Как-то так выходит, что обычно у меня все...

Как-то так выходит, что обычно у меня все записи негативные и полные критики. Эта будет не такая, обещаю.
Никогда, вот просто никогда в моей жизни не было такого, чтобы я с первой же минуты спектакля, с первой улыбки актера и первого предложения понимала, что спектакль мне определенно нравится. А сегодня было именно так.
Обычно я не читаю рецензий и обзоров на книги, фильмы и спектакли, которые собираюсь прочесть или посмотреть: я предпочитаю знакомство с ними без “вводной информации”, чтобы ничто и никто не лишал меня удовольствия от составления собственного мнения, так сказать, с нуля.
Сегодня, идя на спектакль “Эффект Чарли Гордона”, я тоже выступала в роли этакой tabula rasa. Знала лишь, что базируется он на прекрасной книге Дэниэла Киза “Цветы для Элджернона” и то, что идет в музее Достоевского. Последний факт, надо признать, меня смущал: вроде как странная площадка для “настоящего”, не самодеятельного спектакля.
Да и идет спектакль всего 2 дня раз в несколько месяцев, рекламы у него нет,- одним словом, много поводов для скептического отношения.
Весь мой скепсис, взращиваемый заранее в качестве подушки безопасности на случай разочарования, развеялся после первой же улыбки Александра Худякова, который играет роль умственно отсталого юноши Чарли Гордона.
Не вдаваясь в сюжет (да и многие эту книги читали), хочу сказать, что то, что происходило на протяжении 3 часов в камерной обстановке музейного зала,- это просто шедевр. Это настоящий Театр с самой большой из возможных букв.
Игра актеров, умение перевоплощаться, интерпретация книги, музыка, видеоряд на заднем плане,- я просто не знаю, есть ли что-то, что можно было бы сделать лучше.
Этим ребятам удалось передать трагикомический тон книги настолько, что зрители действительно то взрывались от хохота, то трогательно одновременно вздыхали.
Спектакль практически полностью отражает книгу, но есть и отличные авторские вставки- наприме, философские размышления на тему нормы и нормальности в формате интерактивного взаимодействия с залом. Они прекрасны тем, что не полны наносного пафоса и очевидной истины, поданной под соусом откровения в духе Паоло Коэльо; нет, все обыграно легко, просто и одновременно глубоко и пронзительно.
Удивительно лишь, что актеры такого уровня вынуждены играть на такой площадке, в то время как в наших театрах-мастодонтах уровень исполнения зачастую наводит на мысль о том, что актеры играют “на отвали”. Хотя что-то мне подсказывает, что в случае с этим спектаклем очень скоро все изменится и они будут собирать куда большие залы.
Надеюсь только, что эта труппа не растеряет со временем той искренности и того запала, с которым они выходили на сцену сегодня.
Это спектакль, о котором хочется говорить, который хочется хвалить и которым хочется восхищаться, но лучше я просто посоветую сходить на него всем без исключения. Он действительно того стоит.

http://www.youtube.com/watch?v=RygMVW4q-i0
Somehow it turns out that usually I have all the recordings negative and full of criticism. This one will be different, I promise.
Never, it’s just never in my life that I understood from the very first minute of the play, from the first smile of the actor and the first sentence, that I definitely like the play. And today it was just that.
Usually I don’t read reviews and reviews of books, films and performances that I’m going to read or watch: I prefer to get to know them without “background information” so that nothing and no one will deprive me of the pleasure of drawing up my own opinion, so to speak, from scratch.
Today, going to the play “The Charlie Gordon Effect”, I also acted as a sort of tabula rasa. All she knew was that he was based on the beautiful book by Daniel Keyes, “Flowers for Algernon,” and what was going on at the Dostoevsky Museum. The last fact, I must admit, confused me: it seems like a strange platform for a "real", not an amateur performance.
Yes, and the performance takes place only 2 days every few months, it has no advertising, in a word, there are many reasons for skepticism.
All my skepticism, nurtured in advance as an airbag in case of disappointment, was dispelled after the very first smile of Alexander Khudyakov, who plays the role of the mentally retarded youth Charlie Gordon.
Without going into the plot (and many have read this book), I want to say that what happened for 3 hours in the chamber atmosphere of the museum hall is just a masterpiece. This is a real Theater with the largest possible letter.
The play of the actors, the ability to transform, the interpretation of the book, the music, the video in the background - I just don’t know if there is anything that could be done better.
These guys managed to convey the tragicomic tone of the book so much that the audience really exploded from laughter, then touching sighed simultaneously.
The performance almost completely reflects the book, but there are also excellent author's inserts, for example, philosophical reflections on the topic of norm and normality in the format of interactive interaction with the audience. They are beautiful in that they are not full of superficial pathos and the obvious truth served under the sauce of revelation in the spirit of Paolo Coelho; no, everything is beaten easily, simply and simultaneously deeply and piercingly.
It is only surprising that actors of this level are forced to play on such a platform, while in our mastodon theaters the level of performance often suggests that the actors play “on the hell”. Although something tells me that in the case of this performance, everything will change very soon and they will gather much larger halls.
I only hope that this troupe will not lose over time that sincerity and that crush with which they went on stage today.
This is a performance that I want to talk about, that I want to praise and that I want to admire, but I’d better just advise everyone to go to it. It is really worth it.

http://www.youtube.com/watch?v=RygMVW4q-i0
У записи 32 лайков,
8 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Кристина Констанденкова

Понравилось следующим людям