Во 2-й главе приведены примеры заботливого отношения Святых к животным, когда благочестивые подвижники живут в соседстве с дикими зверями, кормят, спасают и лечат их. Так Святые, исполненные любовью к Богу и ко всему Его творению, восстанавливают вокруг себя потерянный Адамом Рай и вносят благодатное преображение в мир.
В 4-й главе приведены примеры ответного почтительного и благоговейного отношения животных к человеку. Дикие звери служат Святым, заботятся о них, питают их, помогают в их трудах, защищают их и даже «работают» у них пастухами. Это – тоже закон. Только закон не из области естествознания, но из области «духовной науки» - аскетики. Всё это обеспечивается и действует благодатной силой Божией и определяется Его промыслом.
Не следует думать, что эпизоды, описанные в нашей книге, говорят о подобии человека и животных, с которыми он вступал в общение. Святоотеческому учению глубоко враждебна мысль о родстве (в смысле общего предка) человека с бессловесными тварями. Православному сознанию всегда были чужды языческие идеи тотемизма, в том числе и современной его разновидности – «научного эволюционизма», согласно которому человек имеет предком различных животных – обезьян, рыб и других. Напротив того, Отцы Церкви учат, что сами зверовидные страсти человек в себе обнаружил, когда обрел, вследствие грехопадения, вместо подобия Божия «сродство» с бессловесной тварью: «приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс. 48, 21). Сербский святитель Николай (Велимирович) отмечал: « Дикие звери в общем смысле олицетворяют страсти. Подобно тому, как дикие звери терзают тела, так страсти терзают души. Творец дал Адаму власть над всеми страстями. Вот почему Адам имел власть над дикими зверями как символами страсти. Те Святые, кто через Нового Адама, Христа, укротили свои страсти, добились также и власти над дикими зверями» [П, с. 37].
На иконе «Притча разуму человеческому» (слева), аллегорически изображающей праведную Душу, символически изображены побежденные страсти: «смирением змия укроти», «постом льва связа».
Для святоотеческой традиции характерно, с одной стороны, буквальное восприятие библейского свидетельства о Шестодневе, создании Богом Адама и поставлении его как царя и владыки над всеми творениями – и, с другой стороны, многим святым отцам было присуще не буквальное, а вполне аллегорическое сопоставление наших человеческих страстей с нравом диких животных.
Так, святитель Василий Великий писал: «Ты обладаешь всяким родом диких зверей. Но, скажи, нет ли диких зверей во мне? Есть, множество. Это, точно громадная толпа диких зверей, которых ты носишь в себе. Не принимай это за обиду. Не есть ли гнев маленький свирепый зверь, который лает в твоем сердце? Не более ли он дик, чем любая собака? И разве обман, пресмыкающийся в вероломной душе, не более жесток, чем пещерный медведь?.. Какого рода диких зверей нет в нас?.. Ты был сотворен, чтобы обладать; ты владыка страстей, владыка диких зверей, владыка змей, владыка птиц… Будь владыкой помышлений внутри себя, чтобы стать владыкой всех существ» [цит. по III, с. 81-82]
Наши звероподобные страсти – не рудиментарное наследие от животных предков (во что веруют «просвещенные» эволюционисты-тотемисты), но проявление греховности.
Именно преодоление личной греховности подвигом жертвенной аскетической жизни, стяжанием Святого Духа делает человека через смирение победителем над своими «страстьми и похотьми» (Галю 5, 24) и властелином над всякой тварью. Как сказано в «Луге Духовном», «если бы мы соблюдали заповеди Господа нашего Иисуса Христа, то звери боялись бы нас. Но за грехи наши мы стали рабами, и теперь скорее – мы боимся их» [4, гл. 18, Сю 118].
Эпизоды, описанные в настоящей книге, не много добавляют к нашим знаниям об отношениях человека с животными в нынешнем падшем мире, где царствуют тление и смерть. Но они приоткрывают недоступную нам в повседневной жизни природу отношений Адама первозданного с животными, населявшими райский сад прежде грехопадения наших праотцев.
Эта мысль отражена во многих Житиях Святых. Так, при описании кончины преподобного Герасима Иорданского (4 марта) умилительное поведение его знаменитого льва Иордана сопровождается следующим комментарием: «Не мог ничего выразить лев словами, но всё-таки, волею Божиею, прославил старца и при его жизни, и после смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и изгнания из Рая» [1, с. 82-83].
Об этом же «Адамовом плаче» писал Силуан Афонский: «В Раю я был радостен и весел: Дух Божий веселил меня, и я не знал никаких страданий. Но когда я был изгнан из Рая, то холод и голод начали мучить меня, звери и птицы, которые были кротки в Раю и любили меня, одичали, стали бояться и бежать от меня» [18, с. 383].
Законы, царящие на проклятой земле, управляемой князем мира сего Диаволом (Ин. 12, 31), очевидно, отличаются от законов, бывших в Эдемском саду. Можно утверждать наверняка, что мы не имеем другого способа познавать райскую первозданную доброту и даже вообще представлять, каков был мир до грехопадения – если не прибегнем к свидетельству Божественного Откровения и опыту Святых, стяжавших Дух Божий. Как в Фаворском Преображении Христа апостолам Господь открывался им в меру, которую они могли вместить («якоже можаху»), так и нам Райская жизнь и её законы открываются в той мере, в которой мы способны воспринимать свидетельства о ней Священного Писания и житий святых угодников Божиих.
Эти свидетельства, помимо тайны Шестоднева, приоткрывают нам и тайну будущего века, в котором не будет ни смерти, ни тления – как среди людей, так и среди животных.
Изначально весь мир был создан Богом для человека. Предназначение человека указано в Священном Писании: «Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Предназначение же всякой твари состоит в служении человеку. В этом стройном иерархическом подчинении состоит предвечный замысел Божий о Своем творении. Множество подтверждений этому содержится в Библии и в Житиях Святых, что и послужило источником составления настоящей книги.
Протоиерей Константин Буфеев, из заключения книги «Животные рядом со Святыми». – М.: Издательство НП МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2012.
В 4-й главе приведены примеры ответного почтительного и благоговейного отношения животных к человеку. Дикие звери служат Святым, заботятся о них, питают их, помогают в их трудах, защищают их и даже «работают» у них пастухами. Это – тоже закон. Только закон не из области естествознания, но из области «духовной науки» - аскетики. Всё это обеспечивается и действует благодатной силой Божией и определяется Его промыслом.
Не следует думать, что эпизоды, описанные в нашей книге, говорят о подобии человека и животных, с которыми он вступал в общение. Святоотеческому учению глубоко враждебна мысль о родстве (в смысле общего предка) человека с бессловесными тварями. Православному сознанию всегда были чужды языческие идеи тотемизма, в том числе и современной его разновидности – «научного эволюционизма», согласно которому человек имеет предком различных животных – обезьян, рыб и других. Напротив того, Отцы Церкви учат, что сами зверовидные страсти человек в себе обнаружил, когда обрел, вследствие грехопадения, вместо подобия Божия «сродство» с бессловесной тварью: «приложися скотом несмысленным, и уподобися им» (Пс. 48, 21). Сербский святитель Николай (Велимирович) отмечал: « Дикие звери в общем смысле олицетворяют страсти. Подобно тому, как дикие звери терзают тела, так страсти терзают души. Творец дал Адаму власть над всеми страстями. Вот почему Адам имел власть над дикими зверями как символами страсти. Те Святые, кто через Нового Адама, Христа, укротили свои страсти, добились также и власти над дикими зверями» [П, с. 37].
На иконе «Притча разуму человеческому» (слева), аллегорически изображающей праведную Душу, символически изображены побежденные страсти: «смирением змия укроти», «постом льва связа».
Для святоотеческой традиции характерно, с одной стороны, буквальное восприятие библейского свидетельства о Шестодневе, создании Богом Адама и поставлении его как царя и владыки над всеми творениями – и, с другой стороны, многим святым отцам было присуще не буквальное, а вполне аллегорическое сопоставление наших человеческих страстей с нравом диких животных.
Так, святитель Василий Великий писал: «Ты обладаешь всяким родом диких зверей. Но, скажи, нет ли диких зверей во мне? Есть, множество. Это, точно громадная толпа диких зверей, которых ты носишь в себе. Не принимай это за обиду. Не есть ли гнев маленький свирепый зверь, который лает в твоем сердце? Не более ли он дик, чем любая собака? И разве обман, пресмыкающийся в вероломной душе, не более жесток, чем пещерный медведь?.. Какого рода диких зверей нет в нас?.. Ты был сотворен, чтобы обладать; ты владыка страстей, владыка диких зверей, владыка змей, владыка птиц… Будь владыкой помышлений внутри себя, чтобы стать владыкой всех существ» [цит. по III, с. 81-82]
Наши звероподобные страсти – не рудиментарное наследие от животных предков (во что веруют «просвещенные» эволюционисты-тотемисты), но проявление греховности.
Именно преодоление личной греховности подвигом жертвенной аскетической жизни, стяжанием Святого Духа делает человека через смирение победителем над своими «страстьми и похотьми» (Галю 5, 24) и властелином над всякой тварью. Как сказано в «Луге Духовном», «если бы мы соблюдали заповеди Господа нашего Иисуса Христа, то звери боялись бы нас. Но за грехи наши мы стали рабами, и теперь скорее – мы боимся их» [4, гл. 18, Сю 118].
Эпизоды, описанные в настоящей книге, не много добавляют к нашим знаниям об отношениях человека с животными в нынешнем падшем мире, где царствуют тление и смерть. Но они приоткрывают недоступную нам в повседневной жизни природу отношений Адама первозданного с животными, населявшими райский сад прежде грехопадения наших праотцев.
Эта мысль отражена во многих Житиях Святых. Так, при описании кончины преподобного Герасима Иорданского (4 марта) умилительное поведение его знаменитого льва Иордана сопровождается следующим комментарием: «Не мог ничего выразить лев словами, но всё-таки, волею Божиею, прославил старца и при его жизни, и после смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и изгнания из Рая» [1, с. 82-83].
Об этом же «Адамовом плаче» писал Силуан Афонский: «В Раю я был радостен и весел: Дух Божий веселил меня, и я не знал никаких страданий. Но когда я был изгнан из Рая, то холод и голод начали мучить меня, звери и птицы, которые были кротки в Раю и любили меня, одичали, стали бояться и бежать от меня» [18, с. 383].
Законы, царящие на проклятой земле, управляемой князем мира сего Диаволом (Ин. 12, 31), очевидно, отличаются от законов, бывших в Эдемском саду. Можно утверждать наверняка, что мы не имеем другого способа познавать райскую первозданную доброту и даже вообще представлять, каков был мир до грехопадения – если не прибегнем к свидетельству Божественного Откровения и опыту Святых, стяжавших Дух Божий. Как в Фаворском Преображении Христа апостолам Господь открывался им в меру, которую они могли вместить («якоже можаху»), так и нам Райская жизнь и её законы открываются в той мере, в которой мы способны воспринимать свидетельства о ней Священного Писания и житий святых угодников Божиих.
Эти свидетельства, помимо тайны Шестоднева, приоткрывают нам и тайну будущего века, в котором не будет ни смерти, ни тления – как среди людей, так и среди животных.
Изначально весь мир был создан Богом для человека. Предназначение человека указано в Священном Писании: «Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Предназначение же всякой твари состоит в служении человеку. В этом стройном иерархическом подчинении состоит предвечный замысел Божий о Своем творении. Множество подтверждений этому содержится в Библии и в Житиях Святых, что и послужило источником составления настоящей книги.
Протоиерей Константин Буфеев, из заключения книги «Животные рядом со Святыми». – М.: Издательство НП МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2012.
Chapter 2 gives examples of the caring of the Saints for animals, when devout ascetics live in the neighborhood of wild animals, feed, save and treat them. Thus, the Saints, filled with love for God and for all of His creation, restore around themselves Paradise lost by Adam and bring a blessed transformation to the world.
The 4th chapter gives examples of the response of respectful and reverent attitude of animals to humans. Wild animals serve the Saints, take care of them, nourish them, help in their labors, protect them, and even “work” with them as shepherds. This is also a law. Only the law is not from the field of natural science, but from the field of "spiritual science" - asceticism. All this is ensured and acts by the grace of God and is determined by His providence.
You should not think that the episodes described in our book speak of the likeness of man and animals with which he entered into communication. The patristic teaching is deeply hostile to the thought of the kinship (in the sense of a common ancestor) of a person with wordless creatures. The pagan ideas of totemism, including its modern variety - “scientific evolutionism”, according to which a person has an ancestor of various animals - monkeys, fish and others, have always been alien to the Orthodox consciousness. On the contrary, the Fathers of the Church teach that man himself discovered the bestial passions when he acquired, as a result of the fall, instead of likeness of God with an “affinity” with a dumb creature: “applied by cattle as meaningless, and likened to them” (Ps. 48, 21). Serbian St. Nicholas (Velimirovich) noted: “Wild animals in the general sense represent passions. Just as wild animals torment bodies, passions torment souls. The Creator gave Adam authority over all passions. That is why Adam had power over wild beasts as symbols of passion. Those Saints who, through the New Adam, Christ, have tamed their passions, have also gained power over wild beasts ”[P, p. 37].
The icon "The Parable of the Mind of Man" (left), allegorically depicting the righteous Soul, symbolically depicts the defeated passions: "humility of the serpent of tame", "fasting of the lion."
The patristic tradition is characterized, on the one hand, by the literal perception of the biblical testimony of the Six Day, the creation by God of Adam and his reign as king and sovereign over all creations - and, on the other hand, not a literal, but quite allegorical comparison of our human beings was inherent in many holy fathers passions with the temper of wild animals.
So, Saint Basil the Great wrote: “You possess every kind of wild beast. But tell me, are there any wild animals in me? There are many. This is like a huge crowd of wild animals that you carry in yourself. Do not take this for resentment. Isn't anger a little ferocious beast that barks in your heart? Is he more wild than any dog? And is not deception creeping in a treacherous soul no more cruel than a cave bear? .. What kind of wild animals are not in us? .. You were created to possess; you are the lord of passions, the lord of wild animals, the lord of snakes, the lord of birds ... Be the lord of thoughts within yourself to become the lord of all beings ”[cit. according to III, p. 81-82]
Our bestial passions are not a rudimentary inheritance from animal ancestors (what “enlightened" totemist evolutionists believe in), but a manifestation of sinfulness.
It is overcoming personal sinfulness by the feat of a sacrificial ascetic life, by acquiring the Holy Spirit that makes a person through humility a victor over his “passions and lusts” (Galya 5, 24) and the sovereign of all creatures. As stated in The Spiritual Meadow, “if we kept the commandments of our Lord Jesus Christ, then the animals would be afraid of us. But for our sins we have become slaves, and now rather - we are afraid of them ”[4, Ch. 18, Xu 118].
The episodes described in this book do not add much to our knowledge of human relationships with animals in the current fallen world, where decay and death reign. But they reveal the inaccessible to us in everyday life nature of the relations of Adam the primordial with the animals that inhabited the Garden of Eden before the fall of our forefathers.
This idea is reflected in many Lives of the Saints. So, when describing the death of St. Gerasim of Jordan (March 4), the touching behavior of his famous lion Jordan is accompanied by the following comment: “The lion could not express anything in words, but nevertheless, by the will of God, he glorified the old man both during his life and after death, showing to us, how animals were obedient to Adam before his fall and expulsion from Paradise ”[1, p. 82-83].
Siluan Athos wrote of the same “Adam's Lament”: “In Paradise I was joyful and cheerful: the Spirit of God amused me, and I did not know any suffering. But when I was expelled from Paradise, cold and hunger began to torment me, animals and birds, who were meek in Paradise and loved me, became wild, began to fear and flee from me ”[18, p. 383].
The laws reigning on the cursed land ruled by the prince of this world the Devil (John 12, 31), obviously, differ from the laws that were in the Garden of Eden. It can be asserted for sure that we have no other way to know the heavenly primordial kindness and even to imagine what it was
The 4th chapter gives examples of the response of respectful and reverent attitude of animals to humans. Wild animals serve the Saints, take care of them, nourish them, help in their labors, protect them, and even “work” with them as shepherds. This is also a law. Only the law is not from the field of natural science, but from the field of "spiritual science" - asceticism. All this is ensured and acts by the grace of God and is determined by His providence.
You should not think that the episodes described in our book speak of the likeness of man and animals with which he entered into communication. The patristic teaching is deeply hostile to the thought of the kinship (in the sense of a common ancestor) of a person with wordless creatures. The pagan ideas of totemism, including its modern variety - “scientific evolutionism”, according to which a person has an ancestor of various animals - monkeys, fish and others, have always been alien to the Orthodox consciousness. On the contrary, the Fathers of the Church teach that man himself discovered the bestial passions when he acquired, as a result of the fall, instead of likeness of God with an “affinity” with a dumb creature: “applied by cattle as meaningless, and likened to them” (Ps. 48, 21). Serbian St. Nicholas (Velimirovich) noted: “Wild animals in the general sense represent passions. Just as wild animals torment bodies, passions torment souls. The Creator gave Adam authority over all passions. That is why Adam had power over wild beasts as symbols of passion. Those Saints who, through the New Adam, Christ, have tamed their passions, have also gained power over wild beasts ”[P, p. 37].
The icon "The Parable of the Mind of Man" (left), allegorically depicting the righteous Soul, symbolically depicts the defeated passions: "humility of the serpent of tame", "fasting of the lion."
The patristic tradition is characterized, on the one hand, by the literal perception of the biblical testimony of the Six Day, the creation by God of Adam and his reign as king and sovereign over all creations - and, on the other hand, not a literal, but quite allegorical comparison of our human beings was inherent in many holy fathers passions with the temper of wild animals.
So, Saint Basil the Great wrote: “You possess every kind of wild beast. But tell me, are there any wild animals in me? There are many. This is like a huge crowd of wild animals that you carry in yourself. Do not take this for resentment. Isn't anger a little ferocious beast that barks in your heart? Is he more wild than any dog? And is not deception creeping in a treacherous soul no more cruel than a cave bear? .. What kind of wild animals are not in us? .. You were created to possess; you are the lord of passions, the lord of wild animals, the lord of snakes, the lord of birds ... Be the lord of thoughts within yourself to become the lord of all beings ”[cit. according to III, p. 81-82]
Our bestial passions are not a rudimentary inheritance from animal ancestors (what “enlightened" totemist evolutionists believe in), but a manifestation of sinfulness.
It is overcoming personal sinfulness by the feat of a sacrificial ascetic life, by acquiring the Holy Spirit that makes a person through humility a victor over his “passions and lusts” (Galya 5, 24) and the sovereign of all creatures. As stated in The Spiritual Meadow, “if we kept the commandments of our Lord Jesus Christ, then the animals would be afraid of us. But for our sins we have become slaves, and now rather - we are afraid of them ”[4, Ch. 18, Xu 118].
The episodes described in this book do not add much to our knowledge of human relationships with animals in the current fallen world, where decay and death reign. But they reveal the inaccessible to us in everyday life nature of the relations of Adam the primordial with the animals that inhabited the Garden of Eden before the fall of our forefathers.
This idea is reflected in many Lives of the Saints. So, when describing the death of St. Gerasim of Jordan (March 4), the touching behavior of his famous lion Jordan is accompanied by the following comment: “The lion could not express anything in words, but nevertheless, by the will of God, he glorified the old man both during his life and after death, showing to us, how animals were obedient to Adam before his fall and expulsion from Paradise ”[1, p. 82-83].
Siluan Athos wrote of the same “Adam's Lament”: “In Paradise I was joyful and cheerful: the Spirit of God amused me, and I did not know any suffering. But when I was expelled from Paradise, cold and hunger began to torment me, animals and birds, who were meek in Paradise and loved me, became wild, began to fear and flee from me ”[18, p. 383].
The laws reigning on the cursed land ruled by the prince of this world the Devil (John 12, 31), obviously, differ from the laws that were in the Garden of Eden. It can be asserted for sure that we have no other way to know the heavenly primordial kindness and even to imagine what it was
У записи 5 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко