Раввин Адин Штейнзальц: «Есть универсальный закон — невозможно...

Раввин Адин Штейнзальц: «Есть универсальный закон — невозможно сделать что-то из ничего»

Раввин Адин Штейнзальц (Эвен Исраэль, род. 1937) - всемирно известный ученый и педагог. Получил традиционное еврейское образование. Параллельно изучал математику, физику и химию в Еврейском университете в Иерусалиме. В возрасте 24-х лет (в 1961 г.), создал новаторскую, единственную в своем роде в Израиле школу и стал самым молодым директором школы в стране. В 1965 году основал Израильский институт талмудических публикаций. Начиная с этого времени, работает над монументальным трудом — комментированным переводом Талмуда на современный иврит и другие языки. В 1988 году совместно с Академией Наук СССР приступил к осуществлению ряда образовательных проектов в Советском Союзе. Признанный авторитет в сферах еврейского образования и права. Почетный доктор ряда университетов Израиля и США. Лауреат Государственной премии Израиля (1998). Публикует огромное количество книг и статей, посвященных самому широкому кругу тем: иудаизму, науке, искусству, философии, мистике. Ниже размещен фрагмент его интервью 2003 года изданию "Спектр".

— Вы написали довольно много замечательных книг, например, «Роза о тринадцати лепестках». В свое время в Советском Союзе мы подпольно перепечатывали эти книги. Вопрос: что вас заставляет писать книги, как вы это делаете, зачем вы это делаете?

— Это очень трудно объяснить — объяснение будет еще более непонятным. Я когда-то написал книгу и, возможно, она когда-нибудь выйдет в свет. В этой книге я рассматриваю некоторые проблемы евреев, разницу между ними, но не с теологической точки зрения, а скорее в рамках социологии. В частности в этой книге рассматривается специфически еврейский комплекс, который можно назвать комплексом Машиаха. Этот комплекс состоит в том, что любой еврей в какой-то период своей жизни мечтает стать спасителем мира. Мы все «грешим» этим комплексом, и иногда он проявляется в рамках иудаизма, а иногда этот комплекс находит выражение в других областях жизни. Нередко с возрастом мы забываем об этом стремлении, но если припомнить, то в молодости мы были полны желанием изменить мир. Основатель немецкой социал–демократии Фердинанд Лассаль (1825–1864) в своих мемуарах пишет, что когда ему было около восьми лет, он, будучи еврейским мальчиком, мечтал на конях спасти еврейский народ. Позже он стал социалистом — другом и оппонентом Карла Маркса. Что их объединяет — это то, что они одной «породы» с присущими ей комплексами. Настоящая фамилия Маркса — Горовиц или Гуревич. Конструктор советских МИГов Гуревич из того же замечательного еврейского рода, прославившегося своими выдающимися представителями на протяжении нескольких сотен лет. Из-за этого самого комплекса я и пишу книги.

Не могу сказать, чтобы это было настоящим объяснением, почему я пишу книги. Например, есть большой набор интонаций, мелодик речи, характерных для евреев. Некоторые из них настолько характерны для евреев, что если кто-то обладает такой мелодикой речи, можно утверждать, что он еврей. Однажды такую мелодику речи врачи обнаружили у молодой женщины из Нидерландов, у которой отец нееврей. А до этого такая мелодика была обнаружена только у тех, у кого оба родителя евреи. В частной беседе с этой женщиной, когда врачи пообещали не разглашать информацию, выяснилось, что настоящим отцом девочки был еврей, а не тот, кто был записан в официальных документах. Помимо физических мелодик, есть социологические мелодики. Комплекс Машиаха и есть такая социологическая мелодика, которой в той или иной мере обладает подавляющее большинство евреев. Из-за такой еврейской мелодики я и пишу книги.

— И сейчас немало евреев, которые из–за этого еврейского комплекса стремятся стать спасителями мира. Один из них — Михаэль Лайтман, который недавно приезжал в Вашингтон с рекламой своего подхода к изучению Каббалы. Он считает, что только изучение Каббалы, глубинного понимания устройства нашего мира, предложенным им способом может спасти этот мир. Не могли бы вы высказать ваше мнение к его методам изучения Каббалы?

— Мне кажется, что подход Лайтмана к изучению Каббалы неправильный и вредный. Точно также мне кажется неправильным подход тех, которые обучают Каббале известную актрису Мадонну здесь в Америке. Последнее время Каббала стала очень популярна как в России, так и за ее пределами. Когда к тебе приходит кто-то и заявляет, что он может продать мудрость за 10 копеек без каких-либо других условий — такому человеку в принципе нельзя доверять, и очевидно, что здесь какой-то подлог. Либо пытаются продать дешевку, либо вместе с рекламируемым товаром хотят всучить что-то совсем не безопасное. По методу Лайтмана достаточно повторять набор каббалистических формул, чтобы стать другим человеком. И я не верю, что в результате такого повторения можно было бы стать другим человеком. Такой подход может показаться безобидным, но проблема, что когда доверяешь себя таким каббалистам, то вообще перестаешь развиваться. Я пытаюсь об этом говорить в России и за ее пределами, и, по-видимому, мои слова многим не нравятся.

Есть универсальный закон, который справедлив в теологии, физике, экономике, компьютерах, и заключается он в том, что невозможно сделать что-то из ничего. В физике — это второй закон термодинамики, в компьютерах — невозможно из бесполезных данных (мусора) сделать что-то стоящее (если на входе бесполезные данные, то и на выходе будет бесполезные данные: garbage in — garbage out), в экономике — невозможно получить прибыль без капиталовложений. Таким образом, если ничего не вкладываешь, то никаких результатов не получишь, а можно лишь обмануть, ввести в заблуждение окружающих. Было немало «вечных двигателей», которые, в конце концов, оказались фальшивками. Люди считают, что Б-г может творить из ничего, и, поэтому, вместе с Б-гом тоже можно творить из ничего. Мне кажется, что Вс-вышний также придерживается этого закона: если ничего не вкладываешь, то ничего не получишь (без труда не выловишь и рыбку из пруда). Человек не может приобрести мудрость или святость без усилий, вклада со своей стороны. Без этого закона растение не будет расти, работа никогда не будет завершена. В этом ошибка подхода Лайтмана.

В России, и не только сейчас, популярны книги по магии, особенно по черной магии. И довольно часто под магией понимают возможность добиться чего-то без реальных усилий. В старые времена люди понимали, что если заключаешь союз с дьяволом, то дьявол в конечном итоге от тебя что-то получит: даже если не отдашь душу, то все равно за это придется заплатить. Сейчас же думают, что можно играть с дьяволом и обвести его вокруг пальца, получив, как в лотерее, больше, чем вложишь.

— С другой стороны в русской ментальности всегда присутствовали сказки про Емелю, который лежит на печи, а все происходит «по щучьему велению, по моему хотению». Нельзя сказать, чтобы это стремление было новым.

— Действительно, в русских сказках всегда Иванушка-дурачок всегда выходит победителем своих умных братьев и ему достается в жены прекрасная принцесса. Конечно, не только в России, все глупцы и лентяи мечтают об этом, но в реальности обычно Иванушка-дурачок умирает от голода или побирается на улице, а все достается более умному и трудолюбивому брату. Я хочу сказать, что очень соблазнительно верить, что с помощью какого-то волшебства или секрета, можно добиться чудесных результатов, но даже если в этом что-то есть и удастся чего–то добиться, то за секрет придется заплатить своей кровью. Если не хочешь платить, то ничего не получишь.

— Не могли бы вы рассказать, как появились религии, откуда они взялись? Можно спросить по–другому, почему у всех народов, начиная с самых примитивных до самых цивилизованных, есть какая–то религия.

— Действительно, у любого народа всегда есть какая–то религия, и даже когда люди думают, что освобождаются от религии, - просто меняют одну религию на другую. Мы все, и я не исключение, пережили то, что называется научным социализмом. Конечно, это не научный и не социализм, хотя называли его научным социализмом, марксизмом, ленинизмом, сталинизмом, но по сути это была религия, и множество людей действительно верили в него. Видимо люди не могут обойтись без религии. То, что Сталин «батюшка» или кто–то другой разница небольшая, но очевидно без «батюшки» не обойтись. Нужен портрет на стене и лампада под ним — российский способ религиозного самовыражения. У евреев это выглядело немного по–другому — они изучали книги новой религии от корки до корки, как до этого они в молодости или их отцы изучали талмуд. Характер людей не сильно изменился, изменился лишь внешний образ.

В России марксизм–ленинизм стал религией, в основе которой — ложь. Когда я первый раз приехал в Москву в 1989 году, меня пригласили выступить в Академии общественных наук. Я не боялся сказать, что думаю, хотя никакой посольской защиты у меня не было (у СССР и Израиля в то время не было дипломатических отношений), даже паспорт у меня под каким–то предлогом забрали, и я разгуливал по Москве без какого–либо удостоверения личности. Мой доклад был о причинах провала социалистической революции в России, в котором я высказал точку зрения, что в основе марксизма–ленинизма заложен ложный принцип — достаточно поменять экономику, и сознание человека изменится соответственно. В реальности без изменения человеческой природы любые изменения в экономике оказывались надувательством. Возьмем, к примеру, колхоз. Эмоционально людям очень сложно согласиться поделиться своей собственностью с другими. Можно насильственно заставить пойти на раздел частной собственности, но закончится это тем, что все будут друг друга обманывать, и, в конце концов, такой эксперимент обречен на провал. Поскольку произошло это в России, то там занялись фальсификацией и приписками: колхоз, например, никогда не бывал убыточным.

Однажды, еще до восстановления дипломатических отношений Израиля и СССР, меня в Израиле посетил советский писатель. Он рассказал мне, что родом из Молдавии, и в свое время Молдавия была фруктовым садом Европы, а сейчас по
Rabbi Adin Steinsalz: “There is a universal law - it is impossible to make something out of nothing”

Rabbi Adin Steinsalz (Even Israel, born 1937) is a world famous scientist and teacher. He received a traditional Jewish education. At the same time he studied mathematics, physics and chemistry at the Hebrew University in Jerusalem. At the age of 24 (in 1961), he created an innovative, one-of-a-kind school in Israel and became the youngest school principal in the country. In 1965, he founded the Israel Institute of Talmudic Publications. Since that time, he has been working on a monumental work - a commentary on the translation of the Talmud into modern Hebrew and other languages. In 1988, together with the Academy of Sciences of the USSR, he launched a number of educational projects in the Soviet Union. Recognized authority in the fields of Jewish education and law. Honorary Doctor of a number of universities in Israel and the USA. Laureate of the State Prize of Israel (1998). He publishes a huge number of books and articles on a wide range of topics: Judaism, science, art, philosophy, mysticism. Below is a fragment of his 2003 interview with Spectrum.

“You wrote quite a few wonderful books, for example, The Rose of the Thirteen Petals.” At one time in the Soviet Union, we clandestinely reprinted these books. Question: what makes you write books, how do you do it, why do you do it?

- It is very difficult to explain - the explanation will be even more incomprehensible. I once wrote a book and maybe it will be published someday. In this book, I consider some of the problems of Jews, the difference between them, but not from a theological point of view, but rather within the framework of sociology. In particular, this book examines a specifically Jewish complex, which can be called the Mashiach complex. This complex consists in the fact that any Jew in some period of his life dreams of becoming a savior of the world. We all “sin” this complex, and sometimes it manifests itself within the framework of Judaism, and sometimes this complex finds expression in other areas of life. Often with age we forget about this desire, but if you recall, in youth we were full of desire to change the world. The founder of German Social Democracy Ferdinand Lassalle (1825–1864) writes in his memoirs that when he was about eight years old, as a Jewish boy, he dreamed on horseback to save the Jewish people. Later he became a socialist - a friend and opponent of Karl Marx. What unites them is that they are of the same “breed” with its inherent complexes. The real name of Marx is Horowitz or Gurevich. The designer of the Soviet MIGs Gurevich from the same wonderful Jewish family, famous for its outstanding representatives for several hundred years. Because of this complex itself, I write books.

I can’t say that this was a real explanation why I write books. For example, there is a large set of intonations, speech melodics characteristic of Jews. Some of them are so characteristic of Jews that if someone has such a melody of speech, it can be argued that he is a Jew. Once doctors found such a melody of speech in a young woman from the Netherlands, whose father is a non-Jew. And before that, such a melody was found only in those with both parents Jewish. In a private conversation with this woman, when the doctors promised not to disclose the information, it turned out that the real father of the girl was a Jew, and not the one who was recorded in official documents. In addition to physical melodics, there are sociological melodics. The Mashiach complex is such a sociological melodic that the vast majority of Jews possess to one degree or another. Because of such Jewish melodics, I write books.

- And now there are many Jews who, because of this Jewish complex, are striving to become saviors of the world. One of them is Michael Lightman, who recently came to Washington advertising his approach to the study of Kabbalah. He believes that only the study of Kabbalah, an in-depth understanding of the structure of our world, the method proposed by him can save this world. Could you express your opinion on his methods of studying Kabbalah?

- It seems to me that Lightman's approach to the study of Kabbalah is wrong and harmful. In the same way, the approach of those who teach Kabbalah to the famous actress Madonna here in America seems to me wrong. Recently, Kabbalah has become very popular both in Russia and abroad. When someone comes to you and declares that he can sell wisdom for 10 kopecks without any other conditions, such a person cannot be trusted in principle, and it’s obvious that there is some kind of forgery. Either they are trying to sell cheap stuff, or they want to foist something that is not safe at all along with the advertised product. According to the Lightman method, it is enough to repeat a set of Kabbalistic formulas to become a different person. And I do not believe that as a result of such a repetition, one could become a different person. Such an approach may seem harmless, but the problem is that when you trust yourself in such Kabbalists, you generally stop developing. I try to talk about it in Russia and beyond
У записи 10 лайков,
3 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Жерновой

Понравилось следующим людям