Советский кинематограф во всех своих проявлениях был о том, что...

Советский кинематограф во всех своих проявлениях был о том, что итогом всего развития будет коммунизм — прогресс и счастье для всего мира. Какое бы советское кино вы ни смотрели, даже если вы его не понимаете, стоит помнить, что это кино всегда подразумевало будущее. Из-за того что была эта система координат, режиссёрам было понятно общество и его стремления. Сейчас у всех довольно разная, иногда даже диаметрально противоположная точка зрения на то, что происходит. Поскольку кино — это всегда договор со зрителем, воплощение идей, кризис нашего общества отражается и в кризисе кинематографа. Может быть, за исключением «Горько!» Жоры Крыжовникова, где какие-то точки соприкосновения были найдены.

Разумеется, не всё советское кино было великим. Были и проходные ленты, и довольно невыносимые. Но из-за того, что прошло много времени, мы видим лучшие его образцы. Однако перед тем как посмотреть серьёзный советский фильм, нужно как-то приготовиться. Это касается любого искусства вообще. Тяжело пытаться понять Пруста, если параллельно с чтением варить компот.

Существует заблуждение, что есть деление на «большое кино» Эйзенштейна или Тарковского для интеллектуалов и лёгкие массовые фильмы вроде «Иронии судьбы» или «Гаража». И Тарковский, и Рязанов говорят о человеке, просто каждый по-своему. Ту же «Иронию судьбы» стоит посмотреть отдельно, без новогодних салатов. Вдруг становится понятно, что это сложно сделанная драма с несчастливым концом — там в итоге и не ясно, что будет лучше для героев. Так можно разложить многие популярные советские фильмы, и они окажутся несколько глубже культурного пласта, которым окружены.

Например, внутри каждой советской комедии прячется некий гуманистический принцип. И на героя режиссёр смотрит с точки зрения этого гуманизма, с идеей, что каждый человек ценен. И советская комедия также говорит зрителю о грядущей радости вокруг. Насколько бы сатирична она ни была, главное там — абсолютно искренний, честный, благожелательный взгляд на человека.

 10 советских режиссёров, фильмы которых нужно посмотреть в первую очередь

Сергей Эйзенштейн

Эйзенштейн является одним из отцов-основателей не только нашего кино, но и общемирового. О его вкладе в кино можно говорить очень долго и много. Например, он стоит у истоков монтажа аттракционов, который он позаимствовал у театра. Суть его в том, что на общее впечатление зрителя влияют вообще все детали: не только игра актёров, но и наличие у кого-то дефектов речи, цвет сцены и костюмов, декорации. Хороший режиссёр готовит такие маленькие впечатления в течение всего фильма. Одна сцена вызывает какое-то одно чувство, вторая — другое, а вместе — нечто третье, и этим мы можем влиять на зрителя.

ЧТО СМОТРЕТЬ: «Броненосец „Потёмкин“», «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный»

Борис Барнет

Помимо того что Барнет был одним из основателей советской лирической комедии, с очень человеческим взглядом на своих героев, он также снял один из лучших роуд-муви того времени — фильм «Алёнка».

ЧТО СМОТРЕТЬ: «Подвиг разведчика», «Алёнка»

Александр Довженко

Довженко сих пор считается одной из ведущих фигур в мировом кинематографе. Фильм «Земля» — одна из лучших трагедий. В отличие от драмы, в трагедии нужно добиваться постоянного нарастания эмоциональных ощущений. Достигнуть этого в полной мере тяжело, но у Довженко получилось.

ЧТО СМОТРЕТЬ: «Земля», «Арсенал», «Звенигора»

Всеволод Пудовкин

Был учеником Льва Кулешова. Многие фильмы Пудовкина считаются абсолютными шедеврами монтажной эстетики и безупречными примерами авангарда. К тому же они очень красивы.

ЧТО СМОТРЕТЬ: «Потомок Чингисхана», «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга»

Михаил Калатозов

Совместно с оператором Сергеем Урусевским Калатозов снял фильм «Летят журавли», ставший лауреатом Каннского кинофестиваля в 1958 году. Лента, в которой перекликаются состояния природы и главной героини. Такая рифмовка очень характерна для этого периода, именно поэтому его также называют «оттепелью». Говоря о Калатозове и Урусевском, ещё стоит упомянуть фильм «Я — Куба», который очень любит Фрэнсис Форд Коппола. Там есть красивые однокадровые сцены без склейки, технически очень сложно сделанные.

ЧТО СМОТРЕТЬ: «Летят журавли», «Я — Куба»

Марлен Хуциев

У Хуциева есть важная особенность: он невероятно долго снимал, поэтому почти все его фильмы являются итоговыми для какого-то этапа в истории кино. Например, в «Заставе Ильича» сквозит атмосфера 60-х: фестиваль молодёжи и студентов, и Первомай, и Гагарин. Такой дух эпохи.

ЧТО СМОТРЕТЬ: «Июльский дождь», «Бесконечность», «Застава Ильича»

Марк Осепьян

«Три дня Виктора Чернышёва» Осепьяна в некотором роде был ответом на «Заставу Ильича». Он берёт примерно таких же героев, нейтральных рабочих, но показывает их немного гротескно. Это показательная картина об экзистенциальном кризисе советского человека.

ЧТО СМОТРЕТЬ: «Три дня Виктора Чернышёва»

Андрей Тарковский

Творчество Тарковского — прежде всего попытка исследовать не только природу человека, но и природу всей мировой культуры. Он учится у Бергмана, Феллини, Куросавы и при этом делает что-то своё. Во многих своих фильмах он языком искусства пытается ответить, что такое человек.

ЧТО СМОТРЕТЬ: «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис», «Сталкер», «Зеркало»

Сергей Параджанов

Наряду с Тарковским Параджанов считается одной из визитных карточек СССР второй половины XX века. Для его кино характерно буйство света и радости, потому что он предпринимает попытки давать ответы на вопросы через визуальное.

ЧТО СМОТРЕТЬ: «Ашик-Кериб», «Тени забытых предков», «Легенда о Сурамской крепости», «Цвет граната»

Алексей Герман-старший

В своих работах Герман почти всегда уничтожает фабулу ради сюжета. Его фильмы, особенно поздние, в основном выглядят как живописные картины, а персонажи погружены в мир вокруг них. Если отдельно посмотреть на каждую сцену, становится ясен основной мотив, но он сознательно тонет в заднем плане.

ЧТО СМОТРЕТЬ: «Двадцать дней без войны», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин»

 Что ещё смотреть и читать о советском кинематографе

Владимир Паперный. «Почему американские и советские фильмы 30-х годов так похожи?»

Лекция искусствоведа Владимира Паперного, в которой он сравнивает кинематограф России и США и объясняет, почему так похожи фильмы, снятые в двух совершенно разных культурах.

 seance.ru

Евгений Марголит. «Живые и мёртвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов»

Сборник статей одного из ведущих российских киноведов и кинокритиков Евгения Марголита, в которых он рассказывает о зарождении, развитии и распаде мифа о советской идеологии, используя материал отечественного кино.

 kinozapiski.ru

Журнал «Киноведческие записки»

Медленное чтение для тех, кто хочет глубоко разбираться в теме. Журнал издают всего четыре раза в год в виде подборок статей по теории и истории кино, зато много внимания уделяют истории дореволюционного и советского кинематографа. На сайте можно найти оглавления всех номеров журнала начиная с 1999 года, а печатную версию все желающие могут получить, написав в редакцию на почту.
Soviet cinema in all its manifestations was that the result of all development would be communism - progress and happiness for the whole world. Whatever Soviet movie you watch, even if you don't understand it, it is worth remembering that this movie has always meant the future. Due to the fact that there was this coordinate system, the directors understood the society and its aspirations. Now everyone has a rather different, sometimes even diametrically opposite point of view on what is happening. Since cinema is always a contract with the viewer, the embodiment of ideas, the crisis of our society is reflected in the crisis of cinema. Maybe with the exception of "Bitter!" Zhora Kryzhovnikov, where some points of contact were found.

Of course, not all Soviet cinema was great. There were pass-through tapes, and quite unbearable ones. But due to the fact that a lot of time has passed, we see the best examples of it. However, before watching a serious Soviet film, you need to somehow prepare. This applies to any art in general. It is hard to try to understand Proust if you cook compote in parallel with reading.

There is a misconception that there is a division into Eisenstein's or Tarkovsky's “big cinema” for intellectuals and light mass films like Irony of Fate or Garage. Both Tarkovsky and Ryazanov talk about a person, just each in his own way. The same "Irony of Fate" is worth watching separately, without New Year's salads. Suddenly it becomes clear that this is a complicated drama with an unhappy ending - there, in the end, it is not clear what will be better for the characters. Many popular Soviet films can be decomposed in this way, and they will turn out to be somewhat deeper than the cultural layer that they are surrounded by.

For example, a certain humanistic principle is hidden inside every Soviet comedy. And the director looks at the hero from the point of view of this humanism, with the idea that every person is valuable. And the Soviet comedy also tells the viewer about the coming joy around. No matter how satirical it is, the main thing there is an absolutely sincere, honest, benevolent look at a person.

 10 Soviet directors whose films you need to watch first

Sergey Eisenstein

Eisenstein is one of the founding fathers of not only our cinema, but also the world's one. One can talk a lot about his contribution to cinema. For example, he is one of the originators of the installation of attractions, which he borrowed from the theater. Its essence is that the general impression of the viewer is influenced by all the details: not only the play of the actors, but also the presence of speech defects, the color of the stage and costumes, and the scenery. A good director prepares such small impressions throughout the film. One scene evokes one feeling, the second - another, and together - something third, and by this we can influence the viewer.

WHAT TO WATCH: "Battleship Potemkin", "October", "Alexander Nevsky", "Ivan the Terrible"

Boris Barnet

In addition to the fact that Barnet was one of the founders of the Soviet lyrical comedy, with a very human outlook on his characters, he also shot one of the best road movies of that time - the film Alyonka.

WHAT TO WATCH: "The exploit of the scout", "Alyonka"

Alexander Dovzhenko

Dovzhenko is still considered one of the leading figures in world cinema. The film "Earth" is one of the best tragedies. Unlike drama, in tragedy, you need to achieve a constant increase in emotional sensations. It is difficult to achieve this in full, but Dovzhenko succeeded.

WHAT TO WATCH: "Earth", "Arsenal", "Zvenigora"

Vsevolod Pudovkin

He was a student of Lev Kuleshov. Many of Pudovkin's films are considered absolute masterpieces of editing aesthetics and impeccable examples of the avant-garde. They are also very beautiful.

WHAT TO WATCH: "The Descendant of Genghis Khan", "Mother" and "The End of St. Petersburg"

Mikhail Kalatozov

Together with the cameraman Sergei Urusevsky, Kalatozov shot the film "The Cranes Are Flying", which became a laureate of the Cannes Film Festival in 1958. A tape in which the states of nature and the main character echo. This rhyme is very characteristic of this period, which is why it is also called the "thaw". Speaking of Kalatozov and Urusevsky, it is also worth mentioning the film "I am Cuba", which Francis Ford Coppola loves very much. There are beautiful one-frame scenes without gluing, technically very difficult to make.

WHAT TO WATCH: "The Cranes Are Flying", "I am Cuba"

Marlene Khutsiev

Khutsiev has an important feature: he shot for an incredibly long time, so almost all of his films are final for some stage in the history of cinema. For example, in "Zastava Ilyich" you can see the atmosphere of the 60s: the festival of youth and students, and May Day, and Gagarin. Such a spirit of the era.

WHAT TO WATCH: "July Rain", "Infinity", "Zastava Ilyich"

Mark Osepyan

Osepian's Three Days of Viktor Chernyshev was in some way a response to Ilyich's Outpost. He takes about the same heroes, neutral workers, but shows them a little grotesque. This is an illustrative picture of the existential crisis of the Soviet man.

WHAT TO WATCH: "Three days of Viktor Chernyshev"

Andrey Tarkovsky

Tarkovsky's work is primarily an attempt to explore not only the nature of man, but also the nature of the entire world
У записи 16 лайков,
4 репостов,
926 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Козырев

Понравилось следующим людям