Я думаю, что мои проблемы с лурианской каббалой можно проиллюстрировать этим на первый взгляд, громоздким примером. Кардозо несколько раз употребляет оборот "Бесконечность называемая..." (Праким, 47а, рук. JTS 1653). Слово "называемое" на иврите пишется как מכונה, а читается как "мехуннэ". Это омограф другого современного слова — "мехона" — "автомобиль".
В моей больной голове сразу появляется множество аллюзий — что Бог, это незримый автомобиль, поскольку колесницы уже вышли из моды, и теперь, видимо, надо говорить о "Рол-Ройсе Иезекииля".
Но если идти ещё дальше, то выясняется, что Бог — это Машина-махина. И вот этот пафос лурианской каббалы, что Бог — это сложная Машина-махина и заставляет меня не любить лурианский проект теоавтосервиса (при третьем тикуне сход-развал Бога б-сплатно!)
Понятно, что лурианская каббала будет отпираться от моего неправильного прочтения текста Кардозо. Но, если вдуматься, что именно сообщает нам проект Лурии, то мы неизбежно приходим к правильности этого неправильного прочтения: Бог — это невероятно сложная машина, которая собирает себя, чтобы ехать. Но сборка этой машины неладна, и наладить её могут только герчики-еврейчики с монтировками правильных молитв-заповедей-кавойнэс в правой руке. И с газовой горелкой Покаяния в руке левой.
Из этого ядра следует довольно расписанный ритуал, заменяющий обращение к Богу сложными вопросами о том, как же читать мануал исправления Теомобиля, что же именно надо делать, чтобы исправить первое, пятое и десятое.
Мне кажется, что это — крупнейший провал иудаизма со времён Рамбама. Бог, как и живой человек — не может быть заменён мануалом. Обращение к человеку —— или надежда, что человек может всё таки обратиться к человеку, и не ранить его, не пропустить его — не может быть заменена сложными алгоритмами, вычитанными в пабликах и даже очень хороших книжках. Обращение к Богу, как и обращение к человеку — это обращение из того, что есть до-света-и-тьмы — к тому, кто есть до-света-и-тьмы, и здесь нет ни большего, ни меньшего.
В моей больной голове сразу появляется множество аллюзий — что Бог, это незримый автомобиль, поскольку колесницы уже вышли из моды, и теперь, видимо, надо говорить о "Рол-Ройсе Иезекииля".
Но если идти ещё дальше, то выясняется, что Бог — это Машина-махина. И вот этот пафос лурианской каббалы, что Бог — это сложная Машина-махина и заставляет меня не любить лурианский проект теоавтосервиса (при третьем тикуне сход-развал Бога б-сплатно!)
Понятно, что лурианская каббала будет отпираться от моего неправильного прочтения текста Кардозо. Но, если вдуматься, что именно сообщает нам проект Лурии, то мы неизбежно приходим к правильности этого неправильного прочтения: Бог — это невероятно сложная машина, которая собирает себя, чтобы ехать. Но сборка этой машины неладна, и наладить её могут только герчики-еврейчики с монтировками правильных молитв-заповедей-кавойнэс в правой руке. И с газовой горелкой Покаяния в руке левой.
Из этого ядра следует довольно расписанный ритуал, заменяющий обращение к Богу сложными вопросами о том, как же читать мануал исправления Теомобиля, что же именно надо делать, чтобы исправить первое, пятое и десятое.
Мне кажется, что это — крупнейший провал иудаизма со времён Рамбама. Бог, как и живой человек — не может быть заменён мануалом. Обращение к человеку —— или надежда, что человек может всё таки обратиться к человеку, и не ранить его, не пропустить его — не может быть заменена сложными алгоритмами, вычитанными в пабликах и даже очень хороших книжках. Обращение к Богу, как и обращение к человеку — это обращение из того, что есть до-света-и-тьмы — к тому, кто есть до-света-и-тьмы, и здесь нет ни большего, ни меньшего.
I think that my problems with Lurian Kabbalah can be illustrated by this seemingly cumbersome example. Cardozo several times uses the phrase "Infinity called ..." (Pract. 47a, ch. JTS 1653). The word "called" in Hebrew is written as מכונה, and is read as "mehunne". This is the homograph of another modern word - "mehona" - "car".
Many illusions immediately appear in my sore head - that God is an invisible car, since the chariots are already out of fashion, and now, apparently, we must talk about the "Roll-Royce Ezekiel".
But if we go even further, it turns out that God is a Machina machine. And this pathos of Lurian Kabbalah, that God is a complex Machine-machine and makes me not like the Lurian project of theo-auto service (with the third tikun, the similarity-collapse of God is b-flat!)
It is clear that Lurian Kabbalah will be unlocked from my misreading of the text of Cardozo. But, if you think about what exactly the project of Luria tells us, then we inevitably come to the correctness of this incorrect reading: God is an incredibly complex machine that collects itself to go. But the assembly of this machine is not right, and only Jewish heroes can mount it with mounts of the correct prayer-commandments-kavoines in the right hand. And with the gas burner of Penance in the left hand.
A fairly well-planned ritual follows from this kernel, replacing God’s appeal with complex questions about how to read the manual for correcting Theomobile, what exactly needs to be done to fix the first, fifth and tenth.
It seems to me that this is the biggest failure of Judaism since the time of Rambam. God, like a living person, cannot be replaced by a manual. An appeal to a man —— or a hope that a man can still turn to a man and not hurt him, not miss him — cannot be replaced by complex algorithms read in public and even very good books. A call to God, like a call to a person, is a call from what is before-light-and-darkness to one who is before-light-and-darkness, and there is neither more nor less.
Many illusions immediately appear in my sore head - that God is an invisible car, since the chariots are already out of fashion, and now, apparently, we must talk about the "Roll-Royce Ezekiel".
But if we go even further, it turns out that God is a Machina machine. And this pathos of Lurian Kabbalah, that God is a complex Machine-machine and makes me not like the Lurian project of theo-auto service (with the third tikun, the similarity-collapse of God is b-flat!)
It is clear that Lurian Kabbalah will be unlocked from my misreading of the text of Cardozo. But, if you think about what exactly the project of Luria tells us, then we inevitably come to the correctness of this incorrect reading: God is an incredibly complex machine that collects itself to go. But the assembly of this machine is not right, and only Jewish heroes can mount it with mounts of the correct prayer-commandments-kavoines in the right hand. And with the gas burner of Penance in the left hand.
A fairly well-planned ritual follows from this kernel, replacing God’s appeal with complex questions about how to read the manual for correcting Theomobile, what exactly needs to be done to fix the first, fifth and tenth.
It seems to me that this is the biggest failure of Judaism since the time of Rambam. God, like a living person, cannot be replaced by a manual. An appeal to a man —— or a hope that a man can still turn to a man and not hurt him, not miss him — cannot be replaced by complex algorithms read in public and even very good books. A call to God, like a call to a person, is a call from what is before-light-and-darkness to one who is before-light-and-darkness, and there is neither more nor less.
У записи 8 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Марк Гондельман