Я думаю, что давно пора переходить к теологии милосердия.
В конце 18 века хасидизм совершил теологический прорыв — начал активно судиться с Богом. Леви-Ицхок вызвал Бога на суд и засудил его — как всемогущего и всеведающего — и потребовал от него изменить свои пути. Не будем сейчас говорить о том, насколько это возможно или невозможно. Так или иначе — это важный теологический прорыв, важное понимание своего места рядом с Богом.
Я думаю, что сейчас ситуация изменилась. Из того, что я знаю, Бог — это страдающий Бог; это Бог, который не есть бесконечное и отстранённое счастье, виноватое в нашем несчастье, но незамечаемый никем соучастник всех событий, всякой боли, каждого человека — в его радости и страдании.
Если задаться вопросом, каким образом можно сделать так, чтобы человек мог сущестоввать — можно дать лишь один ответ: его нужно сотворить как существо, обладающее свободой воли, как существо, которое не может видеть Бога. Только из такого существа — злого и нечуткого, злого и злонамеренного — может вырасти собеседник и друг.
Пока что мы видим, что этого нет на свете. Бог бесконечно одинок и я не думаю, что Он сидит окружённый ангелами, грозно судя и присуждая страдания, смерть и ужас. Я думаю, что Он переживает наши страдания, проклинаемый и ненавидимый нами — существами, которые вырастают из него, как ветви, вырастающие из дерева; Он переживает наши страдания и мучения, отделённый от нас нашей свободой воли. Свобода воли сама награждает себя и наказывает себя — винить в этом Бога — это просто быть злым ребёнком.
В этот судный день я не уверен, что я буду обвинять Бога. Я не хочу Его и оправдывать. Я хочу, чтобы хоть кто-нибудь начал относиться к Нему милосердно и полюбил Его — не ожидая, не прося от Него ничего, потому что любовь — это не бесплатный супермаркет, а когда тебе важно, что творится с другим. Когда важно, несмотря на то, что мы совершенно не можем знать, что же с этим другим-единым.
Я люблю Бога, и я не знаю, что мне с этим всем делать. Моя жизнь от этого не становится лучше; я не жду никакой награды за это. Я просто продолжаю любить нашего Бога, который так горько и так нервно, так невпопад говорит в Своей Торе, чего Он от нас хочет.
גמר חתימה טובה. צום קל לכל מי שצם.
В конце 18 века хасидизм совершил теологический прорыв — начал активно судиться с Богом. Леви-Ицхок вызвал Бога на суд и засудил его — как всемогущего и всеведающего — и потребовал от него изменить свои пути. Не будем сейчас говорить о том, насколько это возможно или невозможно. Так или иначе — это важный теологический прорыв, важное понимание своего места рядом с Богом.
Я думаю, что сейчас ситуация изменилась. Из того, что я знаю, Бог — это страдающий Бог; это Бог, который не есть бесконечное и отстранённое счастье, виноватое в нашем несчастье, но незамечаемый никем соучастник всех событий, всякой боли, каждого человека — в его радости и страдании.
Если задаться вопросом, каким образом можно сделать так, чтобы человек мог сущестоввать — можно дать лишь один ответ: его нужно сотворить как существо, обладающее свободой воли, как существо, которое не может видеть Бога. Только из такого существа — злого и нечуткого, злого и злонамеренного — может вырасти собеседник и друг.
Пока что мы видим, что этого нет на свете. Бог бесконечно одинок и я не думаю, что Он сидит окружённый ангелами, грозно судя и присуждая страдания, смерть и ужас. Я думаю, что Он переживает наши страдания, проклинаемый и ненавидимый нами — существами, которые вырастают из него, как ветви, вырастающие из дерева; Он переживает наши страдания и мучения, отделённый от нас нашей свободой воли. Свобода воли сама награждает себя и наказывает себя — винить в этом Бога — это просто быть злым ребёнком.
В этот судный день я не уверен, что я буду обвинять Бога. Я не хочу Его и оправдывать. Я хочу, чтобы хоть кто-нибудь начал относиться к Нему милосердно и полюбил Его — не ожидая, не прося от Него ничего, потому что любовь — это не бесплатный супермаркет, а когда тебе важно, что творится с другим. Когда важно, несмотря на то, что мы совершенно не можем знать, что же с этим другим-единым.
Я люблю Бога, и я не знаю, что мне с этим всем делать. Моя жизнь от этого не становится лучше; я не жду никакой награды за это. Я просто продолжаю любить нашего Бога, который так горько и так нервно, так невпопад говорит в Своей Торе, чего Он от нас хочет.
גמר חתימה טובה. צום קל לכל מי שצם.
I think it's time to move on to theology of mercy.
At the end of the 18th century, Hasidism made a theological breakthrough - began to actively sue God. Levi Yitzchok summoned God to judgment and condemned him as omnipotent and omniscient - and demanded that he change his ways. We will not talk now about how this is possible or impossible. One way or another, this is an important theological breakthrough, an important understanding of one's place next to God.
I think that now the situation has changed. From what I know, God is a suffering God; this is God, who is not infinite and distant happiness, guilty of our misfortune, but an unnoticed accomplice of all events, all pain, every person - in his joy and suffering.
If one wonders how one can make one exist, one can give only one answer: it must be created as a creature with free will, as a creature that cannot see God. Only from such a creature - evil and insensitive, evil and malicious - can the interlocutor and friend grow.
So far, we see that this is not in the world. God is infinitely lonely and I don’t think that He sits surrounded by angels, menacingly judging and conferring suffering, death and horror. I think He is experiencing our suffering, cursed and hated by us - beings that sprout from him, like branches sprouting from a tree; He experiences our suffering and torment, separated from us by our free will. Free will rewards itself and punishes itself - blaming God for it is just being an evil child.
On this day of judgment, I am not sure that I will blame God. I do not want Him to justify. I want at least someone to begin to treat Him mercifully and to love Him - not expecting, not asking Him for anything, because love is not a free supermarket, but when it matters to you what’s happening to the other. When it is important, despite the fact that we absolutely cannot know what is wrong with this other one.
I love God, and I do not know what to do with all this. My life does not get better from this; I do not expect any reward for this. I just continue to love our God, who is so bitter and so nervous, so outrageously says in His Torah what He wants from us.
גמר חתימה טובה. צום קל לכל מי שצם.
At the end of the 18th century, Hasidism made a theological breakthrough - began to actively sue God. Levi Yitzchok summoned God to judgment and condemned him as omnipotent and omniscient - and demanded that he change his ways. We will not talk now about how this is possible or impossible. One way or another, this is an important theological breakthrough, an important understanding of one's place next to God.
I think that now the situation has changed. From what I know, God is a suffering God; this is God, who is not infinite and distant happiness, guilty of our misfortune, but an unnoticed accomplice of all events, all pain, every person - in his joy and suffering.
If one wonders how one can make one exist, one can give only one answer: it must be created as a creature with free will, as a creature that cannot see God. Only from such a creature - evil and insensitive, evil and malicious - can the interlocutor and friend grow.
So far, we see that this is not in the world. God is infinitely lonely and I don’t think that He sits surrounded by angels, menacingly judging and conferring suffering, death and horror. I think He is experiencing our suffering, cursed and hated by us - beings that sprout from him, like branches sprouting from a tree; He experiences our suffering and torment, separated from us by our free will. Free will rewards itself and punishes itself - blaming God for it is just being an evil child.
On this day of judgment, I am not sure that I will blame God. I do not want Him to justify. I want at least someone to begin to treat Him mercifully and to love Him - not expecting, not asking Him for anything, because love is not a free supermarket, but when it matters to you what’s happening to the other. When it is important, despite the fact that we absolutely cannot know what is wrong with this other one.
I love God, and I do not know what to do with all this. My life does not get better from this; I do not expect any reward for this. I just continue to love our God, who is so bitter and so nervous, so outrageously says in His Torah what He wants from us.
גמר חתימה טובה. צום קל לכל מי שצם.
У записи 22 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Марк Гондельман