преподобный Феодор Студит (~759–826) Дни памяти: 26 января...

преподобный Феодор Студит (~759–826)

Дни памяти: 26 января (8 февраля) , 11(24) ноября
 
На пути к иночеству
Преподобный Феодор Студит родился в христианской семье, в Константинополе, в 758 (759) году. Родители Феодора, Фотин и Феоктиста, несмотря на богатство и знатность (Фотин заведовал сбором податей, по другим сведениям - царской казной), вели благочестивую жизнь. Феодор с детства был приобщён к Церкви, воспитывался в рамках христианских законов и православных традиций.
Желая дать сыну достойное образование, родители определили его к лучшим столичным учителям (преподавателям богословия, красноречия, философии и др.). Феодор учился охотно, предпочитая занятия бессмысленным юношеским забавам и пустым развлечениям.
Промыслом Божьим Феодору выпало жить в период церковных потрясений. В те времена Православная Церковь столкнулась с одной из наиболее разрушительных за всю её историю ересей: ересью иконоборцев. Как часто случалось и раньше, эта ересь поддерживалась не только отступившими от веры священнослужителями, но и императорской властью.
В основе иконоборческой ереси лежало ложное отношение к Православным иконам как к идолам, запрет на почитание которых был озвучен Законодателем ещё во времена Ветхого Завета. Запрет на иконы, успевших стать к тому времени неотъемлемым элементом частных и храмовых богослужений, подрывал не только доверие к пастырям Церкви, как якобы способствовавшим идолопоклонству, но и коренные устои христианского богопочитания.
Ввиду того, что на стороне еретиков выступал царь, распространение ереси сопровождалось насилием и репрессиями.
Отец Феодора, Фотин, будучи мужем весьма добродетельным, не пожеал служить при дворе императора-иконоборца, Константина Копронима, и отказался от государственной службы.
Мать Феодора, Феоктиста, одобрила и поддержала решение мужа. По взаимной договоренности супруги, презрев мирское благополучие, оставили всё и последовали за Христом: дали слугам свободу, раздали имущество бедным и постриглись во ангельский образ.
Дети всецело разделяли душевный порыв своих родителей. Феодор, будучи ревностным и образованным христианином, противодействовал ереси, как мог. На иконопочитание он смотрел как на дело Божье, к этому же приучал и всех тех, с кем сводил его Господь. Словно не страшась возможных преследований, он неоднократно участвовал в спорах и диспутах с еретиками. Вскоре о Феодоре заговорили как о зрелом и ревностном проповеднике, защитнике икон.
Монашеское поприще
VII Вселенский Собор отверг уподобление святых икон мерзким идолам, утвердил иконопочитание, осудил еретиков. Среди участников Собора был дядя Феодора, праведный Платон. Долгое время он жил и подвизался на Олимпе. По завершении деятельности Собора Платон взял Феодора под своё наставничество. Вместе с ним взял его братьев, Иосифа и Евфимия, а также малолетнюю сестру. Все вместе удалились в пустыню, чтобы предаться там аскетическим подвигам.
В качестве места подвижничества выбрали труднодоступное, но весьма живописное и хорошо орошаемое место: Саккудион. Пребывая в любви и единомыслии здесь они подвизались в посте, бдении и молитвах.
Достойно пройдя испытания, Феодор был пострижен блаженным Платоном в монашество. Из всех монашеских добродетелей наиболее важными он почитал послушание и смирение. Следуя этому внутреннему убеждению, он не только не гнушался выполнять поручения, связанные с самой грязной и тяжелой работой, но нередко и сам избирал для себя этот труд: рубил и корчевал деревья, вскапывал землю, таскал камни, носил воду из реки, собирал и переносил на плечах навоз (от мулов). Часто, дабы избежать суетных похвал, он трудился по ночам.
Феодор искренне исповедовал перед старцем Платоном грехи, открывая не только поступки, но и самые сокровенные помыслы. Мудрые увещевания и повеления духовника он слушал так, как если бы через него вещал Сам Господь. Под руководством Платона Феодор, шаг за шагом, раскрывал в себе Божьи дарования, умерщвлял страсти, взращивал добродетели.
Когда пришло время, старец Платон поручил Феодору строительство храма, в честь и память Евангелиста Иоанна Богослова. Несмотря на скудность возможностей по строительству и убранству, храм получился отменным. Например, его был составлен из множества разнообразных камней и украшен разноцветными красками.
Вскоре к братиям стали стекаться люди, ищущие мудрого наставничества и благословений, желающие связать свою жизнь с аскетическим деланием. Так образовалась обитель, настоятелем которой, по Промыслу Божию, стал духоносный Платон.
Наряду с исполнением монастырских послушаний, братия занимались изучением Священных Книг, чтением творений отцов и вселенских учителей. Сам Феодор много времени уделял богомыслию, а из святоотеческой литературы особое внимание уделял сочинениям святителя Василия Великого.
Священническое служение
Проведя несколько лет в строгих подвигах, Феодор, с благословения духовника, был возведён в иерейское достоинство. Несмотря на огромное уважение к старцу Платону и на обет послушания, Феодор, по смирению, долго отказывался от принятия столь высокого сана. В конце концов Платон убедил любимого послушника и тот согласился.
Приняв сан священника, сознавая, что отныне он должен быть для братий не только руководителем, но и примером, святой Феодор увеличил строгость и без того суровых аскетических подвигов.
Братия относились к нему с доверием. После того, как игумен Платон отошёл на покой, они единодушно избрали его своим настоятелем. Будучи не в состоянии противостоять желанию братий, он принял руководство монастырём. В управлении Феодор показал себя не только как добрый пастырь, но и как замечательный организатор.
Случилось, что государь Константин, сын царицы Ирины, преступив нормы нравственности, окружил себя бесстыдными людьми и стал развращать своим поведением подданных. Будучи одержим плотской страстью, он изгнал из дворца законную супругу, насильно отправил её в монастырь, принудил к постригу, а в спальню царицы ввел объект своей страсти, прелюбодейку Феодоту.
Патриарх, движимый ревностью, отказался освещать этот «брачный» союз. Но нашёлся священник, некий Иосиф, раболепствовавший перед императором более чем подчинялся Христу и Его Церкви, некий Иосиф. Он благословил и скрепил беззаконное супружество. После случившегося многие сановники, подражая царю, стали изгонять своих жен, заменяя их новыми, более симпатичными или удобными.
Возмущаясь столь грубым попранием Православных канонов и опасаясь, как бы подобная практика ни была одобрена новым законодательным актом, Феодор публично осудил императорский поступок и повелел считать его отлученным от Церкви. Эту мысль он донёс через послания и до братий прочих обителей.
Реакция самодержца была предсказуемой: раздражение, ярость. Между тем поначалу, остерегаясь более масштабного осуждения, император стал действовать лестью, посылал к обличителю богатые дары, и даже пытался уговорить преподобного (отступить от своих слов) в личной беседе. Но беседа не состоялась, а Феодор продолжал стоять на своём.
Убедившись в тщетности попыток склонить преподобного на свою сторону, царь сбросил маску ягнёнка и показал себя волком: повелел бичевать Феодора, а затем, вместе с его сторонниками, сослал его в Солунь, заточил страдальцев в тамошних темницах.
Между тем Феодор продолжал отстаивать правду, поддерживая связь с внешним миром через переписку. Благодаря этому самоотверженному подвигу он сыскал себе широкую славу.
Студийская обитель
В 796 году царица Ирина, возвратив императорский трон, вернула преподобного из ссылки. Он был встречен в столице с почётом. Затем возвратился в свою обитель. Вскоре, по причине нашествия агарян, Феодосий вынужден был оставить Сакудион вместе с братиями. Когда они прибыли в Константинополь, царица Ирина и Патриарх, предложили отцу Феодору возглавить Студийский монастырь.
Жизнь в обители, опустевшей во время правления прежнего самодержца, стала налаживаться. Вскоре в ней собралось около тысячи иноков. В целях лучшего управления монастырём, но главное, из соображений нравственной пользы, святой Феодор составил устав, получивший, впоследствии, наименование «Студийский».
Со временем монастырь покрыл себя неувядающей славой. К преподобному Феодору Студиту стали стекаться толпы людей. Он увещевал приходящих пастырским словом, вразумлял на основе Писаний, утешал в трудностях, вдохновлял и благословлял на добро.
После того как Никифор, завладев царством, занял императорский престол, ко всем своим мирским беззакониям он присоединил самочинство в отношении Церкви. Пользуясь авторитетом императорской власти и вместе с тем прикрываясь словами любви, царь потребовал от Патриарха ввести в общение с Церковью отлученного нечестивца Никифора и вернуть ему священнический сан. Патриарх, остерегаясь серьёзных последствий, подчинился, вопреки Православным канонам и голосу совести.
Преподобный Феодор, негодуя, не побоялся мести царя и выступил с обличением. За этот поступок он был подвергнут физическим истязаниям, после чего его изгнали из Константинополя и заточили в тюрьме.
Там, в трудах и молитвах, преподобный пробыл около двух лет. Затем его освободили по распоряжению нового императора, Михаила.
Очередной самодержец, Лев Армянин, пока не окреп на престоле, старался казаться благочестивым. Но затем окружил себя такими же злодеями, как и сам, и показал всему царству свое настоящее лицо.
Он ненавидел святые иконы, нещадно бросал образа на публичное поругание. Сыны Церкви, ревностные пастыри Христовы, стремились объяснить императору его неправоту, но он не хотел им внимать.
Святой Феодор, не желая мириться с таким святотатством, организовал Крестный ход. Шествие происходило вокруг обители, при этом братия шли с высоко поднятыми Православными иконами. В устных проповедях и посланиях преподобный не переставал поддерживать верующих в их борьбе против возобновившейся ереси.
Зная об этом, царь-иконоборец разрывался от досады. Он угрожал преподобному карами, смертью, но тот, храня верность Христу, оставался непреклонным.
В конце концов по приказу царя Феодор Студит был отконвоирова
Rev. Theodore the Studite (~ 759–826)

Memorial days: January 26 (February 8), November 11 (24)

On the way to monasticism
Rev. Theodore Studite was born in a Christian family in Constantinople in 758 (759). The parents of Theodore, Fotin and Theoktist, despite their wealth and nobility (Fotin was in charge of collecting taxes, according to other sources - the royal treasury), led a pious life. Theodore from childhood was introduced to the Church, raised in the framework of Christian laws and Orthodox traditions.
Desiring to give their son a decent education, parents identified him as the best teachers in the capital (teachers of theology, eloquence, philosophy, etc.). Theodore studied willingly, preferring classes to meaningless youthful fun and empty entertainment.
The Providence of God Theodore fell to live in a period of church upheaval. In those days, the Orthodox Church faced one of the most destructive heresies in its history: the heresy of iconoclasts. As often happened before, this heresy was supported not only by clergy who had retreated from the faith, but also by imperial power.
The iconoclastic heresy was based on a false attitude to Orthodox icons as idols, the prohibition on the veneration of which was announced by the Lawgiver during the Old Testament. The ban on icons, which had by that time become an integral element of private and temple services, undermined not only trust in the pastors of the Church, as they supposedly contributed to idolatry, but also the fundamental principles of Christian worship.
In view of the fact that the king was on the side of the heretics, the spread of heresy was accompanied by violence and repression.
Theodore’s father, Fotin, being a very virtuous husband, did not shy from serving at the court of the iconoclast emperor, Konstantin Kopronim, and refused public service.
Theodore’s mother, Theoktista, approved and supported her husband’s decision. By mutual agreement, the couple, despising worldly prosperity, left everything and followed Christ: they gave servants freedom, distributed property to the poor, and got their hair cut into an angelic image.
Children completely shared the emotional impulse of their parents. Theodore, being a zealous and educated Christian, counteracted heresy as best he could. He looked at icon veneration as a matter of God, and he also taught all those with whom the Lord led him. As if not afraid of possible persecution, he repeatedly participated in disputes and disputes with heretics. Soon they started talking about Theodore as a mature and zealous preacher, defender of icons.
Monastic career
The 7th Ecumenical Council rejected the likening of holy icons to vile idols, approved icon veneration, and condemned heretics. Among the participants in the Council was Uncle Theodore, the righteous Plato. For a long time he lived and worked on Olympus. At the conclusion of the Council, Plato took Theodore under his guidance. Together with him he took his brothers, Joseph and Euthymius, as well as his young sister. Together they retired to the desert to indulge in ascetic exploits.
An inaccessible, but very picturesque and well-irrigated place was chosen as a place of asceticism: Saccudion. Staying in love and unanimity here they labored in fasting, vigil and prayers.
Having worthily passed the tests, Theodore was tonsured by Blessed Plato to monasticism. Of all the monastic virtues, he considered obedience and humility the most important. Following this inner conviction, he not only did not hesitate to carry out instructions related to the most dirty and hard work, but often he himself chose this work: he chopped and uprooted trees, dug up the earth, dragged stones, carried water from the river, collected and transferred dung on the shoulders (from mules). Often, in order to avoid vain praise, he worked at night.
Theodore sincerely confessed sins to Elder Plato, revealing not only deeds, but also the most secret thoughts. He listened to the wise admonitions and commands of the spiritual father as if the Lord Himself were broadcasting through him. Under the leadership of Plato, Theodore, step by step, revealed God's gifts in himself, killed passions, cultivated virtues.
When the time came, Elder Plato commissioned Theodore to build a church in honor and memory of the Evangelist John the Theologian. Despite the scarcity of opportunities for construction and decoration, the temple turned out to be excellent. For example, it was made up of many different stones and decorated with colorful paints.
Soon, people began to flock to the brethren, seeking wise guidance and blessings, wishing to connect their lives with ascetic doing. So the monastery was formed, the rector of which, according to the Providence of God, became the spirit-bearing Plato.
Along with the fulfillment of monastic obedience, the brethren were engaged in studying the Holy Books, reading the creations of fathers and ecumenical teachers. Theodore himself devoted much time to divine thought, and from patristic literature he devoted special attention to the writings of St. Basil the Great.
Priestly ministry
After spending several years in rigorous feats, Theodore, with the blessing of a spiritual father, was elevated to priestly dignity. Despite great respect for the elder Plato and the vow of obedience, Theodore, in humility, has long been
У записи 9 лайков,
0 репостов,
403 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Жерновой

Понравилось следующим людям