люблю Гоббса:
"Причиной ощущения является внешнее тело, или объект, который давит на
соответствующий каждому ощущению орган непосредственно, как это бывает при
вкусе и осязании, или опосредствованно, как при зрении, слухе и обонянии.
Это давление, продолженное внутрь посредством нервов и других волокон и
перепонок тела до мозга и сердца, вызывает здесь сопротивление, или обратное
давление, или усилие сердца освободиться. Так как это усилие направлено
вовне, оно кажется нам чем-то находящимся снаружи. И это кажущееся
(seeming), или этот призрак (fancy), люди называют ощущением. В отношении
глаза это есть ощущение света или определенного цвета, в отношении уха -
ощущение звука, в отношении ноздрей - ощущение запаха, в отношении языка и
неба - ощущение вкуса, а для всего остального тела - ощущение жары, холода,
твердости, мягкости и других качеств, которые мы различаем при помощи
чувства. Все эти так называемые чувственные качества являются лишь
разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта, движениями,
посредством которых объект различным образом давит на наши органы. Точно так
же и в нас, испытывающих давление, эти качества являются не чем иным, как
разнообразными движениями (ибо движение производит лишь движение). Но то,
чем они нам кажутся наяву, точно так же, как и во сне, есть призрак. И
подобно тому как давление, трение или ушиб глаза вызывают в нас призрак
света, а давление на ухо производит шум, точно так же и тела, которые мы
видим или слышим, производят то же самое своим сильным, хотя и не замечаемым
нами, действием. В самом деле, если бы те цвета или звуки были в телах или
объектах, которые их производят, они не могли бы быть отделены от них, как
мы это наблюдаем при отражении в зеркале или когда слышим эхо; в этих
случаях мы знаем: объект, который мы видим, находится в одном месте, а
призрак - в другом. И хотя на определенном расстоянии представляется, будто
произведенный нашей фантазией образ заключается в реальном и действительном
объекте, который порождает его в нас, тем не менее объект есть одно, а
воображаемый образ, или призрак,- нечто другое. Таким образом, ощущение во
всех случаях есть по своему происхождению лишь призрак, вызванный (как я
сказал) давлением, т. е. движением находящихся вне нас объектов, на наши
глаза, уши и другие предназначенные для этого органы."
"Причиной ощущения является внешнее тело, или объект, который давит на
соответствующий каждому ощущению орган непосредственно, как это бывает при
вкусе и осязании, или опосредствованно, как при зрении, слухе и обонянии.
Это давление, продолженное внутрь посредством нервов и других волокон и
перепонок тела до мозга и сердца, вызывает здесь сопротивление, или обратное
давление, или усилие сердца освободиться. Так как это усилие направлено
вовне, оно кажется нам чем-то находящимся снаружи. И это кажущееся
(seeming), или этот призрак (fancy), люди называют ощущением. В отношении
глаза это есть ощущение света или определенного цвета, в отношении уха -
ощущение звука, в отношении ноздрей - ощущение запаха, в отношении языка и
неба - ощущение вкуса, а для всего остального тела - ощущение жары, холода,
твердости, мягкости и других качеств, которые мы различаем при помощи
чувства. Все эти так называемые чувственные качества являются лишь
разнообразными движениями материи внутри вызывающего их объекта, движениями,
посредством которых объект различным образом давит на наши органы. Точно так
же и в нас, испытывающих давление, эти качества являются не чем иным, как
разнообразными движениями (ибо движение производит лишь движение). Но то,
чем они нам кажутся наяву, точно так же, как и во сне, есть призрак. И
подобно тому как давление, трение или ушиб глаза вызывают в нас призрак
света, а давление на ухо производит шум, точно так же и тела, которые мы
видим или слышим, производят то же самое своим сильным, хотя и не замечаемым
нами, действием. В самом деле, если бы те цвета или звуки были в телах или
объектах, которые их производят, они не могли бы быть отделены от них, как
мы это наблюдаем при отражении в зеркале или когда слышим эхо; в этих
случаях мы знаем: объект, который мы видим, находится в одном месте, а
призрак - в другом. И хотя на определенном расстоянии представляется, будто
произведенный нашей фантазией образ заключается в реальном и действительном
объекте, который порождает его в нас, тем не менее объект есть одно, а
воображаемый образ, или призрак,- нечто другое. Таким образом, ощущение во
всех случаях есть по своему происхождению лишь призрак, вызванный (как я
сказал) давлением, т. е. движением находящихся вне нас объектов, на наши
глаза, уши и другие предназначенные для этого органы."
love Hobbes:
"The cause of the sensation is the external body, or object, which presses on
the organ corresponding to each sensation directly, as is the case with
taste and touch, or indirectly, as with vision, hearing and smell.
This pressure continued inward through the nerves and other fibers and
the membranes of the body to the brain and heart cause resistance here, or vice versa
pressure, or the effort of the heart to break free. Since this effort is directed
outside, it seems to us to be something outside. And this seeming
(seeming), or this ghost (fancy), people call sensation. In a relationship
the eyes are a sensation of light or a certain color, in relation to the ear -
a sense of sound, in relation to the nostrils - a sense of smell, in relation to the tongue and
heaven - a sense of taste, and for the rest of the body - a feeling of heat, cold,
hardness, softness and other qualities that we distinguish with
feelings. All these so-called sensory qualities are only
various movements of matter inside the object that causes them, movements,
through which the object in various ways presses on our organs. Exactly
but in us, under pressure, these qualities are nothing more than
various movements (for movement produces only movement). But that,
what they seem to us in reality, just like in a dream, there is a ghost. AND
just as pressure, friction, or bruising of the eye causes a ghost in us
light, and pressure on the ear makes noise, just like the bodies that we
see or hear, do the same with their strong, though unnoticed
by us, by action. In fact, if those colors or sounds were in bodies or
the objects that produce them, they could not be separated from them, as
we observe this when reflected in a mirror or when we hear an echo; in these
cases we know: the object that we see is in one place, and
the ghost is in another. And although at a certain distance it seems as if
the image produced by our imagination is real and real
the object that generates it in us, however, the object is one, and
an imaginary image, or a ghost, is something else. Thus, the feeling of
In all cases there is only a ghost in its origin caused (like me
said) by pressure, i.e., by the movement of objects outside of us, onto our
eyes, ears and other organs intended for this. "
"The cause of the sensation is the external body, or object, which presses on
the organ corresponding to each sensation directly, as is the case with
taste and touch, or indirectly, as with vision, hearing and smell.
This pressure continued inward through the nerves and other fibers and
the membranes of the body to the brain and heart cause resistance here, or vice versa
pressure, or the effort of the heart to break free. Since this effort is directed
outside, it seems to us to be something outside. And this seeming
(seeming), or this ghost (fancy), people call sensation. In a relationship
the eyes are a sensation of light or a certain color, in relation to the ear -
a sense of sound, in relation to the nostrils - a sense of smell, in relation to the tongue and
heaven - a sense of taste, and for the rest of the body - a feeling of heat, cold,
hardness, softness and other qualities that we distinguish with
feelings. All these so-called sensory qualities are only
various movements of matter inside the object that causes them, movements,
through which the object in various ways presses on our organs. Exactly
but in us, under pressure, these qualities are nothing more than
various movements (for movement produces only movement). But that,
what they seem to us in reality, just like in a dream, there is a ghost. AND
just as pressure, friction, or bruising of the eye causes a ghost in us
light, and pressure on the ear makes noise, just like the bodies that we
see or hear, do the same with their strong, though unnoticed
by us, by action. In fact, if those colors or sounds were in bodies or
the objects that produce them, they could not be separated from them, as
we observe this when reflected in a mirror or when we hear an echo; in these
cases we know: the object that we see is in one place, and
the ghost is in another. And although at a certain distance it seems as if
the image produced by our imagination is real and real
the object that generates it in us, however, the object is one, and
an imaginary image, or a ghost, is something else. Thus, the feeling of
In all cases there is only a ghost in its origin caused (like me
said) by pressure, i.e., by the movement of objects outside of us, onto our
eyes, ears and other organs intended for this. "
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Александра Вербицкая