Питер встретил меня хроническим насморком полуразвалившихся улиц и...

Питер встретил меня хроническим насморком полуразвалившихся улиц и улочек и полным отсутствием того, что принято называть погодой (осень для этого города также перманентно-хоническое явление, как для меня солнце, и уже в этом мы совершенно не сходимся с ним в интересах). Город, созданный для меланхоличных поэтов-одиночек был угрюм и не приветлив, постоянно сужая свои многочисленные проспекты, уводящие в тупик новой канавы. Стоп. Главное, ужаснувшее меня до глубины души, наблюдение — полное отсутствие не то, что солнца, НЕБА! Каменные сфинксы, высоченные башни и сверкающие колокольни, как говорится «и тут у нас культура, и там культура», и все это на фоне — ничего — то есть в полной безжизненной вакуумной упаковке, повисшее среди серого сумрака, так что «не отличить и дня от ночи»… Грязь, дождь, мокрые ноги и свистящий ветер в ушах — осень никогда не пугала меня, а порой, даже радовала свой определенной неопределенностью во всем — «прекрасная пора, очей очарованье», как там, у классика. Однако «питерская осень» заслуживает своего серого квадрата в живописи. Монолитно-бетонного. Бесчувственного ко всему и реагирующего лишь на искусственные «чувства навзрыд». Такая атмосфера, честно сказать, скорее призывала убить всех старушек-процентщиц этого мира, нежели в восхищении созерцать красоты культурной столицы.
(c) Tovarisch_kisa
Peter met me with a chronic runny nose of dilapidated streets and streets and the complete absence of what is commonly called the weather (autumn for this city is also a permanent-honic phenomenon, like the sun for me, and already in this we completely disagree with him). The city, created for melancholy single poets, was gloomy and unfriendly, constantly narrowing its many avenues, leading to a dead end of a new ditch. Stop. The main thing that horrified me to the depths of my soul, observation - the complete absence is not like the sun, SKY! The stone sphinxes, tall towers and sparkling belfries, as the saying goes, “here we have culture, and culture there”, and all this against the background - nothing - that is, in a complete lifeless vacuum pack, hanging in the middle of the gray dusk, so that “there is no way to distinguish from day to night "... Dirt, rain, wet feet and a whistling wind in my ears - autumn never scared me, and sometimes it even delighted me with its certain uncertainty in everything -" it's a great time, charm eyes, "as there is in a classic. However, St. Petersburg Autumn deserves its gray square in painting. Monolithic concrete. Insensitive to everything and reacting only to artificial “feelings sobbing”. Such an atmosphere, frankly, rather called for the murder of all the old women-percent-performers of this world, rather than in admiration to contemplate the beauty of the cultural capital.
(c) Tovarisch_kisa
У записи 14 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Владимир Ковалёк

Понравилось следующим людям