"Мандарины" Зазы Урушадзе Много снято фильмов про ратные...

"Мандарины" Зазы Урушадзе

Много снято фильмов про ратные подвиги, восхваляющие бравых солдат собственной армии. На фоне историй о чести, мужестве, отваге (которые, безусловно, имеют место быть настолько, насколько это возможно в вынужденных условиях) зачастую отодвигается на задний план мысль о том, что убийство есть убийство, ни с чем хорошим оно не может быть сопряжено априори. А директивы "свои-чужие", "плохие-хорошие" — всё суть проявления мегаобраза праведной войны по канонам военной социологии. "Мандарины" на этом фоне кажется иным, ведь главный герой Уво — пример бесконечного человеколюбия, отрицающий любые проявления агрессии.
Люди любят говорить "а вот если бы это касалось тебя, тогда ты вёл бы себя иначе". Человек, которого Уво укрывает от смерти, принадлежит стороне, чьи представители убили его сына. Военный конфликт касается Уво напрямую, и тем не менее, ему удаётся оставаться великодушным и мудрым.

Из других недавних фильмов подобного толка могу вспомнить разве что "По соображениям совести". Но тот фильм, всё же, больше о гуще войны и попытке оставаться эдаким патриотом при внутреннем конфликте мировоззрений.

Заза Урушадзе так охарактеризовал свою работу:
"Моя картина не должна восприниматься как политический манифест, произведение, утонувшее в повседневных распрях между государствами. Это, прежде всего, история о людях, которые оказались в ситуации, превышающей их возможности, что приводит к тому, что они теряют свою человечность. В своем фильме я бегу от политики, я хочу показать, прежде всего, значение той ценности, о которой в конфликтных ситуациях забывают. Ценности человечности… Именно об этом фильм — о человечности. О том, что мы очень легко способны забывать, отрекаться от самих себя, даем собой манипулировать, что на самом деле не имеет большого значения. Мы забываем о том, что все мы люди. Возможно, другого происхождения, из другого государства, другой веры, но всегда — люди. Это главное послание моего фильма — чтобы мы помнили, что самое главное — оставаться человеком".

И несмотря на тяжёлую тему, фильм получился на удивление тёплым и даже жизнеутверждающим. Ровно настолько, насколько это возможно, когда речь заходит о таких вещах.

#кино@tirlimm
"Mandarins" by Zaza Urushadze

Many films have been made about feats of arms praising the brave soldiers of their own army. Against the background of stories of honor, courage, courage (which, of course, have the place to be as much as possible under forced conditions), the idea that murder is murder is often relegated to the background, it cannot be associated with anything good a priori . And the directives "friends or foes", "bad and good" are the essence of the manifestation of a mega-image of a righteous war according to the canons of military sociology. "Tangerines" against this background seems different, because the main character of Uvo is an example of endless philanthropy, denying any manifestations of aggression.
People like to say, "but if it concerned you, then you would behave differently." The man whom Uvo is sheltering from death belongs to the side whose representatives killed his son. Military conflict concerns Uvo directly, and nevertheless, he manages to remain magnanimous and wise.

Of other recent films of this kind, I can only recall "For reasons of conscience." But that film, nevertheless, is more about the thick of the war and the attempt to remain a kind of patriot in an internal conflict of worldviews.

Zaza Urushadze described his work as follows:
"My picture should not be perceived as a political manifesto, a work that has drowned in everyday strife between states. This is, above all, the story of people who find themselves in situations that exceed their capabilities, which leads to the fact that they lose their humanity. In their I’m running away from politics in the film, I want to show, first of all, the value of the value that is forgotten in conflict situations. The values ​​of humanity ... This is what the film is about humanity. That we are very easily able to forget, to deny ourselves,We are manipulating ourselves, which really doesn’t really matter. We forget that we are all people. Perhaps of a different origin, from another state, different faith, but always people. This is the main message of my film - so that we remember the most important thing is to remain human. "

And despite the difficult topic, the film turned out to be surprisingly warm and even life-affirming. Exactly as much as possible when it comes to such things.

#cinema @ tirlimm
У записи 39 лайков,
5 репостов,
2304 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Ринни Валентайн

Понравилось следующим людям