Размышления, часть 1
"Русская Правда" в применении к современному обществу.
Для того, чтобы разглядеть картину целиком, необходимо отойти от неё на определённое расстояние, с которого можно будет видеть всё полотно сразу. Такое же правило начинает действовать, когда отдаляешься на какое-то время от привычной мирской суеты, выбрав пришедшийся по нраву укромный уголок природы. Вот так, во время топки печи и утренних размышлений, и возникла у меня идея оценить современное общество с точки зрения "Русской Правды" - одного из первых сборников правовых норм Руси в период становления её государственности. Во всяком случае, "государственности" в современном смысле этого слова. А коль скоро сборник первый, то и разобраться в нём несложно, ведь чем ближе к истокам, тем яснее та или иная общественная тенденция, и тем проще провести параллели с современным обществом, ведь меняются только лишь декорации, суть же остаётся прежней. Итак, что же может поведать Русская Правда человеку XXI века?
Во времена Ярослава Мудрого было достаточно простое деление общества на сословия, а сама Русская Правда была призвана регламентировать отношения между сословиями, определяя нормы уголовной повинности, формы наследования земель и использования чужого труда. Так, правовой документ впервые определял норму взимания "виры" - повинности за убийство представителя того или иного сословия. К примеру, за убийство свободного человека платилась вира в 40 гривен, тогда как за несвободного - всего 5. Посмотрим, кто же входил в состав зависимого населения.
К несвободным Русская Правда причисляет тех жителей, которые полностью или частично не владели результатами своего труда, не имели своего хозяйства, или же, имея оное, вынуждены были работать на хозяина. К таким гражданам относились холопы, закупы, рядовичи и смерды.
Холопы ("робы") находились на низшей ступени социальной лестницы и являлись собственностью владельца. Их низкое положение подчёркивалось отсутствием взимания виры за убийство холопа: «а в холопѣ и в робѣ виры нѣтуть». Параллель к современным слоям населения мне провести не удаётся, ведь как-никак, мы живём во времена Конституции, оберегающей всеобщее равенство пред законом :) Куда как интереснее рассмотреть другие категории.
Закупы. Русская Правда трактует их положение как неполное холопство, поскольку к такому сословию относились те, кто вошёл в долговую зависимость ("купу") к князю или боярину, а потому вынужден был работать на хозяина до тех пор, пока не отработает долг. Закуп, несший материальную ответственность пред господином, обладал личным имуществом, но не имел личной свободы на период уплаты долга. Кто же из современного общества сопоставим с закупами эпохи Ярослава Мудрого? -скорее всего, это часть населения, выплачивающая кредиты: ипотека, автокредиты и прочее.
Рядовичи. Эта зависимая прослойка представляла собой граждан, не пошедших в холопы, а заключивших с хозяином "ряд" - договор, по которому и велась трудовая деятельность в пользу господского двора. При этом, рядович мог пользоваться орудиями производства и проживать на территории хозяйского двора. Уже догадываетесь, о каком слое населения современного общества идёт речь? - конечно же, о большинстве граждан, имеющих на руках копию трудового договора, по которому человек обязан работать по найму на территории работодателя с использованием предоставленных орудий производства - станков, компьютеров, степплеров..
Если за холопа вира не взималась, то жизнь закупа или рядовича оценивалась всего в 5 гривен.
Перейдём к рассмотрению свободного населения.
К свободным относились бояре, должностные лица при князе, связанные с взиманием дани и судебными процессами, некоторые городские жители - купцы и ремесленники, а также "люди" - общинники, жившие на своей земле.
С боярами и приближёнными к князю всё понятно, ведь и поныне чем ближе к власти, тем красочнее перспективы. А вот другие категории граждан куда как интереснее.
Купцы. Говоря современным языком, - это "купи-продай", бизнесмены, связанные с ритейлом и реселлингом. Купцы есть, были и будут, такова природа.
Ремесленники. Это население, занятое производством товаров и услуг, и, помимо прочего, продажей всего этого. К ним смело отнесём другую категорию бизнесменов - деловых людей производственной сферы, занятых разработкой и внедрением новых продуктов, сервисов, услуг.
Таким образом, из городского населения свободными в наши дни можно считать только лишь бизнесменов и приближённых к высшим эшелонам власти. Такова трактовка старинного свода, из песни слов не выкинуть. Теперь выйдем за пределы города.
Общинники. На мой взгляд - это самая интересная категория. Во времена Ярослава община - "вервь" - всё ещё была распространённым явлением и, судя по некоторым пунктам Русской правды, это была уже не родовая община, а семейная. Иными словами, в составь верви входили самостоятельные семьи, которые обладали собственной землёй и устанавливали свои порядки внутри коллектива. По сути, вервь была местным органом самоуправления на своей территории, а пункты Русской Правды лишь регламентировали какие-то процессы в отношении общинного хозяйства и княжеских владений. Да и какие нужны "особые" законы для людей (а "люди", ещё раз повторюсь, по Русской Правде - это только лишь жители общины), живущих на одной территории испокон и тесно связанных друг с другом родственными и дружескими связями. Ведь не зря слово "вервь" означает "верёвка".
Но, к сожалению, централизация власти и капитала в городах и последующие посягательства на общинные земли привели в конечном итоге к тому, что "люди" постепенно становились "смердами", потеряв независимость, либо же перекочёвывали в города, сменяя обличье на "закупа" или "рядовича".
Думается мне, что прообразом некогда существовавшей верви является движение родовых поместий и экопоселений, поскольку во многом тенденции и подход к хозяйствованию на своей земле схожие. Здесь собираются крепкие люди, создаются и развиваются здоровые семьи, здесь каждый берёт ответственность на себя. В каком-то плане это гораздо тяжелее, чем делегировать решение различных проблем соответствующим специально обученным организациям и сервисам, как это принято теперь. Но зато не теряется ощущение полноты жизни, а вместе с тем и свобода. Ведь только универсальный человек, могущий и дом одним лишь топором построить, а потом и кашу из этого топора сварить, действительно семерых стоит! А потому и "цена" ему по Русской Правде была не 5 гривен, как закупу или рядовичу, а 40. Чувствуете разницу? :)
"Русская Правда" в применении к современному обществу.
Для того, чтобы разглядеть картину целиком, необходимо отойти от неё на определённое расстояние, с которого можно будет видеть всё полотно сразу. Такое же правило начинает действовать, когда отдаляешься на какое-то время от привычной мирской суеты, выбрав пришедшийся по нраву укромный уголок природы. Вот так, во время топки печи и утренних размышлений, и возникла у меня идея оценить современное общество с точки зрения "Русской Правды" - одного из первых сборников правовых норм Руси в период становления её государственности. Во всяком случае, "государственности" в современном смысле этого слова. А коль скоро сборник первый, то и разобраться в нём несложно, ведь чем ближе к истокам, тем яснее та или иная общественная тенденция, и тем проще провести параллели с современным обществом, ведь меняются только лишь декорации, суть же остаётся прежней. Итак, что же может поведать Русская Правда человеку XXI века?
Во времена Ярослава Мудрого было достаточно простое деление общества на сословия, а сама Русская Правда была призвана регламентировать отношения между сословиями, определяя нормы уголовной повинности, формы наследования земель и использования чужого труда. Так, правовой документ впервые определял норму взимания "виры" - повинности за убийство представителя того или иного сословия. К примеру, за убийство свободного человека платилась вира в 40 гривен, тогда как за несвободного - всего 5. Посмотрим, кто же входил в состав зависимого населения.
К несвободным Русская Правда причисляет тех жителей, которые полностью или частично не владели результатами своего труда, не имели своего хозяйства, или же, имея оное, вынуждены были работать на хозяина. К таким гражданам относились холопы, закупы, рядовичи и смерды.
Холопы ("робы") находились на низшей ступени социальной лестницы и являлись собственностью владельца. Их низкое положение подчёркивалось отсутствием взимания виры за убийство холопа: «а в холопѣ и в робѣ виры нѣтуть». Параллель к современным слоям населения мне провести не удаётся, ведь как-никак, мы живём во времена Конституции, оберегающей всеобщее равенство пред законом :) Куда как интереснее рассмотреть другие категории.
Закупы. Русская Правда трактует их положение как неполное холопство, поскольку к такому сословию относились те, кто вошёл в долговую зависимость ("купу") к князю или боярину, а потому вынужден был работать на хозяина до тех пор, пока не отработает долг. Закуп, несший материальную ответственность пред господином, обладал личным имуществом, но не имел личной свободы на период уплаты долга. Кто же из современного общества сопоставим с закупами эпохи Ярослава Мудрого? -скорее всего, это часть населения, выплачивающая кредиты: ипотека, автокредиты и прочее.
Рядовичи. Эта зависимая прослойка представляла собой граждан, не пошедших в холопы, а заключивших с хозяином "ряд" - договор, по которому и велась трудовая деятельность в пользу господского двора. При этом, рядович мог пользоваться орудиями производства и проживать на территории хозяйского двора. Уже догадываетесь, о каком слое населения современного общества идёт речь? - конечно же, о большинстве граждан, имеющих на руках копию трудового договора, по которому человек обязан работать по найму на территории работодателя с использованием предоставленных орудий производства - станков, компьютеров, степплеров..
Если за холопа вира не взималась, то жизнь закупа или рядовича оценивалась всего в 5 гривен.
Перейдём к рассмотрению свободного населения.
К свободным относились бояре, должностные лица при князе, связанные с взиманием дани и судебными процессами, некоторые городские жители - купцы и ремесленники, а также "люди" - общинники, жившие на своей земле.
С боярами и приближёнными к князю всё понятно, ведь и поныне чем ближе к власти, тем красочнее перспективы. А вот другие категории граждан куда как интереснее.
Купцы. Говоря современным языком, - это "купи-продай", бизнесмены, связанные с ритейлом и реселлингом. Купцы есть, были и будут, такова природа.
Ремесленники. Это население, занятое производством товаров и услуг, и, помимо прочего, продажей всего этого. К ним смело отнесём другую категорию бизнесменов - деловых людей производственной сферы, занятых разработкой и внедрением новых продуктов, сервисов, услуг.
Таким образом, из городского населения свободными в наши дни можно считать только лишь бизнесменов и приближённых к высшим эшелонам власти. Такова трактовка старинного свода, из песни слов не выкинуть. Теперь выйдем за пределы города.
Общинники. На мой взгляд - это самая интересная категория. Во времена Ярослава община - "вервь" - всё ещё была распространённым явлением и, судя по некоторым пунктам Русской правды, это была уже не родовая община, а семейная. Иными словами, в составь верви входили самостоятельные семьи, которые обладали собственной землёй и устанавливали свои порядки внутри коллектива. По сути, вервь была местным органом самоуправления на своей территории, а пункты Русской Правды лишь регламентировали какие-то процессы в отношении общинного хозяйства и княжеских владений. Да и какие нужны "особые" законы для людей (а "люди", ещё раз повторюсь, по Русской Правде - это только лишь жители общины), живущих на одной территории испокон и тесно связанных друг с другом родственными и дружескими связями. Ведь не зря слово "вервь" означает "верёвка".
Но, к сожалению, централизация власти и капитала в городах и последующие посягательства на общинные земли привели в конечном итоге к тому, что "люди" постепенно становились "смердами", потеряв независимость, либо же перекочёвывали в города, сменяя обличье на "закупа" или "рядовича".
Думается мне, что прообразом некогда существовавшей верви является движение родовых поместий и экопоселений, поскольку во многом тенденции и подход к хозяйствованию на своей земле схожие. Здесь собираются крепкие люди, создаются и развиваются здоровые семьи, здесь каждый берёт ответственность на себя. В каком-то плане это гораздо тяжелее, чем делегировать решение различных проблем соответствующим специально обученным организациям и сервисам, как это принято теперь. Но зато не теряется ощущение полноты жизни, а вместе с тем и свобода. Ведь только универсальный человек, могущий и дом одним лишь топором построить, а потом и кашу из этого топора сварить, действительно семерых стоит! А потому и "цена" ему по Русской Правде была не 5 гривен, как закупу или рядовичу, а 40. Чувствуете разницу? :)
Размышления, часть 1
"Русская Правда" в применении к современному обществу.
Для того, чтобы разглядеть картину целиком, необходимо отойти от неё на определённое расстояние, с которого можно будет видеть всё полотно сразу. Такое же правило начинает действовать, когда отдаляешься на какое-то время от привычной мирской суеты, выбрав пришедшийся по нраву укромный уголок природы. Вот так, во время топки печи и утренних размышлений, и возникла у меня идея оценить современное общество с точки зрения "Русской Правды" - одного из первых сборников правовых норм Руси в период становления её государственности. Во всяком случае, "государственности" в современном смысле этого слова. А коль скоро сборник первый, то и разобраться в нём несложно, ведь чем ближе к истокам, тем яснее та или иная общественная тенденция, и тем проще провести параллели с современным обществом, ведь меняются только лишь декорации, суть же остаётся прежней. Итак, что же может поведать Русская Правда человеку XXI века?
Во времена Ярослава Мудрого было достаточно простое деление общества на сословия, а сама Русская Правда была призвана регламентировать отношения между сословиями, определяя нормы уголовной повинности, формы наследования земель и использования чужого труда. Так, правовой документ впервые определял норму взимания "виры" - повинности за убийство представителя того или иного сословия. К примеру, за убийство свободного человека платилась вира в 40 гривен, тогда как за несвободного - всего 5. Посмотрим, кто же входил в состав зависимого населения.
К несвободным Русская Правда причисляет тех жителей, которые полностью или частично не владели результатами своего труда, не имели своего хозяйства, или же, имея оное, вынуждены были работать на хозяина. К таким гражданам относились холопы, закупы, рядовичи и смерды.
Холопы ("робы") находились на низшей ступени социальной лестницы и являлись собственностью владельца. Их низкое положение подчёркивалось отсутствием взимания виры за убийство холопа: «а в холопѣ и в робѣ виры нѣтуть». Параллель к современным слоям населения мне провести не удаётся, ведь как-никак, мы живём во времена Конституции, оберегающей всеобщее равенство пред законом :) Куда как интереснее рассмотреть другие категории.
Закупы. Русская Правда трактует их положение как неполное холопство, поскольку к такому сословию относились те, кто вошёл в долговую зависимость ("купу") к князю или боярину, а потому вынужден был работать на хозяина до тех пор, пока не отработает долг. Закуп, несший материальную ответственность пред господином, обладал личным имуществом, но не имел личной свободы на период уплаты долга. Кто же из современного общества сопоставим с закупами эпохи Ярослава Мудрого? -скорее всего, это часть населения, выплачивающая кредиты: ипотека, автокредиты и прочее.
Рядовичи. Эта зависимая прослойка представляла собой граждан, не пошедших в холопы, а заключивших с хозяином "ряд" - договор, по которому и велась трудовая деятельность в пользу господского двора. При этом, рядович мог пользоваться орудиями производства и проживать на территории хозяйского двора. Уже догадываетесь, о каком слое населения современного общества идёт речь? - конечно же, о большинстве граждан, имеющих на руках копию трудового договора, по которому человек обязан работать по найму на территории работодателя с использованием предоставленных орудий производства - станков, компьютеров, степплеров..
Если за холопа вира не взималась, то жизнь закупа или рядовича оценивалась всего в 5 гривен.
Перейдём к рассмотрению свободного населения.
К свободным относились бояре, должностные лица при князе, связанные с взиманием дани и судебными процессами, некоторые городские жители - купцы и ремесленники, а также "люди" - общинники, жившие на своей земле.
С боярами и приближёнными к князю всё понятно, ведь и поныне чем ближе к власти, тем красочнее перспективы. А вот другие категории граждан куда как интереснее.
Купцы. Говоря современным языком, - это "купи-продай", бизнесмены, связанные с ритейлом и реселлингом. Купцы есть, были и будут, такова природа.
Ремесленники. Это население, занятое производством товаров и услуг, и, помимо прочего, продажей всего этого. К ним смело отнесём другую категорию бизнесменов - деловых людей производственной сферы, занятых разработкой и внедрением новых продуктов, сервисов, услуг.
Таким образом, из городского населения свободными в наши дни можно считать только лишь бизнесменов и приближённых к высшим эшелонам власти. Такова трактовка старинного свода, из песни слов не выкинуть. Теперь выйдем за пределы города.
Общинники. На мой взгляд - это самая интересная категория. Во времена Ярослава община - "вервь" - всё ещё была распространённым явлением и, судя по некоторым пунктам Русской правды, это была уже не родовая община, а семейная. Иными словами, в составь верви входили самостоятельные семьи, которые обладали собственной землёй и устанавливали свои порядки внутри коллектива. По сути, вервь была местным органом самоуправл
"Русская Правда" в применении к современному обществу.
Для того, чтобы разглядеть картину целиком, необходимо отойти от неё на определённое расстояние, с которого можно будет видеть всё полотно сразу. Такое же правило начинает действовать, когда отдаляешься на какое-то время от привычной мирской суеты, выбрав пришедшийся по нраву укромный уголок природы. Вот так, во время топки печи и утренних размышлений, и возникла у меня идея оценить современное общество с точки зрения "Русской Правды" - одного из первых сборников правовых норм Руси в период становления её государственности. Во всяком случае, "государственности" в современном смысле этого слова. А коль скоро сборник первый, то и разобраться в нём несложно, ведь чем ближе к истокам, тем яснее та или иная общественная тенденция, и тем проще провести параллели с современным обществом, ведь меняются только лишь декорации, суть же остаётся прежней. Итак, что же может поведать Русская Правда человеку XXI века?
Во времена Ярослава Мудрого было достаточно простое деление общества на сословия, а сама Русская Правда была призвана регламентировать отношения между сословиями, определяя нормы уголовной повинности, формы наследования земель и использования чужого труда. Так, правовой документ впервые определял норму взимания "виры" - повинности за убийство представителя того или иного сословия. К примеру, за убийство свободного человека платилась вира в 40 гривен, тогда как за несвободного - всего 5. Посмотрим, кто же входил в состав зависимого населения.
К несвободным Русская Правда причисляет тех жителей, которые полностью или частично не владели результатами своего труда, не имели своего хозяйства, или же, имея оное, вынуждены были работать на хозяина. К таким гражданам относились холопы, закупы, рядовичи и смерды.
Холопы ("робы") находились на низшей ступени социальной лестницы и являлись собственностью владельца. Их низкое положение подчёркивалось отсутствием взимания виры за убийство холопа: «а в холопѣ и в робѣ виры нѣтуть». Параллель к современным слоям населения мне провести не удаётся, ведь как-никак, мы живём во времена Конституции, оберегающей всеобщее равенство пред законом :) Куда как интереснее рассмотреть другие категории.
Закупы. Русская Правда трактует их положение как неполное холопство, поскольку к такому сословию относились те, кто вошёл в долговую зависимость ("купу") к князю или боярину, а потому вынужден был работать на хозяина до тех пор, пока не отработает долг. Закуп, несший материальную ответственность пред господином, обладал личным имуществом, но не имел личной свободы на период уплаты долга. Кто же из современного общества сопоставим с закупами эпохи Ярослава Мудрого? -скорее всего, это часть населения, выплачивающая кредиты: ипотека, автокредиты и прочее.
Рядовичи. Эта зависимая прослойка представляла собой граждан, не пошедших в холопы, а заключивших с хозяином "ряд" - договор, по которому и велась трудовая деятельность в пользу господского двора. При этом, рядович мог пользоваться орудиями производства и проживать на территории хозяйского двора. Уже догадываетесь, о каком слое населения современного общества идёт речь? - конечно же, о большинстве граждан, имеющих на руках копию трудового договора, по которому человек обязан работать по найму на территории работодателя с использованием предоставленных орудий производства - станков, компьютеров, степплеров..
Если за холопа вира не взималась, то жизнь закупа или рядовича оценивалась всего в 5 гривен.
Перейдём к рассмотрению свободного населения.
К свободным относились бояре, должностные лица при князе, связанные с взиманием дани и судебными процессами, некоторые городские жители - купцы и ремесленники, а также "люди" - общинники, жившие на своей земле.
С боярами и приближёнными к князю всё понятно, ведь и поныне чем ближе к власти, тем красочнее перспективы. А вот другие категории граждан куда как интереснее.
Купцы. Говоря современным языком, - это "купи-продай", бизнесмены, связанные с ритейлом и реселлингом. Купцы есть, были и будут, такова природа.
Ремесленники. Это население, занятое производством товаров и услуг, и, помимо прочего, продажей всего этого. К ним смело отнесём другую категорию бизнесменов - деловых людей производственной сферы, занятых разработкой и внедрением новых продуктов, сервисов, услуг.
Таким образом, из городского населения свободными в наши дни можно считать только лишь бизнесменов и приближённых к высшим эшелонам власти. Такова трактовка старинного свода, из песни слов не выкинуть. Теперь выйдем за пределы города.
Общинники. На мой взгляд - это самая интересная категория. Во времена Ярослава община - "вервь" - всё ещё была распространённым явлением и, судя по некоторым пунктам Русской правды, это была уже не родовая община, а семейная. Иными словами, в составь верви входили самостоятельные семьи, которые обладали собственной землёй и устанавливали свои порядки внутри коллектива. По сути, вервь была местным органом самоуправл
У записи 27 лайков,
7 репостов.
7 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Алексей Пешков