Истоки русской духовности. Фундамент и менталитет. История. "Под...

Истоки русской духовности. Фундамент и менталитет. История.

"Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ о следующем событии: Владимир после похода на ятвягов возвратился в Киев и приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы и бояре сказали:"Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву богам". В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и держал христианскую веру; был у него сын, прекрасный лицом и душою; на этого-то молодого варяга и пал жребий.
Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали ему: "Пал жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его им в жертву". Варяг отвечал: "У вас не боги, а дерево; нынче есть, а завтра сгниют, ни едят, ни пьют, ни говорят, но сделаны руками человеческими из дерева; а Бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жить на земле; а эти боги что сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!"
Посланные рассказали эти речи народу; толпа взяла оружие, пошла к варягову дому и разломала забор вокруг него; варяг стоял на сенях с сыном. Народ кричал ему: "Дай сына своего богам". Он отвечал: "Если они боги, то пусть пошлют какого-нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочете?" Яростный крик был ответом толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под ними сени и убила их..."Соловьев.
Вместе с христианскими священниками приходили к народам школы и училища, начиналось книжное учение, строились храмы, образовывались и первые монастыри - тогдашние центры всеобщего европейского просвещения. Но самое главное - изменялись в лучшую сторону, смягчались нравы и обычаи отдельных людей, а значит, и всего народа.
О том, как сильно и кардинально Христианство преображало личность верующего, мы можем узнать на примере самого великого князя. Действительно, велик он был во всем, в каждом своем действии.
Приняв крещение, узнав и почувствовав рядом Христа, Владимир не мог больше жить так, как жил прежде. О том, насколько серьёзно он относился к Заповедям Господним, насколько сильно хотел стать истинным христианином, говорит хотя бы следующий факт, отмеченный в летописях: после крещения князь боялся казнить смертью даже самых страшных и дерзких преступников, так как не хотел проливать крови, боясь тем самым оскорбить Бога и нарушить Его закон. Благодаря такой мягкости князя, как отмечают летописцы, преступления в Киевской Руси чрезвычайно умножились - ведь теперь преступники больше не боялись справедливой казни за свои преступления. Епископам и священникам пришлось поправлять излишнюю ревность неофита. Они напомнили Владимиру, что светский властитель носит меч не только для того, чтобы ограждать свой народ от внешних врагов и тем самым защищать добрых людей, но и для того, чтобы наказывать злых и таким образом - соблюдать божественную правду и справедливость в деле управления государством.
Этот пример кому-то может показаться наивным и смешным, но на самом деле - он свидетельствует о высоте той духовной планки, которую ставил перед собой новый христианин, о той серьезности, с которой князь Владимир относился к каждому слову Христа Спасителя, о той ответственности, которую он как правитель чувствовал за всех своих людей и о той решимости, с которой он был готов весь мир превратить в Божье Царство... Эта ответственность за народ проявлялась и в том, как князь заботился о бедных, больных, старых и немощных. Годы после крещения - это годы расцвета самой широкой, самой жертвенной благотворительности в Киевских землях. Нестор Летописец записывает в своей Летописи под 996 годом: "...Повелел он всякому нищему и бедному приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу, и из казны деньгами. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий, или кто не может ходить?" И раздавали тем все необходимое. И еще нечто большее делал он для людей своих: каждое воскресенье решил он на дворе своем в гриднице устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и гридям, и сотским, и десятским, и лучшим мужам - и при князе, и без князя. Бывало там множество мяса - говядины и дичины, - было в изобилии всякое яство... Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны, и жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь. Владимир же жил в страхе Божьем..."
В сегодняшнем духовно непросвященном мире некоторые люди, далекие от духовной жизни, думают, что страх Божий - это нерешительность, боязнь самостоятельности, некая забитость. На самом деле страх Божий - это желание ничем не оскорбить своего Творца и Бога, желание ответить своей любовью на Его любовь. А ещё страх Божий - это бесстрашие перед любым человеком, желающим оскорбить твои святыни, это мужественная защита своей веры, своего народа, своего Отечества. Именно таким и остался в народной памяти наш креститель - Святой равноапостольный великий князь Владимир.
Русская культура ведет свое начало от Святого Владимира. В чем же её особенность? Характер и облик русской культуры выражаются двумя словами - Святая Русь. Идеалом древней Руси была святость. Этому идеалу должны были подчиняться общественная и государственная жизнь, литература, наука, искусство. Государь почитался избранником Божиим, призванным строить жизнь государства на началах любви и правды. Государство имело задачу - хранить Православие и нравственный порядок. Поскольку Государь осуществлял эту задачу, он был подвижником на престоле... Внутренний строй государства никогда не утверждался только на холодных, юридических нормах. Святая Русь была государством не права, а правды. Это было царство героев, великанов духа и подвижников. Его законы были основаны на вечной непреложной божественной истине и правде. Недаром и первое собрание законов Святой Руси носило название Русской Правды. Они были проникнуты духом любви и сострадания к ближнему как к брату. Святой Владимир был готов распространить такое отношение даже к закоренелым преступникам. Этот завет любимого князя народ не забыл.

(с) "Святые равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга", Комсомольская Правда, Даниловский Благовестник.
The origins of Russian spirituality. The foundation and mentality. Story.

"Under 983, at the beginning of the reign of Vladimir, the chronicler places a story about the following event: Vladimir, after going to the Yatvyag, returned to Kiev and sacrificed to idols along with his people; the elders and the boyars said:" We will cast lots for the ladies and girls; on whom he falls, we shall sacrifice to the gods. "At that time there lived in Kiev one Varangian who came from Greece and held the Christian faith; he had a son, a beautiful face and soul; this young Varangian had lots and fell lots.
Sent from the people came to the old Varangian and said to him: "The lot fell on your son, the gods want to take it for themselves, and we want to sacrifice it for them." The Varangian answered: "You have no gods, but a tree; now you have it, but tomorrow they will rot, neither eat, nor drink, nor speak, but are made of human hands from a tree; and God alone, whom the Greeks serve and bow, who made heaven and earth "He gave the stars and the moon, and the sun, and man, to live on earth; but what did these gods do? They themselves did it; I will not give my son demons!
The messengers gave these speeches to the people; the crowd took up arms, went to the Varangian house and broke the fence around it; the Varangian stood in the canopy with his son. The people shouted to him: "Give your son to the gods." He answered: "If they are gods, then let them send one god to take my son, and what are you bothering about?" A furious cry was the response of the crowd, which rushed to the Vikings, cut the canopy under them and killed them ... "Soloviev.
Together with Christian priests, schools and schools came to the peoples, book teaching began, temples were built, and the first monasteries were formed - the then centers of universal European education. But most importantly, they changed for the better, softened the mores and customs of individuals, and, therefore, the whole people.
About how strongly and radically Christianity transformed the personality of a believer, we can learn from the example of the great prince. Indeed, he was great in everything, in each of his actions.
Having been baptized, having recognized and felt Christ beside him, Vladimir could no longer live as he had before. About how seriously he took the commandments of the Lord, how much he wanted to become a true Christian, there is at least the following fact noted in the annals: after baptism, the prince was afraid to execute the death of even the most terrible and daring criminals, because he did not want to shed blood, fearing to offend God and violate His law. Thanks to such gentleness of the prince, as chroniclers note, crimes in Kievan Rus were extremely multiplied - because now the criminals were no longer afraid of a fair execution for their crimes. Bishops and priests had to correct the excessive zeal of the neophyte. They reminded Vladimir that a secular ruler wears a sword not only to protect his people from external enemies and thereby protect good people, but also to punish the evil and thus to observe divine truth and justice in the management of the state.
This example may seem naive and ridiculous to someone, but in fact - it testifies to the height of the spiritual bar set by the new Christian, the seriousness with which Prince Vladimir took every word of Christ the Savior, about that responsibility which he, as a ruler, felt for all his people and about the determination with which he was ready to turn the whole world into the Kingdom of God ... This responsibility for the people was also manifested in the way the prince took care of the poor, sick, old and weak. The years after baptism are the heyday of the broadest, most sacrificial charity in the Kiev lands. Nestor the Chronicler writes in his Annals under the year 996: "... He ordered every beggar and poor to come to the prince’s court and take all that is needed, drink and food, and from the treasury with money. He arranged this too: saying that" the weak and the sick cannot get to my court, "ordered to equip the carts and, laying bread, meat, fish, various fruits, honey in barrels on them, and in other kvass, to deliver around the city, asking:" Where is the sick, beggar, or who can’t walk? "And they handed out to them everything necessary. And he did something more for his people: every Sunday he went to his yard to arrange a feast in his gridnitsa to come there to the boyars, and to the grids, and to the sotsky, to the tenth, and to the best men — both with the prince and without the prince. There was a lot of meat — beef and game — there was plenty in abundance the food ... Vladimir loved the squad and conferred with it about the structure of the country, and about the war, and about the laws of the country, and lived in peace with the neighboring princes - with Boleslav Polsky, and with Stefan of Hungary, and with Andrikh Chesky. And there was peace and love between them. Vladimir lived in the fear of God ... "
In today's spiritually unenlightened world, some people who are far from spiritual life think that the fear of God is indecision, a fear of independence, a kind of overthrow. Actually, the fear of God is a desire not to offend our Creator and God in any way, a desire to answer His love with His love. And the fear of God is fearlessness
У записи 4 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям