Прекрасная статья с хорошим названием: https://rufabula.com/author/sklyarov/1399
Для тех, кому понравится напомню, что о данной теме профессионально и уже много лет пишет великий саратовский литературовед Роман Арбитман. Например: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/ar17.html
А теперь отрывок из сведего:
"Альтернативно-историческая фантастика (АИФ) во многих странах развивается изолированно, прежде всего по причине резких различий в историческом фокусе. В США не особо любят Вторую Мировую, больше свою Гражданскую. Во Франции Новое время гораздо привлекательнее Новейшего, Япония, наверное, всеядна, хотя и у них есть свои специфические предпочтения. Во многих странах приличное место занято (анти)утопиями, коих у нас не так много. Наша литература устремлена в прошлое.
И вот в этом самом прошлом российские писатели оттягиваются по хардкору. Огромное, просто немыслимое число книг, написанных как под копирку, выходят из-под пера наших бумагомарак. Всё чаще такие книги даже ложатся в основу сценариев фильмов. Самое главное отличие русской альтернативки от западной – постоянное желание переделать прошлое, смакование этой переделки в до тошноты мельчайших подробностях и достаточно архаичная структура описания всего этого. Определённую роль играет само обеднение стилистики, но главной причиной является само понимание нашей истории нашими писателями.
История России представляет собой очень нетипичную и во многом трагическую среду. Тем более, что она подаётся как постоянный набор трагедий, испытаний и величайшего героизма, на который как бы не способны представители других народов. Страна пропустила очень много выгодных исторических опций, проиграла много войн, некоторые – по чисто субъективным причинам. Некоторые правители были печальным зрелищем, другим не хватало жёсткости, третьи, наоборот, были слишком упоены властью и не видели дальше своего носа. К тому же современная Россия лишена как признаков по-настоящему великой державы, так и атрибутов нормальной спокойной цивилизованной страны. У нас не хватает духа во многом принять существующее положение, а общество сильно рефлексирует по поводу несбывшихся надежд и испытывает сильные фантомные боли из-за потерянного величия. Изменить всё это хотя бы во влажных мечтах и предлагают современные АИ-фантасты. Их книги пропитаны агрессивным реваншизмом, тоской по преимуществам той или иной эпохи, они цепляют неискушенного читателя яркой цыганщиной с пестрыми картинами несбывшихся грёз.
Русская АИФ выглядит примерно так: современный русский патриот специально или случайно попадает в одну из ключевых эпох, имея не только знания о будущем, но и некоторые современные инструменты, от телефона до танков и подводных лодок. Там он быстренько осваивается, легко и непринуждённо добирается до руководителей Руси/Московии(реже – Орды или Новгорода)/Российской империи/СССР, которые, конечно же, с вниманием и замиранием сердца прислушиваются к советам незваного гостя. Ну а потом – реванши, реванши за будущее, согласно всем красно-бело-коричневым (или каким другим) штампам, на которые всё сильнее ведутся читатели подобной макулатуры."
Для тех, кому понравится напомню, что о данной теме профессионально и уже много лет пишет великий саратовский литературовед Роман Арбитман. Например: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/ar17.html
А теперь отрывок из сведего:
"Альтернативно-историческая фантастика (АИФ) во многих странах развивается изолированно, прежде всего по причине резких различий в историческом фокусе. В США не особо любят Вторую Мировую, больше свою Гражданскую. Во Франции Новое время гораздо привлекательнее Новейшего, Япония, наверное, всеядна, хотя и у них есть свои специфические предпочтения. Во многих странах приличное место занято (анти)утопиями, коих у нас не так много. Наша литература устремлена в прошлое.
И вот в этом самом прошлом российские писатели оттягиваются по хардкору. Огромное, просто немыслимое число книг, написанных как под копирку, выходят из-под пера наших бумагомарак. Всё чаще такие книги даже ложатся в основу сценариев фильмов. Самое главное отличие русской альтернативки от западной – постоянное желание переделать прошлое, смакование этой переделки в до тошноты мельчайших подробностях и достаточно архаичная структура описания всего этого. Определённую роль играет само обеднение стилистики, но главной причиной является само понимание нашей истории нашими писателями.
История России представляет собой очень нетипичную и во многом трагическую среду. Тем более, что она подаётся как постоянный набор трагедий, испытаний и величайшего героизма, на который как бы не способны представители других народов. Страна пропустила очень много выгодных исторических опций, проиграла много войн, некоторые – по чисто субъективным причинам. Некоторые правители были печальным зрелищем, другим не хватало жёсткости, третьи, наоборот, были слишком упоены властью и не видели дальше своего носа. К тому же современная Россия лишена как признаков по-настоящему великой державы, так и атрибутов нормальной спокойной цивилизованной страны. У нас не хватает духа во многом принять существующее положение, а общество сильно рефлексирует по поводу несбывшихся надежд и испытывает сильные фантомные боли из-за потерянного величия. Изменить всё это хотя бы во влажных мечтах и предлагают современные АИ-фантасты. Их книги пропитаны агрессивным реваншизмом, тоской по преимуществам той или иной эпохи, они цепляют неискушенного читателя яркой цыганщиной с пестрыми картинами несбывшихся грёз.
Русская АИФ выглядит примерно так: современный русский патриот специально или случайно попадает в одну из ключевых эпох, имея не только знания о будущем, но и некоторые современные инструменты, от телефона до танков и подводных лодок. Там он быстренько осваивается, легко и непринуждённо добирается до руководителей Руси/Московии(реже – Орды или Новгорода)/Российской империи/СССР, которые, конечно же, с вниманием и замиранием сердца прислушиваются к советам незваного гостя. Ну а потом – реванши, реванши за будущее, согласно всем красно-бело-коричневым (или каким другим) штампам, на которые всё сильнее ведутся читатели подобной макулатуры."
Great article with a good title: https://rufabula.com/author/sklyarov/1399
For those who like it, let me remind you that the great Saratov literary critic Roman Arbitman writes about this topic professionally and for many years. For example: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/ar17.html
And now an excerpt from the note:
"Alternative historical fiction (AMF) in many countries is developing in isolation, primarily because of sharp differences in historical focus. In the United States, they don’t really like World War II, more than their Civil. In France, New Time is much more attractive than the Newest, Japan is probably omnivorous, although they have their own specific preferences. In many countries, a decent place is taken by (anti) utopias, of which we do not have so many. Our literature is directed to the past.
And in this very past, Russian writers are pulled by hardcore. A huge, simply unthinkable number of books, written like a carbon copy, go out from under the pen of our paper. Increasingly, such books even form the basis of film scripts. The most important difference between the Russian alternative and the Western one is the constant desire to remake the past, relish this alteration to the smallest detail and the rather archaic structure of the description of all this. A certain role is played by the very impoverishment of stylistics, but the main reason is the very understanding of our history by our writers.
The history of Russia is a very atypical and largely tragic environment. Moreover, it is presented as a constant set of tragedies, trials and the greatest heroism, which representatives of other peoples are not capable of. The country missed a lot of profitable historical options, lost many wars, some for purely subjective reasons. Some rulers were a sad sight, others lacked rigidity, while others, on the contrary, were too intoxicated with power and did not see beyond their nose. In addition, modern Russia is deprived of both the signs of a truly great power and the attributes of a normal, calm, civilized country. We lack the spirit in many respects to accept the existing situation, and society strongly reflects on unfulfilled hopes and experiences severe phantom pains due to the lost greatness. Change all this at least in wet dreams and offer modern AI-sci-fi. Their books are saturated with aggressive revanchism, longing for the advantages of a particular era, they catch an inexperienced reader with a bright gypsy with colorful pictures of unfulfilled dreams.
The Russian AMF looks something like this: the modern Russian patriot deliberately or accidentally falls into one of the key eras, having not only knowledge of the future, but also some modern tools, from the phone to tanks and submarines. There he quickly learns, easily and effortlessly gets to the leaders of Russia / Muscovy (less often - the Horde or Novgorod) / Russian Empire / USSR, who, of course, with attention and sinking hearts listen to the advice of an intruder. And then - revenge, revenge for the future, according to all the red-white-brown (or some other) cliches, which are increasingly being used by readers of such waste paper. "
For those who like it, let me remind you that the great Saratov literary critic Roman Arbitman writes about this topic professionally and for many years. For example: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/95/ar17.html
And now an excerpt from the note:
"Alternative historical fiction (AMF) in many countries is developing in isolation, primarily because of sharp differences in historical focus. In the United States, they don’t really like World War II, more than their Civil. In France, New Time is much more attractive than the Newest, Japan is probably omnivorous, although they have their own specific preferences. In many countries, a decent place is taken by (anti) utopias, of which we do not have so many. Our literature is directed to the past.
And in this very past, Russian writers are pulled by hardcore. A huge, simply unthinkable number of books, written like a carbon copy, go out from under the pen of our paper. Increasingly, such books even form the basis of film scripts. The most important difference between the Russian alternative and the Western one is the constant desire to remake the past, relish this alteration to the smallest detail and the rather archaic structure of the description of all this. A certain role is played by the very impoverishment of stylistics, but the main reason is the very understanding of our history by our writers.
The history of Russia is a very atypical and largely tragic environment. Moreover, it is presented as a constant set of tragedies, trials and the greatest heroism, which representatives of other peoples are not capable of. The country missed a lot of profitable historical options, lost many wars, some for purely subjective reasons. Some rulers were a sad sight, others lacked rigidity, while others, on the contrary, were too intoxicated with power and did not see beyond their nose. In addition, modern Russia is deprived of both the signs of a truly great power and the attributes of a normal, calm, civilized country. We lack the spirit in many respects to accept the existing situation, and society strongly reflects on unfulfilled hopes and experiences severe phantom pains due to the lost greatness. Change all this at least in wet dreams and offer modern AI-sci-fi. Their books are saturated with aggressive revanchism, longing for the advantages of a particular era, they catch an inexperienced reader with a bright gypsy with colorful pictures of unfulfilled dreams.
The Russian AMF looks something like this: the modern Russian patriot deliberately or accidentally falls into one of the key eras, having not only knowledge of the future, but also some modern tools, from the phone to tanks and submarines. There he quickly learns, easily and effortlessly gets to the leaders of Russia / Muscovy (less often - the Horde or Novgorod) / Russian Empire / USSR, who, of course, with attention and sinking hearts listen to the advice of an intruder. And then - revenge, revenge for the future, according to all the red-white-brown (or some other) cliches, which are increasingly being used by readers of such waste paper. "
У записи 4 лайков,
1 репостов.
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вильгот Шеман