ЛЮБИТЕ ТИШИНУ! http://m3ra.ru/2015/05/24/enjoy-the-silence/ В период моего увлечения конструированием...

ЛЮБИТЕ ТИШИНУ!
http://m3ra.ru/2015/05/24/enjoy-the-silence/

В период моего увлечения конструированием музыки я везде ходил с диктофоном, отыскивая необходимые звуки, ритмические структуры и идеи. Это была славная охота. Меня радовала сама моя роль. Мне очень нравилось прислушиваться, оценивать всё, что я слышал, на предмет пригодности дальнейшего использования. Именно в таком настроении я попал к одному полузнакомому на день рождения. У этого товарища было несметное количество самых разных перкуссионных бренчалок. Примерно столько же было и гостей. В общем, мы все расселись, я радостно потирал свой диктофон, сейчас польётся музыка!

Понятное дело, что музыка не полилася. Возбуждённые гости так входили в раж, так хотели внести свою лепту во всеобщий стук, что буквально за несколько секунд начинавшееся было музицирование превращалось в похабнейший базарный гвалт. Я всё это останавливал (по их мнению — обламывал кайф), просил начать сначала и только и мог, что повторять, как заклинание, эти слова: любите тишину!

В принципе, о защите тишины уже сказано порядком, так что теперь можно обойтись тезисным изложением основных пунктов.

Во-первых, этикет, порядочность, культура. Самый надёжный маркер невоспитанности: прослушивание музыки без наушников на телефоне в общественном транспорте, громкие разговоры по тому же телефону в том же транспорте, вообще громкие разговоры и любое звуковое обозначение своего присутствия. Короче, всё, что можно отнести к акустической гигиене. Это ёжикам нужно пыхтеть и топать, чтобы никто лишний раз не укололся, ну а нам, напротив, стоит стараться не колоть никого своими звуками. Тем более, в условиях, когда мы постоянно наступаем друг другу на пятки. Давайте хоть на уши не наступать. И кстати, если вы всё ещё слушаете музыку в наушниках, внимательно следите за тем, чтобы не увеличивать время от времени громкость. Человек привыкает ко всему, в том числе и к децибелам, а громкая музыка, понятное дело, вставляет сильнее. Не надо. Берегите уши и психику. Кроме того, если у вас не очень сильно звукоизолирующие наушники, то окружающим может быть тоже хорошо слышно, что вы там слушаете. А внешний звук, искажённый наушниками, это вообще пытка.

Во-вторых, главное, способность быть с самим собой. Культура, в которой мы живём, построена на том, чтобы отвлекать нас от самих себя. И у многих людей это уже в разряде абсолютных потребностей: нужно чтобы что-нибудь постоянно лилось в уши, потому что иначе придётся остаться один на один со своими мыслями. А это уже похоже на работу — думать! Здесь же, наверное, уместно вспомнить термин, введённый ещё старшим Кара-Мурзой — «демократия шума». Примерно — «кто шумнее, тот и прав». Современные радио-хиты — это не соревнование мелодистов, а соревнование звукоинженеров, которые делают звук всё более компрессированным, то есть, звучащим громче в любых условиях. В общем-то, к этому сводится и вся реклама и пиар: чем громче и настойчивей залезешь в уши потребителю, тем больше шансов продать товар. Это всё напрямую связано с заглушением собственного голоса, внутреннего голоса. Некогда думать, когда скакать надо и орать лихую речёвку. Можно даже, наверное, такую формулу вывести: чем тише, тем дальше от толпы. И как не вспомнить ветхозаветную притчу, когда Бог приходил Илье не в урагане, не в землетрясении, а в тихом дуновении ветра.

Ну и в-третьих, и это вообще супер-главное, интеллект, мастерство, чувство меры. Как известно, писатель от графомана отличается тем, что может не писать. Настоящий крутой джазовый музыкант не тот, кто может выдать сто тыщ звуков, а тот, кто выдаст пару, но вовремя, кто слышит своих партнёров по джему и чётко знает, когда именно ему стоит вступить, а когда закончить. Если вы после анекдота начнёте рассказывать его смысл, вы рискуете быть побитым. Впрочем, вы рискуете даже если излишне свой анекдот затянете, упустив внимание слушателей.

Величайшую стратегическую игру Го называют «игрой пустоты»: самое ценное там — свободное пространство, оказывающееся в ваших владениях. Музыка возникает только благодаря тишине, существующей в ней. И японские хокку, и греческий гекзаметр невозможны без цезуры — специальной паузы внутри, являющейся центром композиции. Да и вообще, стихи в первую очередь характеризуются именно делением на строки (такая строка, собственно, стихом и называется), и строки эти в декламации отделяются друг от друга паузами, тишиной. Поэтому хуже всех стихи читают актёры, которые в угоду какой-то своей актёрской блажи плюют на стиходеление.

В общем, понятно. Настоящий мастер акупунктуры никогда не будет нажимать на пятьдесят точек, которые помогают от данной болезни, а найдёт одну-две, которые в данном конкретном случае запустят весь остальной процесс в автоматическом режиме. В этом же контексте можно рассмотреть и «злокачественное неофитство». Человек, только ознакомившийся с какой-то доктриной, тут же начинает невероятно возмущать тишину своими воплями о новой панацее. Чем, конечно, служит плохую службу знанию. Тот, кто в теме давно и не понаслышке, постарается никого не бить книгами по голове, постарается поймать тот самый момент и найти те самые слова, чтобы человек, к которому эти слова обращены, сам уже до всего додумался.

Нет более правильного режима, чем «само собой разумение». Когда люди не тратят слова, чтобы договариваться, потому что всё и так понятно, потому что люди имеют сходную картину мира. И такое сходство картин мира вовсе не делает людей одинаковыми! Напротив, именно благодаря тому, что карта одна, а люди по определению находятся в разных точках местности, и становится возможным диалог, прорисовка всё более тонких подробностей этой карты.

Сложно найти более правильное состояние, когда в едином молчании путешествуешь с другом по новым тропам и лишь иногда обращаешь его внимание на внезапно открывшийся вид или на новый диковинный цветок. А иногда не можешь сдержать слов восхищения от грандиозного мира, открытого нам. Порой такое молчание, когда близкий по духу человек рядом, когда он является полноценным и полноправным свидетелем твоих, ваших переживаний, лечит лучше любых лекарств. Порой ничего другого и не надо, как правильно помолчать о важном. Это то молчание — которое золото.

Но как в известной сказке про волшебную антилопу золото с лёгкостью превращается в черепки. Потому что без того самого контакта, полного доверия и существования на одной душевной территории это молчание становится обыкновенной смертью, холодной тишиной космоса. Нет более мощного связующего элемента между людьми, чем молчание, и нет более разделяющего. Ты повернулся ко мне спиной, потому что доверяешь или потому что не хочешь видеть? Тишина — мощнейшее выразительное средство, но чтобы ей стать таковой, нужны всё-таки строчки стихов, музыка, камни, расставленные на го-бан. Кстати, теоретически в Го самой желанной ситуацией считается абсолютно пустая доска — тогда свободных точек больше всего. Но ведь тогда и игры никакой нет. Не будем здесь вступать в полемику с буддистами, с ними уже давно всё понятно.

Один немецкий протестантский философ (Ойген Розеншток-Хюсси, если что) назвал свою программную книжку «Бог заставляет нас говорить». Можно поспорить насчёт «заставляет», но смысл понятен. Язык нам всё-таки дан. И это наш, пожалуй, главный инструмент. Всю жизнь мы учимся им пользоваться, и чем лучше мы им пользуемся, тем реже его используем. Хорошим упражнением по восстановлению ценности языка является обет молчания. Но смысл он обретает только в контексте предыдущего и последующего говорения. Монах, ушедший в скит, бессмысленен без остального мира, который иногда должен соприкасаться с этим монахом. С христианами тоже спорить здесь не будем.

Мне кажется, наиболее точно понять смысл этой тишины можно на примере медитации. Медитация — это такое упражнение, когда мы сознательно, волевым усилием прекращаем наш внутренний монолог, останавливаем поток слов, текущий в нас постоянно. Это сделать очень трудно, для многих почти невозможно. Но главное не это, главное — для чего это делается. По моему глубокому убеждению это имеет смысл делать только для того, чтобы за нашей постоянной болтовнёй услышать голос Бога, поймать то Различение (абсолютно новую информацию, которую можно положить в основу своей картины мира), которое Он нам дарует, и которое является ключом к новым этапам нашей жизни. Конечно, это Различение можно ловить и без медитации, достаточно быть просто внимательным к своему внутреннему миру. Но медитация — хорошее упражнение по развитию этой внимательности, концентрации, дисциплине. И целью медитации для меня является именно это ухватывание, куда же направляют мой взгляд. Когда я не думаю ни о чём, куда я смотрю? Что становится объектом моего внутреннего взора? А потом, конечно, эту схваченную информацию нужно обработать, понять, что же это было, и какое место в нашем миропонимании это должно занять. Тут, ясный павлик, без слов, языка никак не обойтись.

По себе могу сказать, что медитация в первую очередь обнажает то эгрегориальное марево, которое тебя накрывает. Во время глубоких медитаций я отчётливо ощущал присутствие, голоса эгрегоров, к которым подключён. Заставить и их замолчать — вот это уже высший пилотаж. А идеальным вариантом, наверное, будет на основании той информации, что получена в Различении, добиться, чтобы эти эгрегоры стали транслировать уже несколько другую, более правдивую информацию.

Любить тишину легко. И, конечно, очень приятно. Гораздо труднее сделать эту тишину частью своей музыки (а мы никогда не музицируем одни — мы всегда находимся в ансамбле). Сделать так, чтобы тишина была инструментом общения, а не инструментом отчуждения, вот задача, достойная человека.
Глеб Деев
LOVE SILENCE!
http://m3ra.ru/2015/05/24/enjoy-the-silence/

In the period of my enthusiasm for constructing music, I went everywhere with a tape recorder, looking for the necessary sounds, rhythmic structures and ideas. It was a glorious hunt. I was very pleased with my role. I really liked to listen, to evaluate everything I heard about the suitability of future use. It was in this mood that I got to a half-acquaintance on my birthday. This comrade had a myriad of very different percussion strummers. There were about the same number of guests. In general, we all sat down, I happily rubbed my voice recorder, now the music will flow!

It is clear that the music did not flow. Excited guests entered into a rage so much, they wanted to make their own contribution to the general knock that in just a few seconds the beginning of the music-making turned into a poppy market noise. I stopped all this (in their opinion - broke off the buzz), asked to start over and only that could repeat, like a spell, these words: love silence!

In principle, the protection of silence has already been said in order, so now you can get away with a summary of the main points.

First, etiquette, decency, culture. The most reliable marker of bad manners: listening to music without headphones on the phone in public transport, loud conversations on the same phone in the same transport, generally loud conversations and any sound designation of your presence. In short, everything that can be attributed to acoustic hygiene. This hedgehogs need to puff and stomp, so that no one has ever pricked, well, we, on the contrary, should try not to prick anyone with their sounds. Especially, in conditions when we constantly step on one another’s heels. Let's at least not attack the ears. And by the way, if you're still listening to music with headphones, be careful not to increase the volume from time to time. A person gets used to everything, including decibels, and loud music, of course, inserts more. Do not. Take care of your ears and psyche. In addition, if you do not have very soundproof headphones, then others can also hear well what you are listening to. And the external sound, distorted by headphones, is generally torture.

Secondly, most importantly, the ability to be with yourself. The culture in which we live is built to distract us from ourselves. And for many people this is already in the discharge of absolute needs: it is necessary that something constantly pour into your ears, because otherwise you will have to be left alone with your thoughts. And this already seems to work - to think! Here, perhaps, it is appropriate to recall the term, introduced by Kara-Murza, still the eldest, “democracy of noise”. Approximately - "who is noisier, he is right." Modern radio hits are not a competition of melodists, but a competition of sound engineers who make the sound more and more compressed, that is, louder in any conditions. In general, all advertising and public relations comes down to this: the louder and more insistent you get into the ears of the consumer, the more chances to sell the goods. This is all directly connected with the silencing of your own voice, your inner voice. There is no time to think, when it is necessary to ride and shout a dashing slogan. It is even possible, perhaps, to derive such a formula: the quieter, the farther from the crowd. And how not to recall the Old Testament parable, when God came to Ilya not in a hurricane, not in an earthquake, but in a quiet wind.

And thirdly, and this is generally super-important, intelligence, skill, a sense of proportion. As you know, the writer of the graphomaniac is different in that he can not write. This cool jazz musician is not the one who can give out a hundred thousand sounds, but the one who will give out a pair, but in time, who hears his jam partners and knows exactly when he should enter, and when to finish. If you, after a joke, begin to tell its meaning, you risk being beaten. However, you risk even if you drag out your anecdote too much, having missed the listeners attention.

The greatest strategic game of Go is called the "game of emptiness": the most valuable there is the free space that appears in your domain. Music arises only thanks to the silence that exists in it. Both Japanese haiku and Greek hexameter are impossible without caesura - a special pause inside, which is the center of the composition. Generally speaking, verses are primarily characterized by dividing into lines (such a line is actually called a verse), and these lines in the recitation are separated from each other by pauses, silence. Therefore, the worst poems are read by actors who, for the sake of some of their acting bliss, spit on styodelion.

In general, of course. A true master of acupuncture will never click on fifty points that help with this disease, but will find one or two, which in this particular case will start the rest of the process in automatic mode. In the same context, “malignant neophytesism” can be considered. A person who has just become familiar with a doctrine immediately begins to incredibly resent the silence with his cries for a new panacea. What, of course, serves as a bad service to knowledge. One who in
У записи 5 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Петров

Понравилось следующим людям