«Итак, не бойся молиться за язычников – и...

«Итак, не бойся молиться за язычников – и Бог этого хочет.

Бойся только проклинать других, потому что этого Он не хочет.

А если надобно молиться о язычниках, то очевидно – и о еретиках,

потому что обо всех людях надо молиться, а не преследовать их.

Это и по другой причине достойно одобрения – по той,

что мы с ними одной природы.

Кроме того, Бог одобряет и благосклонно приемлет

нашу взаимную любовь и благодушие друг к другу»

(свт. Иоанн Златоуст, Гомилии на 1-е послание к Тимофею. Беседа 7.2)

Иоанн Златоуст подчеркивает общность природы всего человечества, то есть-то, что поможет нам избежать брезгливого отношения и к самим язычникам и неоязычникам. Он учил: «И не говори мне таких бессердечных слов: “Что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего”. У нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем очень много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют Одного и Того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас нет с ними ничего общего, потому что это голос сатанинский, диавольское бесчеловечие».
Нечто подобное писал и Ориген: «Очевидно, о том, что язычники, не имеющие закона, по природе исполняют предписанное законом, говорится не в том смысле, что они соблюдают субботы, новомесячия или жертвоприношения, установленные законом, но в том, что они по природе способны к разумению. Например, что нельзя совершать убийство и прелюбодеяние, красть, лжесвидетельствовать, что нужно почитать отца и мать и так далее. Может быть, и то, что Бог есть единый Творец всего, тоже вписано в сердца язычников. Однако мне кажется, что вписанное в сердца более согласуется с евангельскими законами, где все соотносится с природным равенством. Ибо что может быть ближе к естественному разумению, чем это: чего не желаешь себе, не делай другому? Естественный закон может находиться в согласии с законом Моисея по духу, но не по букве. Ибо что естественного подразумевается, например, в том, чтобы на восьмой день обрезать младенца, или не соединять в одной ткани лен и шерсть, или в день нового квасного хлеба ничего другого не есть? Если же мы возразим иудеям и потребуем, чтобы они объяснили нам, что в этих предписаниях полезного, они наверняка ответят, что так принято, потому что так было установлено законодателем. Мы же, разумеющие все это в духовном смысле, считаем поэтому, что оправданию подлежат не те, кто слушает закон, но те, кто исполняет его – исполняет не по букве, чего, в силу невозможности, не может исполнить никто, но по духу, ибо только так и может быть исполнен закон. И коль скоро язычники делают предписанное законом, очевидно, что закон вписан в их сердца Богом. Не чернилами, но Духом Бога живого».
Позже в ранней христианской литературе о некоторых язычниках будут говорить уже как о христианах до Христа. Так, например, св. Иустин Мученик писал о языческих философах: «И все, что когда-либо сказано и открыто хорошего философами и законодателями, все это ими сделано соответственно мере нахождения ими и созерцания Слова (т. е. Христа — О.С.)… из живших до Христа, по Его человечеству… Самый твердый из всех них в этом деле (т.е. познании Истины — О.С.) Сократ».
Подобная трансформация отношения к язычникам от резко отрицательного (иудейского) до терпимого и даже доброжелательного (христианского) была обусловлена серьезным намерением обратить самих заблудших язычников в истинную веру. Уже в XVIII веке для православного миссионера возможно было сказать о своих взаимоотношениях с языческими племенами: «Я нянька для тамошних народцев».
Только такое доброжелательное отношение к заблудшим и могло способствовать их обращению в истинную веру. Именно доброжелательным отношением к язычникам-инородцам (их языку, культуре и быту) обусловлен успех православной миссии в Китае и Японии в XIX веке.

Именно новозаветное христианское учение о спасении вырвало сотериологию из узконационалистических тисков иудаизма. Но, как это не печально, закваска фарисейская все же проникла и в христианский мир (Мф. 16, 6), где всегда находились сторонники более чем странного отношения к проповеди «не своим»; таковые и поныне придерживаются принципа: «православие только для православных».

В этом они очень близко стоят к талмудическому иудаизму, единственному вероучению, неодобрительно и даже брезгливо относящемуся к обращению «посторонних» в свою собственную веру.

Особенно все это актуально опровергать (подобное нетерпимое отношение к миссии в языческой и неоязыческой среде), в связи с тем, что в нашей стране многие ранее крещенные люди, оказались вовлеченными в так называемые славянские и «ведические» языческие культы. Миссионерская активность в языческой среде не может вызывать отторжение в сердцах православных христиан, такое отторжение должно вызывать само отсутствие такой миссии и не стремление к ней.

Однажды Макарий Египетский вместе со своим учеником отправился в храм на горе. Старец отстал, а ученик пошел вперед. На пути ученика встретился языческий жрец с охапкой дров для совершения жертвоприношения. Молодой монах начал обзывать его: «Порождения дьявола! Окаянный!» Язычник положил охапку дров, избил монаха до полусмерти и побежал дальше. Встречает авву Макария. Макарий говорит: «Трудолюбец! Куда бежишь? Не упыхался ли? Для того ли трудишься?» В Патерике сказано, что языческий жрец упал на колени перед аввой Макарием со словами: «Я встретил злого монаха! Он стал меня ругать, и я избил его! Но ты так хорошо ко мне относишься! Я хочу стать христианином!» И авва Макарий произнес слова, которые должны стать девизом для каждого православного миссионера: «Худое слово делает добрых людей худыми. Равно как и доброе слово делает худых людей добрыми».

То есть, в православном понимании, цель не оправдывает средства, а даже наоборот (1 Кор. 13, 2).

Апогей христианской сотериологии, не знающей национально-этнических границ, — известный текст из Книги Откровения ап. Иоанна Богослова: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Отк. 7, 9-10).

Прот. О. Стеняев
“So, do not be afraid to pray for the Gentiles - and God wants this.
 
Be afraid only to curse others, because He does not want this.
 
And if you need to pray for the Gentiles, then obviously - and heretics,
 
because all people need to be prayed, not persecuted.
 
This is another reason to be commended - for
 
that we are of the same nature.
 
God also approves and favors
 
our mutual love and compassion for each other "
 
(St. John Chrysostom, Gomilia on the first epistle to Timothy. Conversation 7.2)

John Chrysostom emphasizes the common nature of the nature of all mankind, that is, something that will help us avoid a squeamish attitude towards the pagans and neopagans themselves. He taught: “And do not say such heartless words to me:“ What should I care? I have nothing to do with him. ” We have nothing in common only with the devil, but with all the people we have a lot in common. They have the same nature with us, inhabit the same land, eat the same food, have the same Lord, have received the same laws, are called to the same good as we are. Therefore, we will not say that we have nothing in common with them, because it is a satanic voice, a devilish inhumanity. ”
Origen wrote something similar: “Obviously, pagans who do not have a law, by nature, comply with what is prescribed by the law, not in the sense that they keep the Sabbaths, new months, or sacrifices established by law, but that they nature capable of understanding. For example, that you cannot commit murder and adultery, steal, perjury, that you need to honor your father and mother, and so on. Maybe the fact that God is the only Creator of everything is also inscribed in the hearts of the Gentiles. However, it seems to me that what is written in the hearts is more consistent with the gospel laws, where everything is correlated with natural equality. For what could be closer to natural understanding than this: what do not you wish for yourself, do not do it to another? Natural law may be in harmony with the law of Moses in spirit, but not in letter. For what is naturally implied, for example, in cutting off a baby on the eighth day, or not combining flax and wool in one fabric, or on the day of new leavened bread to eat nothing else? If we object to the Jews and demand that they explain to us that these prescriptions are useful, they will probably answer that this is accepted, because it was established by the legislator. We, who understand all this in a spiritual sense, therefore believe that not those who listen to the law, but those who obey it, do not execute by letter, which, due to impossibility, cannot be executed by anyone, but in spirit, are subject to justification. for only in this way can the law be fulfilled. And as soon as the pagans do what is prescribed by law, it is obvious that the law is written in their hearts by God. Not by ink, but by the Spirit of the living God. ”
Later in early Christian literature some pagans will be spoken of as Christians before Christ. So, for example, St. Justin Martyr wrote about pagan philosophers: “And everything that has ever been said and openly good by philosophers and legislators, all this has been done by them according to how they found and contemplated the Word (i.e. Christ - OS) ... from those who lived before Christ, according to His humanity ... The hardest of all of them in this matter (ie, the knowledge of the Truth - OS) Socrates. "
Such a transformation of attitudes towards pagans from sharply negative (Jewish) to tolerant and even benevolent (Christian) was due to a serious intention to convert the lost pagans themselves to the true faith. Already in the 18th century it was possible for an Orthodox missionary to say about his relationship with pagan tribes: "I am a nanny for the people there."
Only such a benevolent attitude towards the erring could contribute to their conversion to the true faith. It is the benevolent attitude towards pagan foreigners (their language, culture and life) that determines the success of the Orthodox mission in China and Japan in the 19th century.

It was the New Testament Christian doctrine of salvation that pulled soteriology from the narrow-nationalist grip of Judaism. But, sadly, the Pharisee leaven nevertheless penetrated the Christian world (Matthew 16, 6), where there were always supporters of a more than strange attitude to the preaching “not your own”; those still adhere to the principle: "Orthodoxy is only for the Orthodox."

In this they are very close to Talmudic Judaism, the only creed that disapproves and even disgusts with the conversion of "outsiders" to their own faith.

It is especially relevant to refute all this (a similar intolerant attitude towards the mission in a pagan and neopagan environment), due to the fact that in our country many previously baptized people were involved in the so-called Slavic and "Vedic" pagan cults. Missionary activity in a pagan environment cannot cause rejection in the hearts of Orthodox Christians, such rejection should cause the very absence of such a mission and not the desire for it.

Once Macarius of Egypt went with his student
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям