Сегодня евреи всего мира начинают праздновать Песах. В этом году 14 нисана выпало на 19 апреля. Он будет продолжаться восемь дней, надеюсь успеть написать о нём. Если кратко, то Песах - праздник обретения свободы.
Сегодня же - день начала восстания в Варшавском гетто, в 1943, и это, конечно, тоже о свободе - во вторую очередь, но в первую очередь - о возможности жить и борьбе за это.
Был такой советский еврейский поэт, Арон Вергелис, и у него есть книга "16 стран, включая Монако", написана не позднее 1979, в которой есть текст о тех событиях.
Вот он:
"ДЕНЬ ВАРШАВСКОГО ГЕТТО
Гетто... Настолько привычным стало это слово, что порой даже забывают, что такое гетто.
Позволяют себе даже предлагать: «Евреи — обратно в гетто».
Евреи, вечно экспансивные евреи, первыми придумали и оставили за собой слово «гетто», хотя есть еще на свете индейские резервации, негритянский Гарлем, Южно-Африканская Республика...
Еврейские гетто до второй мировой войны были национальным и социальным кордоном, средством, при помощи которого евреев держали в стороне от большого мира. Еврейские гетто в дни нацистского господства стали бойней, просто-напросто бойней.
Памятник борцам варшавского гетто. Я пришел сюда в дождливое утро, через двадцать два года после того, как гетто в Варшаве превратилось в восставшее гетто, в место вечной славы. Обреченные люди, истощенные голодом, холодом и болезнями, стояли здесь насмерть, до последнего дыхания боролись с артиллерией и танками, с отборными эсэсовскими полками.
После варшавского гетто не должно быть на земле никаких гетто. Когда восстание было задушено, немногие уцелевшие герои через канализационные трубы вышли из гетто в лес: не вошли в гетто — вышли из гетто!
<…>
Еврейское гетто в Варшаве можно сравнить с горящим танком, окруженным врагами. Боевой экипаж дрался до последней гранаты, до последнего вздоха. Танк уже плавится, танкисты уже убиты, но возле танка столько вражеской падали, что это позволит живым сохранить обугленный танк как вечную славу, как вечную память... "
#янерасскажуниктонерасскажет
Сегодня же - день начала восстания в Варшавском гетто, в 1943, и это, конечно, тоже о свободе - во вторую очередь, но в первую очередь - о возможности жить и борьбе за это.
Был такой советский еврейский поэт, Арон Вергелис, и у него есть книга "16 стран, включая Монако", написана не позднее 1979, в которой есть текст о тех событиях.
Вот он:
"ДЕНЬ ВАРШАВСКОГО ГЕТТО
Гетто... Настолько привычным стало это слово, что порой даже забывают, что такое гетто.
Позволяют себе даже предлагать: «Евреи — обратно в гетто».
Евреи, вечно экспансивные евреи, первыми придумали и оставили за собой слово «гетто», хотя есть еще на свете индейские резервации, негритянский Гарлем, Южно-Африканская Республика...
Еврейские гетто до второй мировой войны были национальным и социальным кордоном, средством, при помощи которого евреев держали в стороне от большого мира. Еврейские гетто в дни нацистского господства стали бойней, просто-напросто бойней.
Памятник борцам варшавского гетто. Я пришел сюда в дождливое утро, через двадцать два года после того, как гетто в Варшаве превратилось в восставшее гетто, в место вечной славы. Обреченные люди, истощенные голодом, холодом и болезнями, стояли здесь насмерть, до последнего дыхания боролись с артиллерией и танками, с отборными эсэсовскими полками.
После варшавского гетто не должно быть на земле никаких гетто. Когда восстание было задушено, немногие уцелевшие герои через канализационные трубы вышли из гетто в лес: не вошли в гетто — вышли из гетто!
<…>
Еврейское гетто в Варшаве можно сравнить с горящим танком, окруженным врагами. Боевой экипаж дрался до последней гранаты, до последнего вздоха. Танк уже плавится, танкисты уже убиты, но возле танка столько вражеской падали, что это позволит живым сохранить обугленный танк как вечную славу, как вечную память... "
#янерасскажуниктонерасскажет
Today, Jews around the world are starting to celebrate Passover. This year, 14 Nisan fell on April 19. It will last eight days, I hope to have time to write about it. In short, Passover is a celebration of freedom.
Today is the day of the beginning of the uprising in the Warsaw ghetto, in 1943, and this, of course, is also about freedom - secondarily, but first and foremost - about the possibility of living and fighting for it.
There was such a Soviet Jewish poet, Aaron Vergelis, and he has the book "16 countries, including Monaco," written no later than 1979, which contains the text of those events.
Here he is:
"DAY OF WARSAW GETTO
Ghetto ... This word has become so familiar that sometimes they even forget what a ghetto is.
They even allow themselves to offer: "Jews - back to the ghetto."
The Jews, the ever-expansive Jews, were the first to invent and leave behind the word "ghetto", although there are still Indian reservations in the world, Negro Harlem, South Africa ...
Before the Second World War, the Jewish ghettos were a national and social cordon, the means by which Jews were kept away from the big world. The Jewish ghettos during the days of Nazi rule became a massacre, simply a massacre.
Monument to the fighters of the Warsaw ghetto. I came here on a rainy morning, twenty-two years after the ghetto in Warsaw turned into a rebellious ghetto, into a place of eternal glory. Doomed people, exhausted by hunger, cold and disease, stood here to the death, until the last breath they fought with artillery and tanks, with selected SS regiments.
After the Warsaw ghetto there should be no ghettos on the ground. When the uprising was strangled, few surviving heroes came out of the ghetto through the sewer pipes into the forest: they did not enter the ghetto - they left the ghetto!
<...>
The Jewish ghetto in Warsaw can be compared to a burning tank surrounded by enemies. The fighting crew fought to the last grenade, to the last breath. The tank is already melting, tankers have already been killed, but near the tank there are so many enemy carriages that it will allow to save the charred tank alive as eternal glory, as eternal memory ... "
I can tell how to talk
Today is the day of the beginning of the uprising in the Warsaw ghetto, in 1943, and this, of course, is also about freedom - secondarily, but first and foremost - about the possibility of living and fighting for it.
There was such a Soviet Jewish poet, Aaron Vergelis, and he has the book "16 countries, including Monaco," written no later than 1979, which contains the text of those events.
Here he is:
"DAY OF WARSAW GETTO
Ghetto ... This word has become so familiar that sometimes they even forget what a ghetto is.
They even allow themselves to offer: "Jews - back to the ghetto."
The Jews, the ever-expansive Jews, were the first to invent and leave behind the word "ghetto", although there are still Indian reservations in the world, Negro Harlem, South Africa ...
Before the Second World War, the Jewish ghettos were a national and social cordon, the means by which Jews were kept away from the big world. The Jewish ghettos during the days of Nazi rule became a massacre, simply a massacre.
Monument to the fighters of the Warsaw ghetto. I came here on a rainy morning, twenty-two years after the ghetto in Warsaw turned into a rebellious ghetto, into a place of eternal glory. Doomed people, exhausted by hunger, cold and disease, stood here to the death, until the last breath they fought with artillery and tanks, with selected SS regiments.
After the Warsaw ghetto there should be no ghettos on the ground. When the uprising was strangled, few surviving heroes came out of the ghetto through the sewer pipes into the forest: they did not enter the ghetto - they left the ghetto!
<...>
The Jewish ghetto in Warsaw can be compared to a burning tank surrounded by enemies. The fighting crew fought to the last grenade, to the last breath. The tank is already melting, tankers have already been killed, but near the tank there are so many enemy carriages that it will allow to save the charred tank alive as eternal glory, as eternal memory ... "
I can tell how to talk
У записи 24 лайков,
2 репостов,
564 просмотров.
2 репостов,
564 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ася Аксельрод