"От слов своих оправдаешься, говорит Господь, и от слов своих осудишься (Мф.12:37). Я говорю и объявляю это, боясь не за тех, которых порицают, а за тех, которые порицают. Тот, кого порицают, не терпит никакого оскорбления или вреда; напротив, если ложно то, что говорят о нем, он получит еще награду; а если справедливо, и тогда он не терпит никакого вреда от твоего порицания. Ведь Судия произнесет ему приговор не по твоему злословию. И, если должно сказать нечто удивительное, великодушно переносящий порицание получит даже величайшую пользу, подобно тому, как и мытарь; а порицающий, хотя бы и справедливо порицал ближнего, весьма много вредит себе. Не нужно и доказывать того, что он погиб, если клевещет; но для всякого, конечно, очевидно и то, что, хотя бы он говорил и правду, он сам себе приготовляет строжайший суд, разглашая несчастия ближнего, делаясь причиною соблазнов, открывая всем то, что надлежало бы скрывать, и проповедуя о грехах ближнего. Если соблазнивший одного неминуемо будет наказан, то соблазняющий весьма многих худою молвою какому не подвергнется наказанию? И фарисей не лгал, а говорил правду, называя мытаря мытарем, однако, был осужден. Итак, зная это, возлюбленные, будем избегать порицания. Нет греха тяжелее и вместе легче этого греха. Почему? Потому, что он совершается быстрее всякого беззакония и скоро увлекает человека невнимательного. Остальные грехи требуют и времени, и издержек, и ожидания, и помощников, и часто продолжительностью времени пресекаются. Например, решился ли кто убить, решился ли похитить или обратить в свою пользу чужое, – ему предстоит много хлопот, и от медленности часто он теряет свой гнев, отказывается от порочного стремления, оставляет гибельную мысль, не прибавляет к своему желанию самого дела. А при порицании не так, но если мы не очень бдительны, то легко увлекаемся. Не нужно нам ни времени, ни ожидания, ни издержек и никаких хлопот, чтобы сказать худое, но довольно только решиться, и желание тотчас переходит в дело, – потому что здесь требуется к услугам только язык. Потому, если это зло быстро, если этот грех легко приражается, если тяжко за него наказание и мучение, а пользы никакой, ни великой, ни малой, то будем с великим тщанием избегать этой болезни, будем прикрывать чужие пороки, а не разглашать, будем увещевать согрешающих, как и Господь говорит: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (Мф.18:15). Негласность обличений сделает более легким и врачевание. Не будем терзать, не будем разъедать чужих ран; не будем подражать мухам, но будем соревновать пчелам. Мухи садятся на раны и разъедают их; а пчелы летают по цветам. Поэтому последние делают соты, а первые причиняют боль телам, на которые садятся; эти отвратительны, а те вожделенны и достолюбезны. Будем же, поэтому, заставлять свою душу летать по лугу добродетели святых и непрестанно распространять благоухание их подвигов, а ран ближнего не будем разъедать. Но, если и увидим людей, делающих это, будем заграждать им уста, удерживая их страхом наказания и напоминая им о сродстве их с братиями. Когда же они ничего такого не послушаются, то назовем их мухами, чтобы хотя унизительность этого названия удержала их от дурного занятия, чтобы, оставив это дурное занятие, они употребляли весь свой досуг на рассматривание собственных пороков. Таким образом и падшие восстанут, припоминая свои грехи не разглашенные, и, непрестанно помышляя о собственных пороках, легко отстанут от них, чрез воспоминание о прежних грехах сделавшись более медленными к совершению остальных, и постоянно представляющие добродетель святых получат величайшую ревность подражать им."
свт. Иоанн Златоуст
свт. Иоанн Златоуст
“You will be justified from your words,” says the Lord, and from your words you will be condemned (Matthew 12:37). I say this and declare this, fearing not for those who are reproved, but for those who are reproved. no insult or harm; on the contrary, if what is said about him is false, he will also receive a reward; and if it is true, then he does not suffer any harm from your censure, for the Judge will pronounce him not according to your slander. to say something surprising, generously enduring censure will receive even the greatest benefit, like t mu, like a tax collector, and the reproving one, even if he justly condemned his neighbor, harms himself a lot. You don’t need to prove that he died if he slandered, but for everyone, of course, it’s obvious that even if he said and the truth, he prepares for himself the strictest judgment, disclosing the misfortunes of his neighbor, becoming the cause of temptations, revealing to everyone what should be hidden, and preaching about the sins of his neighbor. ? And the Pharisee did not lie, but spoke the truth, calling the publican a publican, however, he was condemned. So, knowing this, beloved, we will avoid censure. No sin is harder and lighter than that sin. Why? Because it is faster than any lawlessness and soon carries away a person inattentive. The remaining sins require time, and costs, and expectations, and helpers, and are often suppressed by the length of time. For example, whether someone decided to kill, whether he decided to kidnap or turn someone else's advantage, he will have a lot of trouble, and often he will lose his anger from his slowness, abandon his vicious desire, abandon his disastrous thought, and not add to his desire the work itself. And with a censure, it’s not so, but if we are not very vigilant, we are easily carried away. We need neither time, nor expectation, nor costs and any hassle to say the worst, but it’s enough to decide, and the desire immediately turns into business, because only language is required for services here. Therefore, if this evil is quick, if this sin is easily mimicked, if punishment and torment are hard for it, and there is no benefit, neither great nor small, then we will avoid this disease with great care, we will cover other people's vices, and not divulge, we will to exhort those who sin, as the Lord says: if your brother sins against you, go and convict him between you and him alone (Matthew 18:15). Secret reporting will make healing easier. We will not torment, we will not eat away other people's wounds; we will not imitate flies, but we will compete with bees. Flies sit on wounds and eat them; and the bees fly in colors. Therefore, the latter make honeycombs, and the former hurt the bodies on which they sit; these are disgusting, and they are longed and ambitious. Let us, therefore, force our souls to fly through the meadow, the virtues of the saints, and ceaselessly spread the fragrance of their exploits, and we will not eat away the wounds of our neighbor. But, if we see people doing this, we will block their mouth, holding them with the fear of punishment and reminding them of their affinity with the brethren. When they don’t obey anything like that, we’ll call them flies, so that although the humiliating nature of this name would keep them from doing bad things, so that, leaving this bad job, they would use all their leisure time to examine their own vices. In this way, the fallen ones will also rise, remembering their sins not disclosed, and constantly thinking of their own vices, they will easily leave them behind, by remembering past sins they will become slower to commit the rest, and constantly representing the virtue of the saints will receive the greatest zeal to imitate them. "
St. John Chrysostom
St. John Chrysostom
У записи 1 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктор Петров