на этот раз она тоже гораздо лучше владеет кинематографическим лексиконом — уже выучила слово «сценарий» и предлагает его «проверить». А что тут проверять, сценарий прошел отбор Фонда кино и не содержит материалов, противоречащих закону. Но, видимо, гонители фильма все же недостаточно повысили свою квалификацию. Иначе трудно представить, что им пришло бы в голову обвинить серьезнейшего европейского театрального и киноактера Ларса Айдингера в том, что у него амплуа порноактера («основанием» для этого послужила роль в фильме выдающегося режиссера Питера Гринуэя). Абсолютное незнание кинематографа и в частности того, что эротика, обнаженное тело являются органичной частью многих классических произведений искусства кино.
— В «Матильде» эротика тоже присутствует?
— Вот еще нам бросают в лицо тезис — что якобы «Матильда» состоит только из виселиц, пьянства и блуда. На самом деле там герои выпивают один бокал шампанского, нет никаких виселиц и никакого блуда. Как себе позволяют произносить такие глупости деятели, считающиеся государственными? Но даже если у кого-то из них возникло некое подозрение, не логичнее ли было бы им обратиться в думский комитет по культуре? Нет, сразу в прокуратуру. И через два месяца опять.
— А кинообщественность, коллеги по цеху как-то реагируют на эти обвинения?
— Многие режиссеры и продюсеры выражают солидарность, среди них и занимающие официальные посты Говорухин, Шахназаров, Бортко. Но все это в основном в частном порядке. А ведь вопрос касается не только фильма «Матильда». Это наше ремесло, мы этим дышим, мы это любим. Должна же быть корпоративная солидарность, она была у художников даже в советские времена — непростые и для церкви, и для искусства. Все, что касалось судьбы фильмов, решалось на уровне министерства — тогдашнего Госкино. Почему прокуратура должна заниматься тем, что является тонкой и специфической материей искусства?
— Какова все же официальная позиция РПЦ?
— Этот вопрос, думаю, нужно задать РПЦ. Ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре епископ Тихон (Шевкунов) высказался о будущем фильме нелицеприятно и, полагаю, говорил не только от себя лично. Между прочим на наши съемки эпизода коронации Николая II приезжал помощник Тихона и был в восторге.
— О чем ваша картина, если коротко сформулировать?
Почему картину Алексея Учителя «Матильда» назвали антироссийской и антирелигиозной провокацией
— Никак не о любовной интрижке. Фильм о человеке, который мучительно выбирал между любовью и долгом. Проблема нравственного выбора — ключевая в мировом искусстве: и у древних греков, и у Шекспира, и у Достоевского. А если герой художественного произведения историческая личность, тем более. Ни в истории, ни в реальной жизни нет изначально святых: ими не рождаются, ими становятся. Частная жизнь любого человека — неотъемлемая часть его образа, без нее героя не понять, и вниманием к этой сфере мы его никак не оскорбляем. Когда я снимал фильм «Дневник его жены», именно через частную жизнь Ивана Бунина стремился найти ключ к его творчеству, его личности, его душе. Так и здесь.
— Как бы вы определили значение личности Николая II?
— Хоть фильм и называется «Матильда», он не о ней, а о нем. Этот человек прожил драматическую жизнь. Он неожиданно для самого себя вступил на трон — в связи со смертью отца. Он сделал Россию великой страной по всей показателям — второй в Европе и третьей в мире (по показателям ВВП). Раз так, наверное, он обладал достоинствами, хотя и недостатками тоже. Из песни слова не выкинешь: он, к примеру, обнимался с Распутиным — это как с точки зрения церкви? И почему, если уж на то пошло, когда Эдвард Радзинский раз в месяц рассказывает историю его отношений с Кшесинской по центральным телеканалам, Поклонская не реагирует, а тут ее повело? Но тот же Николай создал в России первые детские сады и ясли — и это тоже многое говорит об этой непростой исторической фигуре.
— О Николае II снимали в свое время фильмы Элем Климов и Карен Шахназаров. Может, их тоже стоит «проверить», если у нас объявились новоявленные цензоры в государстве, где Конституцией запрещена цензура? И еще вспоминаю свое впечатление от давнего Венецианского фестиваля: была премьера фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», и остров Лидо был оцеплен конной полицией — на случай провокаций «католических активистов»…
— Убежден, что зрители правильно оценят и примут картину. В ней собраны лучшие силы нашего кино, уникальный состав. Актеры Евгений Миронов, Данила Козловский, Сергей Гармаш, выдающийся оператор Юрий Клименко, художник по костюмам Надежда Васильева… Мы сняли сложнейшие сцены Ходынки и коронации. Одним из производителей картины стал Мариинский театр. Валерий Гергиев самолично в течение четырех часов дирижировал на записи музыки, написанной американским композитором Марко Белтрами. В том же Мариинском театре 26 октября должна состояться премьера «Матильды». Надеюсь, полиции не будет.
The film by Alexei Uchitel “Matilda” is scheduled for release only in October 2017. But which month after the publication of the trailer of the picture around her passions did not subside. For the second time, MP Natalya Poklonskaya intends to initiate a prosecutor’s test on suspicion of insulting the feelings of believers. They are concerned that the canonized Russian Orthodox Church, Emperor Nicholas II may not be shown in the guise of a "saint": after all, the film is based on his romance (however, which ended before the coronation and marriage) with the ballerina Matilda Kshesinskaya. On Thursday, the filmmaker announced his intention to file counterclaims with the prosecutor. About how the situation with “Matilda” is developing, ALEXEY THE TEACHER told ANDREY PLAHOV.
- As far as I can tell, the conflict grows like a snowball, and it fits into a number of other, albeit different, but related to art: the ban on the opera Tannhäuser, the pogrom of the exhibition by Vadim Sidur, dissatisfaction with the exhibition policy of the Hermitage. In all these stories, the so-called Orthodox activists act as a visible force, but it is not yet clear what the position of the official church is. How do you look at all this?
- It seems that the Orthodox public, we will call it that, appetites are growing: the conflicts you have indicated are evidence of this. In my opinion, this is a reaction to the fact that a new ideology is only being formed in the country and the spontaneous occupation of this zone of influence is ongoing. On the one hand, we declare ourselves a democratic country, which means that everyone has the right to speak out. However, in practice, this leads to the fact that the extremist part of Orthodox believers is trying to impose their ideas on the whole society. And this happens in a secular multiconfessional country, where the church is constitutionally separated from the state.
- It became known about sending threatening letters to cinemas ...
Why did Natalia Poklonskaya demand that the Prosecutor General's Office read the script for the film "Matilda"
- At first I did not react and chuckled because the subject of the dispute does not exist until there is a film. I was convinced of the extreme danger of what was happening by the letter that is widely distributed today in movie theaters even in small, not to mention large, cities. The authors of the letter warn about the consequences for those who dare to show "Matilda". Honestly, when I read this text, I had no other words but to characterize these statements as aggressive on the verge of fascists. There are calls for arson of movie theaters and almost to a civil war. And this, mind you, despite the fact that no one saw a single frame of the real picture. Even after watching a movie, calling for this kind of radical action is a crime. I am amazed. We fight violence in the cinema, why is it so indifferent to look at the calls for violence against cinema? Imagine a small town. This is real banditry, reminiscent of the dashing 1990s. But now it’s another time!
- Someone takes responsibility for such acts? Maybe these are anonymous letters and such an organization does not exist in reality?
- In the reality or unreality of its existence in the near future, I am sure that those state bodies that are obliged to protect citizens should be engaged in the law. She calls herself "Christian State - Holy Russia." The authors of the letter use in it terms from professional film distribution jargon - a “banner” and the like, and this is also suggestive.
- Is it not logical to initiate a criminal case, especially since the authors of the letter are known?
Stanislav Govorukhin proposed to the deputies a discussion on the protection of works of art
- Now we are dealing with this issue together with the famous St. Petersburg lawyer Konstantin Dobrynin. And pay attention: on Friday last week this letter appears, and on Monday, Mrs. Poklonskaya, being a lawyer herself, comes up with a secondary initiative of the prosecutor’s inspection. And this time, she, too, has a much better command of the cinematic vocabulary - she has already learned the word “script” and offers to “verify” it. And what is there to check, the script passed the selection of the Cinema Fund and does not contain materials that contradict the law. But, apparently, the persecutors of the film still did not sufficiently improve their skills. Otherwise, it is hard to imagine what it would have occurred to them to accuse the most serious European theater and film actor Lars Eidinger of having the role of a porn actor (the "basis" for this was the role in the film of the outstanding director Peter Greenaway). Absolute ignorance of cinema, and in particular the fact that eroticism, a naked body are an organic part of many classic works of cinema art.
- In the "Matilda" eroticism is also present?
- Here's another thesis that they allegedly “Matilda” consists only of gallows, drunkenness and fornication. In fact, the heroes drink one glass of champagne there, there are no gallows and no fornication. How do people who are considered state allow themselves to pronounce such nonsense? But even if one of them didn’t have
- As far as I can tell, the conflict grows like a snowball, and it fits into a number of other, albeit different, but related to art: the ban on the opera Tannhäuser, the pogrom of the exhibition by Vadim Sidur, dissatisfaction with the exhibition policy of the Hermitage. In all these stories, the so-called Orthodox activists act as a visible force, but it is not yet clear what the position of the official church is. How do you look at all this?
- It seems that the Orthodox public, we will call it that, appetites are growing: the conflicts you have indicated are evidence of this. In my opinion, this is a reaction to the fact that a new ideology is only being formed in the country and the spontaneous occupation of this zone of influence is ongoing. On the one hand, we declare ourselves a democratic country, which means that everyone has the right to speak out. However, in practice, this leads to the fact that the extremist part of Orthodox believers is trying to impose their ideas on the whole society. And this happens in a secular multiconfessional country, where the church is constitutionally separated from the state.
- It became known about sending threatening letters to cinemas ...
Why did Natalia Poklonskaya demand that the Prosecutor General's Office read the script for the film "Matilda"
- At first I did not react and chuckled because the subject of the dispute does not exist until there is a film. I was convinced of the extreme danger of what was happening by the letter that is widely distributed today in movie theaters even in small, not to mention large, cities. The authors of the letter warn about the consequences for those who dare to show "Matilda". Honestly, when I read this text, I had no other words but to characterize these statements as aggressive on the verge of fascists. There are calls for arson of movie theaters and almost to a civil war. And this, mind you, despite the fact that no one saw a single frame of the real picture. Even after watching a movie, calling for this kind of radical action is a crime. I am amazed. We fight violence in the cinema, why is it so indifferent to look at the calls for violence against cinema? Imagine a small town. This is real banditry, reminiscent of the dashing 1990s. But now it’s another time!
- Someone takes responsibility for such acts? Maybe these are anonymous letters and such an organization does not exist in reality?
- In the reality or unreality of its existence in the near future, I am sure that those state bodies that are obliged to protect citizens should be engaged in the law. She calls herself "Christian State - Holy Russia." The authors of the letter use in it terms from professional film distribution jargon - a “banner” and the like, and this is also suggestive.
- Is it not logical to initiate a criminal case, especially since the authors of the letter are known?
Stanislav Govorukhin proposed to the deputies a discussion on the protection of works of art
- Now we are dealing with this issue together with the famous St. Petersburg lawyer Konstantin Dobrynin. And pay attention: on Friday last week this letter appears, and on Monday, Mrs. Poklonskaya, being a lawyer herself, comes up with a secondary initiative of the prosecutor’s inspection. And this time, she, too, has a much better command of the cinematic vocabulary - she has already learned the word “script” and offers to “verify” it. And what is there to check, the script passed the selection of the Cinema Fund and does not contain materials that contradict the law. But, apparently, the persecutors of the film still did not sufficiently improve their skills. Otherwise, it is hard to imagine what it would have occurred to them to accuse the most serious European theater and film actor Lars Eidinger of having the role of a porn actor (the "basis" for this was the role in the film of the outstanding director Peter Greenaway). Absolute ignorance of cinema, and in particular the fact that eroticism, a naked body are an organic part of many classic works of cinema art.
- In the "Matilda" eroticism is also present?
- Here's another thesis that they allegedly “Matilda” consists only of gallows, drunkenness and fornication. In fact, the heroes drink one glass of champagne there, there are no gallows and no fornication. How do people who are considered state allow themselves to pronounce such nonsense? But even if one of them didn’t have
У записи 8 лайков,
1 репостов,
540 просмотров.
1 репостов,
540 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Жерновой