Все время пребывания в Конье я не расставалась...

Все время пребывания в Конье я не расставалась со своим любимым розовым шарфом в цветочек. Более того, в самой Конье у нас с Машй, Алей и Галкой случилось то, что мы назвали «разнузданным шоппингом» и у меня появился еще один шарф цвета топленого молока. Ну и, поскольку Конья, это прежде всего, очень ортодоксальный мусульманский город с огромным количеством мечетей, а мы посещали и место захоронения Шемса, и музей Руми, и другие святые места, платок всегда должен был быть с собой, чтобы укрыть голову и волосы. Ну и вообще, я же не так давно поняла, что очень мне нравятся все эти штуки. И вот мы вечером все собрались в домике дервишей, и с нами Шейх, и он рассказывает что-то интересное, а я так и сижу, укутавшись в этот свой розовый шарф в цветочек.

И вот Шейх мне и говорит – зачем ты укрываешься так? Ты хочешь спать?
Я ему в ответ – нет, не хочу, просто мне нравится шарф и нравиться так сидеть.

Маша засмеялась и объяснила Шейху, что кроме этого, мы все вполне осознаем, что находимся в Конье, и что здесь ходить мимо мечетей в таких маечках, в которой я, к слову, в тот момент была, не очень правильно.

Шейх рассмеялся и сказал мне, что здесь я дома и могу ходить в том, что мне нравиться. Даже и в этой маечке. И еще он сказал, что не стоит прятать красоту от людских глаз. Мужчинам Коньи не запрещается на нее смотреть, что это нормально.

Это все происходило в очень теплой атмосфере, поэтому я в свою очередь, воодушивившись, спросила Шейха, не запрещено ли, в таком случае, эту самую красоту показывать? И Шейх ответил, что вот показывать таки запрещено!))

И это все очень просто было сказано, как само собой разумеющееся. Но мой мозг был взорван. Я хотела еще спросить, как же мужчины Коньи будут смотреть на эту самую красоту, если ее запрещено показывать? Но я «зависла» и этот вопрос остался со мной. Он и сейчас со мной и я над этим размышляю, так как сказано это было не абы кем и не абы где. Так как же так у них выходит, что эту самую красоту там действительно никто не показывает, но она там присутсвует? И они на нее смотрят и, очевидно, видят. Для меня стало совершенно очевидно, что есть некая грань. Что можно и выглядеть и быть красивой. А можно показывать, что ты красива. И вот в этом втором варианте заключен какой – то подвох, а какой пока понять не могу. Не могу уверенно сказать, где та тонкая грань, между двумя состояниями: когда женщина мужчину вдохновляет, а когда провоцирует. Нет, безусловно, и откровенные провокации могут быть вполне осознанными, но я вообще в своем окружении таких случаев со стороны женщин не знаю. Большинство носит облегающее, короткое, декольтированное и все это на каблуках. Есть еще одна крайность, когда джинсы/спортивные штаны, футболки/свитера, кроссовок. Мне говорят, что это «удобно». Я, кстати, тоже когда-то так одевалась. Можно сказать, что всю школу и весь ВУЗ. Тогда ни денег не было, ни осознанности никакой и никакого ощущения себя, как женщины. А потом я начала «показывать» свою «красоту». Да, все в кавычках. Потом я набрела на Валяеву и понапокупала себе платьиц. Но я и Валяеву то выдержала хорошо, если полгода, так и платьица у меня были не совсем ведические: либо короткие, либо чуть прикрывали колени, но с глубоким вырезом (из которого торчал лифчик с пушапом), либо и короткое и с вырезом. И все в облипочку. И каблуки, и макияж, и волосы во что только не красила, и даже татуаж век и губ делала, и ногти и ресницы наращивала. Но и это еще не все, у меня ж был пирсинг пупка и, о господи, сейчас я это напишу: присинг клитора. Вот я же ж была красотка! Можете себе это представить? Я сейчас с трудом представляю все это великолепие вместе взятое. Зачем же все это было мне нужно? Сейчас я понимаю, чтобы показать всем, какая же я красивая, манящая, сексуально раскрепощенная.. Очень современная и очень соответствующая чьим-то ожиданиям. Именно показать, потому что таковой я себя не ощущала . Нужно было нанести этот сокрушительный удар по всем, кто находится в визуальной досегаемости, чтобы… что? Я не стала от этого счастливее, я стала заложницей этого образа. То, что находилось внутри меня, вступало в такой сильный диссонанс с тем, что было снаружи, что, в тех редких и счастливых случаях, когда я получала обратную связь (спасибо этим людям, было больно, но я начала задумываться) мне говорили что я где-то в чем-то вру. Эти люди считали, что я намерянно в чем-то где-то их обманываю, что я преследую относительно их какие-то свои цели. А цель у меня была быть красивой, конечно же. Такой «красивой» и «какой надо», что меня сейчас все срочно резко полюбят. Как они посмеют не полюбить меня, когда я вся вот растакая? Но люди то чувствовали, что я им вру и сбегали. Тут еще такой немного детский подход к получению желаемого, незрелый, скажем так. Но я то уже взрослая женщина и я чувствую, что очень уж засиделась в «маленьких девочках». Демонстрировать уже никому ничего не хочу. Хочу быть. Пусть смотрят. Не на меня, на Красоту. Ведь в тот момент в дерге, когда Шейх говорил мне эти слова, я ничего не показывала, но он все увидел. И попросил не прятать то, что есть, а не показывать то, чего нет.
During my stay in Konya I never parted with my favorite pink floral scarf. Moreover, in Konya itself, what we called "unbridled shopping" happened with Masha, Alya and Galka, and I got another scarf the color of baked milk. Well, since Konya is, first of all, a very orthodox Muslim city with a huge number of mosques, and we visited the burial place of Shems, and the Rumi Museum, and other holy places, a scarf should always be with you to cover your head and hair. Well, in general, I realized not so long ago that I really like all these things. And so in the evening we all gathered in the house of the dervishes, and the Sheikh is with us, and he tells something interesting, and I just sit, wrapped in my pink scarf in a flower.

And so the Sheikh says to me - why are you hiding like this? Are you sleepy?
I answered him - no, I don't want to, I just like the scarf and like to sit like that.

Masha laughed and explained to the Sheikh that, besides this, we are all fully aware that we are in Konya, and that walking past mosques in such T-shirts, which, by the way, I was wearing at that moment, is not very correct here.

The Sheikh laughed and told me that here I am at home and can walk in what I like. Even in this T-shirt. And he also said that you should not hide beauty from human eyes. The men of Konya are not forbidden to look at her, which is normal.

This all happened in a very warm atmosphere, so I, in turn, inspired, asked the Sheikh, is it not forbidden, in that case, to show this beauty? And the Sheikh replied that it is still forbidden to show!))

And it was all very simply said, as a matter of course. But my brain was blown up. I also wanted to ask how the men of Konya will look at this very beauty, if it is forbidden to show it? But I got stuck and this question stayed with me. He is with me now and I am thinking about it, because it was said not by anyone and not where. So how does it come out to them that no one really shows this beauty there, but it is there? And they look at her and obviously see. It became quite obvious to me that there is a certain line. That you can look and be beautiful. And you can show that you are beautiful. And in this second option there is some kind of catch, but which one I still cannot understand. I can’t say for sure where that thin line is, between two states: when a woman inspires a man, and when she provokes. No, of course, and outright provocations can be quite deliberate, but in general, in my environment, I do not know such cases from women. Most wear tight-fitting, short, low-cut and all this with heels. There is another extreme when jeans / sweatpants, T-shirts / sweaters, sneakers. They tell me it's "convenient". Incidentally, I also once dressed like that. We can say that the whole school and the whole university. Then there was no money, no awareness and no feeling of oneself as a woman. And then I started to "show" my "beauty". Yes, everything is in quotation marks. Then I came across Valyaeva and bought myself some dresses. But I also endured Valyaev well, if half a year, and my dresses were not quite Vedic: either short, or slightly covered my knees, but with a deep neckline (from which a bra with a push-up protruded), or short and with a neckline. And everything is sticky. And heels, and makeup, and hair in all sorts of dyes, and even did permanent makeup for eyelids and lips, and extended nails and eyelashes. But that's not all, I had a navel piercing and, oh my God, now I'll write this: clitoral pricking. Well, I was a beauty! Can you imagine it? Now I can hardly imagine all this splendor taken together. Why did I need all this? Now I understand in order to show everyone how beautiful, alluring, sexually liberated I am .. Very modern and very consistent with someone's expectations. Precisely to show, because I did not feel that way. It was necessary to deliver this crushing blow to everyone who is in visual reach in order to ... what? I did not become happier because of this, I became a hostage of this image. What was inside of me entered into such a strong dissonance with what was outside that, in those rare and happy cases when I received feedback (thanks to these people, it hurt, but I started to think) I was told that I somewhere in something lying. These people believed that I was deliberately deceiving them somewhere, that I was pursuing some of my goals in relation to them. And my goal was to be beautiful, of course. So "beautiful" and "what you need" that now everyone will immediately fall in love with me. How dare they not fall in love with me when I’m all over the place? But people then felt that I was lying to them and ran away. There is also such a slightly childish approach to getting what you want, immature, let's say. But I’m already an adult woman and I feel that I’ve been too late in the “little girls”. I don't want to demonstrate anything to anyone. I want to be. Let them watch. Not me, but Beauty. Indeed, at that moment in the derga, when the Sheikh
У записи 126 лайков,
13 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Юлия Волнухина

Понравилось следующим людям