"Но тут, тут, – и Хорхе упорно долбил пальцем по столу рядом с книгой, лежавшей перед Вильгельмом, – тут пересматривается функция смеха, смех возводится на уровень искусства, смеху распахиваются двери в мир ученых, он становится предметом философии и вероломного богословия. Ты видел вчера, насколько легко простецами перенимаются и проводятся в жизнь самые смутные ереси. Это от незнания законов Бога и законов природы. Но для церкви не опасна ересь простецов, они сами себя обрекают на гибель, их подтачивает необразованность. Невежественное сумасбродство Дольчина и иже с ним никогда не приведет к кризису божественного порядка. Оно проповедует насилие и погибнет от насилия, оно, это сумасбродство, не оставит следов, оно исчерпывается, как исчерпывается карнавал, и не так уж страшно, если во время праздника на земле будет воспроизведен, в кратком и преходящем виде, обряд крещения навыворот. Важно, чтобы в данном случае событие не выразилось в записи, чтобы то, что говорится на народном языке, не обрело переводчика на латынь. Смех освобождает простолюдина от страха перед дьяволом, потому что на празднике дураков и дьявол тоже выглядит бедным и дураковатым, а значит – управляемым. Однако эта книга могла бы посеять в мире мысль, что освобождение от страха перед дьяволом – наука. Надсаживаясь с хохоту и полоща вином глотку, мужик ощущает себя хозяином, потому что он перевернул отношения власти; но эта книга могла бы указать ученым особые уловки остроумия – они стали бы уловками ученого остроумия – и тем узаконить переворот. Тогда среди умственных процессов стали бы числиться те, которые до сих пор в неосмысленном обиходе простолюдинов оставались, слава Богу, процессами утробными. Что смех присущ человеку, это означает лишь одно: всем нам, увы, присуща греховность. Однако из этой книжки многие распущенные умы, такие как твой, могли бы вывести конечный силлогизм, а именно что смех – цель человека! Смех временно отрешает мужика от страха. Однако закон может быть утверждаем только с помощью страха, коего полное титулование – страх Божий. А из этой книги могла бы вылететь люциферианская искра, которая учинила бы во всем мире новый пожар; и смех бы утвердил себя как новый способ, неизвестный даже Прометею, уничтожать страх. Когда мужик смеется, в это время ему нет никакого дела до смерти; однако потом вольница кончается, и литургия вселяет в мужика снова, согласно божественному предопределению, страх перед смертью. А из этой книги могло бы народиться новое, сокрушительное стремление уничтожить смерть путем освобождения от страха. А во что превратимся мы, греховные существа, вне страха, возможно, самого полезного, самого любовного из Божиих даров? Века за веками доктора и отцы скапливали благоуханнейшие токи священной науки, дабы иметь возможность изживать, с помощью божественного помышления о том, что вверху, гадкое убожество и возмутительность того, что внизу. А эта книга, в которой утверждается, что комедия, сатира и мим – сильнодействующие лекарства, способные очистить от страстей через показывание и высмеивание недостатка, порока, слабости, могла бы подтолкнуть лжеученого к попытке, дьявольски перевертывая все на свете, изживать то, что наверху, через приятие того, что внизу. Из этой книги вытекала бы мысль о том, что человек имеет право желать на земле (к чему приближался и твой Бэкон, рассуждая о природной магии) такого же изобилия, как в стране Кукане. А мы не должны и не можем этого иметь. Посмотри на монашков, бесстыдно передразнивающих Писание в шутовской «Киприановой вечере»! Какое дьявольское извращение Слова Божия! Но они все-таки сознают, что поступают дурно. Однако в тот день, когда авторитетом Философа будут узаконены маргинальные игры распутного воображения, о! В этот день действительно то, что было маргинальным, побочным, перескочит в середину, а о середине утратится всякое представление. Народ Божий превратится в ассамблею чудовищ, изрыгнутых из пропастей неисследованной земли – terra incognita, – и в тот же день окраина изведанной земли сделается сердцем христианской империи, и взлезут аримаспы на кафедру Петра, нехристи попадут в монастырь, толстопузые уроды с огромными головами будут хранителями библиотек! Рабы начнут издавать закон, мы (но имей в виду – и ты с нами) будем подчинены отсутствию всякого закона. Говорил же греческий философ, которого приводит здесь твой Аристотель (самым негодным образом, как союзника и авторитет), что следует развенчивать серьезность противников – смехом, а смех противников – серьезностью. Благодаря великой предусмотрительности наших отцов выбор давно определился: если смех – услада простонародья, любое простонародное вольнодумство может быть укрощено, усмирено и устрашено серьезностью. А у простонародья нет в распоряжении средств, чтобы заострить свой смех и сделать из него оружие против серьезности пастырей, которые призваны повести его к вечной жизни и упасти от искушений брюха, чрева, пола, пищи, от всех его отвратительных вожделений. Однако ежели кто-либо в какой-либо день, потрясая словами Философа и, значит, выступая от имени Философа, преподнесет искусство смеха как своеобразное острое оружие; если риторика убеждения вытеснится риторикой осмеяния; если такая аргументация, как постепенное и утешительное созидание картины воскрешения из мертвых, заменится иной аргументацией – безудержным развалом, искажением уже созданных, самых священных и самых почитаемых картин, – о, в этот день и ты и вся твоя наука, Вильгельм, будете сметены!»
У.Эко, "Имя Розы".
У.Эко, "Имя Розы".
“But here, here,” and Jorge persistently hollowed his finger on the table next to the book lying in front of Wilhelm, “here the function of laughter is reviewed, laughter is raised to the level of art, laughter is swinging open the doors to the world of scientists, it becomes the subject of philosophy and treacherous theology. You I saw yesterday how easily the most obscene heresies are accepted and carried out by the simple people. This is from ignorance of the laws of God and the laws of nature. But the heresy of the simple people is not dangerous for the church, they doom themselves to death, they are undermined by ignorance. Dolchny and others like him ignorant folly it will never lead to a crisis of divine order: it preaches violence and perishes from violence, it, this folly, will not leave any traces, it will be exhausted like a carnival is exhausted, and it’s not so scary if it is reproduced in brief and on earth during a holiday transient, rite of passage of baptism.It is important that in this case the event is not expressed in the recording, so that what is spoken in the national language e, did not find a translator in Latin. Laughter frees the commoner from fear of the devil, because at the festival of fools, the devil also looks poor and foolish, and therefore controlled. However, this book could sow in the world the idea that liberation from fear of the devil is a science. Seating himself with laughter and rinsing his throat with wine, the peasant feels himself the master, because he has turned over the relations of power; but this book could indicate to scientists special tricks of wit - they would become tricks of a scientist wit - and thereby legitimize the coup. Then, among the mental processes, those who until now, in the senseless everyday life of commoners, thank God, were uterine processes would be listed. That laughter is inherent in man, this means only one thing: all of us, alas, are inherent in sinfulness. However, from this book many loose minds, such as yours, could deduce the ultimate syllogism, namely that laughter is the goal of man! Laughter temporarily excludes a man from fear. However, the law can only be affirmed with the help of fear, whose full title is the fear of God. And from this book a Luciferian spark could fly out, which would start a new fire all over the world; and laughter would establish itself as a new way, unknown even to Prometheus, to destroy fear. When a man laughs, at this time he does not care about death; however, then the freemen ends, and the liturgy instills in the peasant again, according to divine predestination, the fear of death. And from this book, a new, crushing desire to destroy death by liberation from fear could come about. And what will we, sinful beings, turn into without fear of perhaps the most useful, the most loving of God's gifts? Centuries after centuries, doctors and fathers have accumulated the most fragrant currents of sacred science, in order to be able to get rid of, with the help of the divine thought of what is above, the ugly squalor and outrage of what is below. And this book, which claims that comedy, satire and mime are potent drugs that can cleanse passions by showing and ridiculing a lack, vice, weakness, could push the false scientist to an attempt to deviate everything above, devilishly overturn , through the acceptance of what is below. From this book, the idea would follow that a person has the right to wish on earth (to which your Bacon was approaching, discussing natural magic) the same abundance as in the country of Kukan. And we should not and cannot have it. Look at the nuns shamelessly mimicking Scripture in the clownish “Cyprian Evening”! What a diabolical perversion of the Word of God! But they are still aware that they are doing wrong. However, on that day when the marginal games of dissolute imagination will be legalized by the authority of the Philosopher, oh! On this day, indeed, what was marginal, incidental, will jump into the middle, and any idea will be lost about the middle. The people of God will turn into an assembly of monsters, spewed from the abysses of unexplored land - terra incognita, - and on the same day the outskirts of the explored land will become the heart of the Christian empire, and the arimasp will climb to the pulpit of Peter, uncleanly get into the monastery, fat-bellied freaks with huge heads will be kept ! Slaves will begin to issue a law, we (but keep in mind - and you are with us) will be subject to the absence of any law. The Greek philosopher, whom your Aristotle leads here (in the most unsuitable way, as an ally and authority), said that the seriousness of opponents should be debunked with laughter, and the laughter of opponents with seriousness. Thanks to the great forethought of our fathers, the choice has long been determined: if laughter is the delight of the common people, any common people's free-thinking can be tamed, pacified and frightened by seriousness. And the common people do not have at their disposal the means to sharpen their laughter and make him weapons against the seriousness of shepherds, who are called to lead him to eternal life and save him from the temptations of his belly, womb, sex, food, from all his disgusting lusts. However, if anyone in any
У записи 8 лайков,
0 репостов,
609 просмотров.
0 репостов,
609 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Татьяна Лабутина