Тувинская легенда о сотворении мира
Адыг-Тулуш: Когда, создавалась Мать-земля, Солнце и Луна позвали создателя-чаякчы Небо-отца. Солнце светило днем, а Луна ночами. В то время земля была ровная, а небо – синее синего, и ничего не происходило. От тоски Мать-земля рассердилась, образовались горы и равнины, морщины и соленые озера.
Небо-отец – Дээр Тенгри, увидев страдания Матери-земли, вдохнул свой тын-дух, и живительные облака полетели на землю. На высоких вершинах гор – хаялар, единое целое облако-тын рассеклось на четыре части света и ожило, превратившись в четырех Улу-драконов. Из них тяжелее всех был старший брат-Улу, холодный, белый, серебряный, как молоко Матери-земли, его назвали Кыш. Младшую сестру назвали Час-весна, она оживляет растения и животных. Третьего улу назвали Чай-лето, он очень жаркий, быстрый, веселый, беззаботный, зеленого цвета. Младшая Улу-Кус – осень, она красавица, но плаксивая, капризная, вобрала в себя помаленьку от старших братьев.
Они беззаботно летали во Вселенной, но старший брат лег отдохнуть на землю и уснул. Он спал крепко, пока сестры и братья искали его, он оброс камнями, лесами и животными. Так образовалась гора Танды-Тайга.
В самые холодные дни зимы происходит волшебство с духом Улу, он превращается в человека – Соок-Ирея. Тело его, руки, ноги состоят из тош – льда. У него взгляд холодный, вид тоскливый, усталый. Волосы, брови, борода покрыты белым инеем, как все деревья и кусты. Чтобы солнце не растопило, и люди не увидели его, он одевается. Его одежда из белого, синего цвета, напоминает лед, сосульки, торосы. А на шапке его видны солнечные и лунные цвета, и знаки напоминают о его неземном происхождении.
Когда он ходит по кожуунам, холодит все вокруг – птицы падают на лету, у скотины рога отпадают, реки замерзают, а землю белой шубой покрывает. Даже серый заяц – тоолай становится белым, чтоб одиноко идущий Соок–Ирей не заморозил его.
Соок-Ирей летит в гости к людям по всей Туве в дома и юрты там, где тепло и весело. Когда он радуется со всеми, в юрте и на улице становится теплее. Он может превратиться в холодного старца, молодого парня или красивую девушку среди нас, но его все равно можно «вычислить»: он всегда холодный, усталый, грустный. Он не греет людей.
Когда люди начинают говорить: поскорей бы весна наступила, Соок-Ирей теплеет. От тепла человеческих пожеланий он испаряется, и его дух возвращается в недра тайги Танды-Уула.
– Дед, а почему он испаряется?
– Потому что только люди обладают душевной теплотой и своим мыслями о будущем, о хорошем могут растопить самый холодный тын – Улу.
– Дед, а почему ему дом не построить, чтобы он не ходил и не морозил?
– Тувинский народ уже построил ему большую юрту – ог, что находится в местечке Алдын-Булак, окруженном скалами, чтобы было больше тени. И люди из всех уголков туда ездят, чтобы его повеселить, согреть, чтобы он их не заморозил.
– Дед, а почему он становится Улу?
– Они давно хотели обрести свой образ. Но на земле Небом-отцом все животные, птицы уже были созданы. Они не могли стать одними из них. И тогда они вобрали в себе все помаленьку: рога у быка, голову – у верблюда, туловище – у змеи, кожу – у рыбы, крылья – у птиц. Они обрели то, чего не хватало другим животным и птицам, поэтому они могут и ползать, и летать, и плавать, и нырять.
– Дед, а почему Дух Дракона приходит к людям?
– Только люди могут помнить о своих родителях. Только благодаря людям у драконов есть память, поэтому они постоянно помнят о Небе-отце и Матери-земле.
К концу зимы мы устаем и проводим в честь Дракона Танды-Уула праздник Шагаа в каждом доме. Растения и животные тоже устают от белого цвета и холодов. (Гагаа – уставать, шаг чок, шаам чок). Поэтому когда старший брат Улу устает, он теряет память, и люди начинают его веселить, радовать, готовиться к встрече с весной, когда все рождается на земле. Лето называют чайлыг, чайлаг. А осень кус – кузелдих. Когда все окрепли, сыты и довольны, люди и животные готовы встретить зиму.
Поэтому в лютые морозы, когда приходят гости, надо говорить только о хорошем и радостном, о весне, лете, осени. А год по тувински называется чыл, (чылар – передвигаться,) от зимы – к весне, от лета – к осени происходит круговорот жизни на земле, и достойные звери заняли в нем 12 мест, они все смертные. Только солнце, луна, небо, земля – вечные.
Дух-тын покоится в недрах Танды-Уула, он – хранитель тувинского народа. Все мы, тюрки, поклоняемся в благодарность небу, земле, делаем благопожелания алгыш-йорээл. Говорим всегда «Оршээ, Хайыракан», чтобы до-неслось до девяти небес.
– Дед, а почему шаманов называют адыг-ээрен (дух медведя)?
– Потому что растениям, животным и людям досталась частичка создателя Тын, они также как Улу – родственники. Истинное название шамана – Кам-кижи, переводится как защитник рода-племени. Есть еще албыс-шулбус, которые мешают жить людям, потому что они не нашли свое тело на земле, от того они злые и нехорошие. С древних времен повелось так, что Кам–кижи при рождении получает чуть больше небесного тын-духа. Он может путешествовать в миры, обладая памятью и сознанием, используя свой солнечный бубен.
– Дед, а от кого мы произошли?
– Мы – из рода медведей, произошли от медведя. Когда-то он хотел достать Небо-отца, взобрался на вершину горы Тей и коснулся неба. Тут его утреннее солнце опалило, и он спустился со скал без шкуры, а скалы без леса и травы остались, так и появилось племя Адыг-Тулуш. И те скалы теперь называются Хайыракан, и село называется так же, оно находится в Улуг-Хемском кожууне. Вот видишь, мои волосы тут белые – это знак создателя, мы – избранные небом.
Поэтому мы поклоняемся Отцу-небу – Тэнгри. Ежегодно люди должны подниматься на гору Бай-Тайга. Они одевают шапки с острыми верхушками – это знак неба и солнца, напоминающий о том, что мы спустились со скалы на равнину и стали людьми.
Все, и легенды конец, кто-то идет к нам в гости, готовьте чай, сладости, будем радоваться, а вдруг это Соок-Ирей? Если не будем радоваться, он нас превратит в лед.
Адыг-Тулуш: Когда, создавалась Мать-земля, Солнце и Луна позвали создателя-чаякчы Небо-отца. Солнце светило днем, а Луна ночами. В то время земля была ровная, а небо – синее синего, и ничего не происходило. От тоски Мать-земля рассердилась, образовались горы и равнины, морщины и соленые озера.
Небо-отец – Дээр Тенгри, увидев страдания Матери-земли, вдохнул свой тын-дух, и живительные облака полетели на землю. На высоких вершинах гор – хаялар, единое целое облако-тын рассеклось на четыре части света и ожило, превратившись в четырех Улу-драконов. Из них тяжелее всех был старший брат-Улу, холодный, белый, серебряный, как молоко Матери-земли, его назвали Кыш. Младшую сестру назвали Час-весна, она оживляет растения и животных. Третьего улу назвали Чай-лето, он очень жаркий, быстрый, веселый, беззаботный, зеленого цвета. Младшая Улу-Кус – осень, она красавица, но плаксивая, капризная, вобрала в себя помаленьку от старших братьев.
Они беззаботно летали во Вселенной, но старший брат лег отдохнуть на землю и уснул. Он спал крепко, пока сестры и братья искали его, он оброс камнями, лесами и животными. Так образовалась гора Танды-Тайга.
В самые холодные дни зимы происходит волшебство с духом Улу, он превращается в человека – Соок-Ирея. Тело его, руки, ноги состоят из тош – льда. У него взгляд холодный, вид тоскливый, усталый. Волосы, брови, борода покрыты белым инеем, как все деревья и кусты. Чтобы солнце не растопило, и люди не увидели его, он одевается. Его одежда из белого, синего цвета, напоминает лед, сосульки, торосы. А на шапке его видны солнечные и лунные цвета, и знаки напоминают о его неземном происхождении.
Когда он ходит по кожуунам, холодит все вокруг – птицы падают на лету, у скотины рога отпадают, реки замерзают, а землю белой шубой покрывает. Даже серый заяц – тоолай становится белым, чтоб одиноко идущий Соок–Ирей не заморозил его.
Соок-Ирей летит в гости к людям по всей Туве в дома и юрты там, где тепло и весело. Когда он радуется со всеми, в юрте и на улице становится теплее. Он может превратиться в холодного старца, молодого парня или красивую девушку среди нас, но его все равно можно «вычислить»: он всегда холодный, усталый, грустный. Он не греет людей.
Когда люди начинают говорить: поскорей бы весна наступила, Соок-Ирей теплеет. От тепла человеческих пожеланий он испаряется, и его дух возвращается в недра тайги Танды-Уула.
– Дед, а почему он испаряется?
– Потому что только люди обладают душевной теплотой и своим мыслями о будущем, о хорошем могут растопить самый холодный тын – Улу.
– Дед, а почему ему дом не построить, чтобы он не ходил и не морозил?
– Тувинский народ уже построил ему большую юрту – ог, что находится в местечке Алдын-Булак, окруженном скалами, чтобы было больше тени. И люди из всех уголков туда ездят, чтобы его повеселить, согреть, чтобы он их не заморозил.
– Дед, а почему он становится Улу?
– Они давно хотели обрести свой образ. Но на земле Небом-отцом все животные, птицы уже были созданы. Они не могли стать одними из них. И тогда они вобрали в себе все помаленьку: рога у быка, голову – у верблюда, туловище – у змеи, кожу – у рыбы, крылья – у птиц. Они обрели то, чего не хватало другим животным и птицам, поэтому они могут и ползать, и летать, и плавать, и нырять.
– Дед, а почему Дух Дракона приходит к людям?
– Только люди могут помнить о своих родителях. Только благодаря людям у драконов есть память, поэтому они постоянно помнят о Небе-отце и Матери-земле.
К концу зимы мы устаем и проводим в честь Дракона Танды-Уула праздник Шагаа в каждом доме. Растения и животные тоже устают от белого цвета и холодов. (Гагаа – уставать, шаг чок, шаам чок). Поэтому когда старший брат Улу устает, он теряет память, и люди начинают его веселить, радовать, готовиться к встрече с весной, когда все рождается на земле. Лето называют чайлыг, чайлаг. А осень кус – кузелдих. Когда все окрепли, сыты и довольны, люди и животные готовы встретить зиму.
Поэтому в лютые морозы, когда приходят гости, надо говорить только о хорошем и радостном, о весне, лете, осени. А год по тувински называется чыл, (чылар – передвигаться,) от зимы – к весне, от лета – к осени происходит круговорот жизни на земле, и достойные звери заняли в нем 12 мест, они все смертные. Только солнце, луна, небо, земля – вечные.
Дух-тын покоится в недрах Танды-Уула, он – хранитель тувинского народа. Все мы, тюрки, поклоняемся в благодарность небу, земле, делаем благопожелания алгыш-йорээл. Говорим всегда «Оршээ, Хайыракан», чтобы до-неслось до девяти небес.
– Дед, а почему шаманов называют адыг-ээрен (дух медведя)?
– Потому что растениям, животным и людям досталась частичка создателя Тын, они также как Улу – родственники. Истинное название шамана – Кам-кижи, переводится как защитник рода-племени. Есть еще албыс-шулбус, которые мешают жить людям, потому что они не нашли свое тело на земле, от того они злые и нехорошие. С древних времен повелось так, что Кам–кижи при рождении получает чуть больше небесного тын-духа. Он может путешествовать в миры, обладая памятью и сознанием, используя свой солнечный бубен.
– Дед, а от кого мы произошли?
– Мы – из рода медведей, произошли от медведя. Когда-то он хотел достать Небо-отца, взобрался на вершину горы Тей и коснулся неба. Тут его утреннее солнце опалило, и он спустился со скал без шкуры, а скалы без леса и травы остались, так и появилось племя Адыг-Тулуш. И те скалы теперь называются Хайыракан, и село называется так же, оно находится в Улуг-Хемском кожууне. Вот видишь, мои волосы тут белые – это знак создателя, мы – избранные небом.
Поэтому мы поклоняемся Отцу-небу – Тэнгри. Ежегодно люди должны подниматься на гору Бай-Тайга. Они одевают шапки с острыми верхушками – это знак неба и солнца, напоминающий о том, что мы спустились со скалы на равнину и стали людьми.
Все, и легенды конец, кто-то идет к нам в гости, готовьте чай, сладости, будем радоваться, а вдруг это Соок-Ирей? Если не будем радоваться, он нас превратит в лед.
Tuvan legend of the creation of the world
Adyg-Tulush: When Mother Earth was created, the Sun and Moon called the creator-seagulls of Sky-father. The sun shone during the day, and the moon at night. At that time the earth was flat, and the sky was blue blue, and nothing happened. From anguish Mother Earth became angry, mountains and plains, wrinkles and salt lakes formed.
Sky father - Deer Tengri, seeing the suffering of Mother Earth, breathed in his tyn spirit, and life-giving clouds flew to the earth. On the high peaks of the mountains - Hayalar, a single whole cloud-tyne was cut into four parts of the world and came to life, turning into four Ulu-dragons. Of these, the eldest brother Ulu was the heaviest, cold, white, silver, like the milk of Mother Earth, he was named Kysh. The younger sister was called Spring Hour, she revives plants and animals. The third ulu was called Tea-Summer; it is very hot, fast, cheerful, carefree, green. The youngest Ulu-Kus is autumn, she is beautiful, but crying, capricious, has absorbed little by little from her older brothers.
They flied carefree in the Universe, but the elder brother went to rest on the ground and fell asleep. He slept soundly, while his sisters and brothers looked for him, he was overgrown with stones, forests and animals. So the mountain of Tanda-Taiga was formed.
On the coldest days of winter, magic happens with the spirit of Ulu, it turns into a man - Sok-Irey. His body, arms, legs are made of tosh - ice. He has a cold look, a look dreary, tired. Hair, eyebrows, beard are covered with white hoarfrost, like all trees and bushes. So that the sun does not melt, and people do not see it, he dresses. His clothes are white, blue, reminiscent of ice, icicles, hummocks. And on his cap are visible solar and lunar colors, and signs remind of his unearthly origin.
When he walks through his skin, he chills everything around - birds fall on the fly, horns fall off cattle, rivers freeze, and the earth is covered with a white fur coat. Even the gray hare - toolai becomes white, so that the lonely walking Juice – Irey does not freeze it.
Sok-Irey flies to visit people throughout Tuva in houses and yurts where it is warm and fun. When he rejoices with everyone, it becomes warmer in a yurt and on the street. He may turn into a cold old man, a young guy or a beautiful girl among us, but he can still be “calculated”: he is always cold, tired, sad. He does not warm people.
When people begin to say: as soon as spring comes, the Juice-Irey is getting warmer. From the warmth of human desires, he evaporates, and his spirit returns to the bowels of the taiga-Uula taiga.
- Grandfather, why does he evaporate?
- Because only people have the warmth of their hearts and their thoughts about the future, about the good they can melt the coldest tyun - Ulu.
- Grandfather, why can’t he build a house so that he doesn’t go and freeze?
- The Tuvan people have already built him a large yurt - og, which is located in the place Aldyn-Bulak, surrounded by rocks, so that there is more shadow. And people from all over the world go there to amuse him, to warm him so that he does not freeze them.
- Grandfather, why is he becoming Ulu?
“They have long wanted to find their image.” But on earth, Heavenly Father all animals, birds have already been created. They could not become one of them. And then they absorbed little by little: the horns of a bull, the head of a camel, the body of a snake, the skin of a fish, the wings of birds. They found what other animals and birds lacked, so they can crawl, fly, swim, and dive.
“Grandfather, why does the Dragon Spirit come to people?”
“Only people can remember their parents.” It is only thanks to people that dragons have a memory, so they constantly remember about Heavenly Father and Mother Earth.
By the end of winter, we get tired and hold a Shagaa celebration in each house in honor of the Dragon of Tanda-Uul. Plants and animals also get tired of white and cold. (Gagaa - tired, step chok, shaam chok). Therefore, when the elder brother of Ulu gets tired, he loses his memory, and people begin to amuse him, make him happy, prepare for a meeting with the spring, when everything is born on earth. Summer is called chaylyg, chaylag. And autumn cus is couselic. When everyone is strong, full and satisfied, people and animals are ready to meet the winter.
Therefore, in severe frosts, when guests arrive, we need only talk about the good and joyful, about spring, summer, autumn. A year in Tuvan is called chyl, (chylar - to move around) from winter to spring, from summer to autumn there is a cycle of life on earth, and worthy animals took 12 places in it, they are all mortal. Only the sun, moon, sky, earth are eternal.
Spirit-tyn rests in the bowels of Tanda-Uul, he is the guardian of the Tuvan people. All of us, Türks, worship in gratitude to heaven, earth, we make good wishes algysh-yoreel. We always say “Orshae, Haiyrakan” so that it reaches nine heavens.
- Grandfather, why are shamans called Adyg-Eeren (the spirit of a bear)?
- Because the plants, animals and people got a part of the creator of Tyn, they are also relatives like Ulu. The true name of the shaman - Kam-kizhi, is translated as the protector of the clan-tribe. There are also Albis-Shulbus, which prevent people from living, because they did not find their body on earth, that is why they are evil and bad. Since ancient times, it has been the custom that Kam-Kizhi at birth receives a little
Adyg-Tulush: When Mother Earth was created, the Sun and Moon called the creator-seagulls of Sky-father. The sun shone during the day, and the moon at night. At that time the earth was flat, and the sky was blue blue, and nothing happened. From anguish Mother Earth became angry, mountains and plains, wrinkles and salt lakes formed.
Sky father - Deer Tengri, seeing the suffering of Mother Earth, breathed in his tyn spirit, and life-giving clouds flew to the earth. On the high peaks of the mountains - Hayalar, a single whole cloud-tyne was cut into four parts of the world and came to life, turning into four Ulu-dragons. Of these, the eldest brother Ulu was the heaviest, cold, white, silver, like the milk of Mother Earth, he was named Kysh. The younger sister was called Spring Hour, she revives plants and animals. The third ulu was called Tea-Summer; it is very hot, fast, cheerful, carefree, green. The youngest Ulu-Kus is autumn, she is beautiful, but crying, capricious, has absorbed little by little from her older brothers.
They flied carefree in the Universe, but the elder brother went to rest on the ground and fell asleep. He slept soundly, while his sisters and brothers looked for him, he was overgrown with stones, forests and animals. So the mountain of Tanda-Taiga was formed.
On the coldest days of winter, magic happens with the spirit of Ulu, it turns into a man - Sok-Irey. His body, arms, legs are made of tosh - ice. He has a cold look, a look dreary, tired. Hair, eyebrows, beard are covered with white hoarfrost, like all trees and bushes. So that the sun does not melt, and people do not see it, he dresses. His clothes are white, blue, reminiscent of ice, icicles, hummocks. And on his cap are visible solar and lunar colors, and signs remind of his unearthly origin.
When he walks through his skin, he chills everything around - birds fall on the fly, horns fall off cattle, rivers freeze, and the earth is covered with a white fur coat. Even the gray hare - toolai becomes white, so that the lonely walking Juice – Irey does not freeze it.
Sok-Irey flies to visit people throughout Tuva in houses and yurts where it is warm and fun. When he rejoices with everyone, it becomes warmer in a yurt and on the street. He may turn into a cold old man, a young guy or a beautiful girl among us, but he can still be “calculated”: he is always cold, tired, sad. He does not warm people.
When people begin to say: as soon as spring comes, the Juice-Irey is getting warmer. From the warmth of human desires, he evaporates, and his spirit returns to the bowels of the taiga-Uula taiga.
- Grandfather, why does he evaporate?
- Because only people have the warmth of their hearts and their thoughts about the future, about the good they can melt the coldest tyun - Ulu.
- Grandfather, why can’t he build a house so that he doesn’t go and freeze?
- The Tuvan people have already built him a large yurt - og, which is located in the place Aldyn-Bulak, surrounded by rocks, so that there is more shadow. And people from all over the world go there to amuse him, to warm him so that he does not freeze them.
- Grandfather, why is he becoming Ulu?
“They have long wanted to find their image.” But on earth, Heavenly Father all animals, birds have already been created. They could not become one of them. And then they absorbed little by little: the horns of a bull, the head of a camel, the body of a snake, the skin of a fish, the wings of birds. They found what other animals and birds lacked, so they can crawl, fly, swim, and dive.
“Grandfather, why does the Dragon Spirit come to people?”
“Only people can remember their parents.” It is only thanks to people that dragons have a memory, so they constantly remember about Heavenly Father and Mother Earth.
By the end of winter, we get tired and hold a Shagaa celebration in each house in honor of the Dragon of Tanda-Uul. Plants and animals also get tired of white and cold. (Gagaa - tired, step chok, shaam chok). Therefore, when the elder brother of Ulu gets tired, he loses his memory, and people begin to amuse him, make him happy, prepare for a meeting with the spring, when everything is born on earth. Summer is called chaylyg, chaylag. And autumn cus is couselic. When everyone is strong, full and satisfied, people and animals are ready to meet the winter.
Therefore, in severe frosts, when guests arrive, we need only talk about the good and joyful, about spring, summer, autumn. A year in Tuvan is called chyl, (chylar - to move around) from winter to spring, from summer to autumn there is a cycle of life on earth, and worthy animals took 12 places in it, they are all mortal. Only the sun, moon, sky, earth are eternal.
Spirit-tyn rests in the bowels of Tanda-Uul, he is the guardian of the Tuvan people. All of us, Türks, worship in gratitude to heaven, earth, we make good wishes algysh-yoreel. We always say “Orshae, Haiyrakan” so that it reaches nine heavens.
- Grandfather, why are shamans called Adyg-Eeren (the spirit of a bear)?
- Because the plants, animals and people got a part of the creator of Tyn, they are also relatives like Ulu. The true name of the shaman - Kam-kizhi, is translated as the protector of the clan-tribe. There are also Albis-Shulbus, which prevent people from living, because they did not find their body on earth, that is why they are evil and bad. Since ancient times, it has been the custom that Kam-Kizhi at birth receives a little
У записи 10 лайков,
2 репостов.
2 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Яна Истошина