И мы так часто и много беседуем о...

И мы так часто и много беседуем о благости не для того, чтобы, надеясь на нее, делать (что угодно), – потому что в таком случае благость будет причиной утраты нашего спасения, – а для того, чтобы мы не отчаивались в грехах и приносили покаяние. «Благость Божья ведет тебя к покаянию?» (Рим.2:4), а не на большее закоснение во зле. Если ты пребудешь злым ради благости, то через это ты оклевещешь ее пред людьми, – а многих я вижу подобным образом клевещущих на Божье долготерпение! – и дашь ответ за то, что воспользовался (благодатью) не надлежащим образом. Бог человеколюбив, но Он и правосуден; прощает грехи, но воздает каждому по делам его; превосходит неправды, отъемлет беззакония, но творит и суд. Не противоречит ли это одно другому? Нисколько, если только мы будем обращать внимание на времена. Он отъемлет беззакония здесь и через купель крещения и через покаяние, – и накажет за все беззакония там огнем и муками.
Итак, может быть, ты скажешь после этого: если и за малое зло, если даже за один грех я буду извержен и лишен царствия, то почему же мне не делать в таком случае зол всякого рода? Речи эти – речи неблагоразумного раба! Но, впрочем, рассмотрим их. Не твори зла, если хочешь спасти себя. Все мы (если сотворим зло) одинаково лишимся царствия; но наказание в геенне потерпим не все одно и тоже; а одни – большее, другие – меньшее. Если ты или кто-нибудь другой презирали заповеди Божьи, и один презрел больше заповедей, другой меньше, – оба вы равно не войдете в царствие. Но если не одинаково презирали, а один больше, другой меньше, то и в геенне ощутите различие. Что это значить, – спросишь ты, – за что такие прещения на не оказавших милосердия, – за что они отсылаются в огонь, и притом не просто в огонь, но «в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Мф.25:41)? За что это и почему? Потому что ничто столько не оскорбляет Бога, как обида, делаемая друзьям. Мы должны любить и врагов; поэтому отвращающийся любящих его и являющийся таким образом хуже самих язычников какого не будет достоин наказания? Итак, по важности греха, такой справедливо должен отойти (в геенну) с дьяволом. Горе, сказано, не творящему милостыни. Если в ветхом завете так было, то тем более (так должно быть) в новом; если там, где позволено было приобретать, наслаждаться, заботиться (о земном), так много обращали внимания на помощь бедным, то не тем ли более (должно поступать так) здесь, где заповедуется оставлять все? В самом деле, чего не делали израильтяне? Отдавали десятины; потом предоставляли еще другие десятины на вспомоществование сиротам, вдовам и прозелитам. Мне некто с удивлением говорил: такой-то дает десятины. Как нам не стыдно! Мы – христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев? Тогда опасно было не раздавать десятины: представь же, каково это (т. е. не гораздо ли опаснее) теперь! Пьянство также не наследит царствия. Но при этом, что, обыкновенно, говорит большая часть людей? (Они говорят): что же, если и я и он вместе будем терпеть одно и тоже, то в этом уже не малое утешение. Что нам сказать на это? Прежде всего должно сказать, что ты и он понесете наказание не одно и тоже; а кроме того (должно прибавить, что) здесь ровно никакого нет утешения, потому что одинаковость страданий в том только случае может быть утешением, когда беды еще не превосходят меры, но когда он превосходят ее, когда повергают нас в ужас, тогда уже (никакое сравнение своих бед с бедами других) не доставит утешения. В самом деле, скажи осужденному на сожжение, – в то время, когда он стоит уже в огне, – что вот и такой-то терпит тоже: ты этим не доставишь ему ровно никакого утешения. Не все ли вместе погибали израильтяне? Однако какое утешение принесло им это? Напротив не более ли это печалило их? Потому-то они и восклицали: погибли, убиты, умерщвлены мы. Итак, есть ли в этом какое-нибудь утешение? Напрасно же мы утешаем себя подобными надеждами. Одно только и есть утешение, это – чтобы не впасть в этот неугасимый огонь; а впавшему уже нельзя получить никакого утешения там, где скрежет зубов, где плач, где неусыпающий червь, где неугасающий огонь. Притом, находясь в такой скорби и тесноте, способен ли ты будешь понять какое-нибудь утешение? Останется ли в тебе хоть сколько-нибудь присутствия духа?
Прошу и умоляю, не будем обольщать себя понапрасну, не будем утешать себя подобного рода рассуждениями, но будем делать то, что сможет спасти нас. Тебе предлежит воссесть с Христом, а ты между тем предаешься подобному любопрению. Если бы не было никакого другого греха, то за одни эти речи какому наказанию следует подвергнуть нас? Мы так нерадивы, так ленивы, так беспечны, что говорим подобные речи тогда, когда нам предлагается столь великая честь. О, как горько возстенаешь ты, когда услышишь, что жившие благочестиво будут с честью призываться в царствие Божье; когда увидишь, что в царстве славы будут возлежать и рабы и люди низкого происхождения, – люди, которые здесь о малом заботились, а там между тем будут участвовать в царском престоле! Подобное (зрелище) не хуже ли будет всякого наказания? Если и теперь, когда видишь, что кто-нибудь блаженствует, – хотя сам и не терпишь ничего худого, – считаешь это хуже всякого наказания и от этого одного приходишь в расстройство, страдаешь, плачешь, и думаешь, что это стоит тысячи смертей, – то, скажи, что ты тогда должен будешь вытерпеть? Пусть не будет геенны: одна мысль о царстве (которого ты лишился и которым другие наслаждаются) разве не может поразить тебя и расстроить окончательно? А что действительно будет так, в этом могут достаточно убедить тебя жизнь и опыт. Итак, перестанем попусту утешать себя подобными рассуждениями; будем лучше внимательны и усердны к нашему спасению; поревнуем о добродетели и возбудим себя к деланию добрых дел, чтобы удостоиться столь высокой чести во Христе Иисусе, Господе нашем.

свт. Иоанн Златоуст
And so often we talk a lot about goodness not in order to hope (do anything), hoping for it, because in this case, goodness will cause the loss of our salvation, but in order for us not to despair of sins and brought repentance. “God's goodness leads you to repentance?” (Rom. 2: 4), and not to a greater stiffness in evil. If you remain evil for the sake of goodness, then through this you will slander it before people - and I see many in this way slandering God's patience! - and give an answer for using (grace) inappropriately. God is humane, but He is just; forgives sins, but repays to everyone according to his deeds; transcends untruth, removes lawlessness, but also creates judgment. Does this contradict one another? Not at all, if only we will pay attention to the times. He will take away lawlessness here and through the font of baptism and through repentance, and will punish all lawlessness there with fire and torment.
So, maybe you will say after this: if for a little evil, if even for one sin I will be cast out and deprived of the kingdom, then why should I not do any kind of evil in this case? These speeches are the speeches of the unreasonable slave! But, by the way, consider them. Do no evil if you want to save yourself. All of us (if we do evil) are equally deprived of the kingdom; but the punishment in hell is not all the same; and some - more, others - less. If you or anyone else despised the commandments of God, and one despised more commandments, the other less, both of you will not enter the kingdom either. But if they were not equally despised, but one more, the other less, then in hell feel the difference. What do you mean, you ask, why such penalties for those who did not show mercy, for which they are sent to the fire, and not only to the fire, but “to the eternal fire, prepared for the devil and his angels” (Matthew 25: 41)? What is it and why? Because nothing offends God so much as an insult to friends. We must love enemies too; therefore, whoever turns away from those who love him and who is thus worse than the Gentiles themselves, what will not be worthy of punishment? So, according to the importance of sin, such a just must depart (to hell) with the devil. Grief, it is said, does not make alms. If it was so in the Old Testament, then all the more (so it should be) in the new; if where it was allowed to acquire, enjoy, care (about the earthly), so much attention was paid to helping the poor, then is it all the more (it should do so) here, where everything is ordered to be left? In fact, what did the Israelites not do? Tithe; then they also provided other tithes to help orphans, widows and proselytes. Someone with surprise told me: such-and-such gives tithes. Shame on us! Are we Christians surprised at what was not surprising among the Jews? Then it was dangerous not to tithe: imagine how it feels (that is, is it not much more dangerous) now! Drunkenness also does not inherit the kingdom. But at the same time, what does most people usually say? (They say): well, if both we and he endure the same thing together, then this is no small consolation. What can we say to that? First of all, I must say that you and he will not be punished the same; and besides (I must add that) there is absolutely no consolation, because the same suffering can only be a consolation, when troubles still do not exceed measures, but when they exceed it, when they plunge us into horror, then already (no comparing your troubles with the troubles of others) will not bring comfort. In fact, tell the condemned person to be burned - while he is already on fire - that he suffers such and such: you will not give him exactly any comfort. Did not all the Israelites die together? However, what comfort did this bring them? On the contrary, did it sadden them no more? That’s why they exclaimed: we perished, were killed, put to death. So is there any consolation in this? In vain do we console ourselves with such hopes. Consolation alone is not to fall into this unquenchable fire; and to the one who has fallen, one can no longer receive any consolation where the gnashing of teeth, where the crying, where the indestructible worm, where the unquenchable fire. Moreover, being in such grief and crampedness, will you be able to understand any consolation? Will there be any presence of spirit in you at least?
I ask and beg, we will not deceive ourselves in vain, we will not console ourselves with this kind of reasoning, but we will do what can save us. You are to sit down with Christ, and yet you indulge in such curiosity. If there was no other sin, then for these speeches, what punishment should we be subjected to? We are so negligent, so lazy, so careless that we speak such speeches when we are offered such great honor. Oh, how bitterly you rebel when you hear that those who live godly will be called with honor to the kingdom of God; when you see that in the kingdom of glory both slaves and people of low descent will recline, people who here cared for little, but there, meanwhile, will participate in the royal throne!
У записи 4 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Виктор Петров

Понравилось следующим людям