Признание человека святым, его почитание – это не...

Признание человека святым, его почитание – это не культ личности. Оно не подразумевает возведение в степень высшего авторитета всех слов и деяний святого, а скорее – выделение из сложного сочетания греховных и спасительных стремлений, коими насыщена жизнь каждого человека, главного стремления – ко Христу. Жизнь человека, особенно если брать ее во всём протяжении, может дать материал для написания множества не схожих друг с другом портретов одного и того же героя в разные моменты времени. Ведь каждый из нас бывает и лжив, и труслив, и маловерен, но и моменты великодушия, благородства, самоотверженности случаются с каждым. Что из этого является главным в нашей жизни, а что – второстепенным, наносным, по немощи совершаемым? Вот ключевой вопрос. По отношению к святым можно утверждать, что им удалось главное в жизни поставить на главное место: через тернии врожденной греховности они продрались ко Христу. При «общечеловеческом» наборе немощей святым удалось подняться над уровнем общепринятой порядочности иногда ценой целожизненного подвига, а иногда – и спасительным предсмертным рывком.
Почитание Православной Церковью святых, как и иконопочитание, подвергалось и подвергается жесткой критике со стороны протестантов, сектантов, да и просто нецерковных людей, видящих в этих традициях нарушение заповеди «не сотвори себе кумира». Приходилось и приходится слышать суровые обвинения в идолопоклонстве православных. Однако это не так. Поклонение перед иконой адресуется, безусловно, не доске, не краскам, не изображению, а изображенному на иконе Господу Богу, Христу. То есть иконопочитание является частным случаем богопочитания – уж простите за схоластическую формулировку. Подобным образом объясняется и почитание святых.

Вспомним слова апостола Павла: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 19–20). В святых живет Христос, святые суть живые иконы Христа, отсюда их почитание также является частным случаем богопочитания.

прот. А. Лебедев
Recognizing a person as a saint, worshiping him is not a cult of personality. It does not imply raising to the highest authority all the words and deeds of the saint, but rather, highlighting from a complex combination of sinful and saving aspirations, with which each person's life is saturated, the main aspiration is for Christ. Human life, especially if we take it all over, can provide material for writing many portraits of the same hero that are not similar to each other at different points in time. After all, each of us is false, and cowardly, and unbelieving, but moments of generosity, nobility, selflessness happen to everyone. Which of these is the main thing in our life, and which is secondary, superficial, accomplished by weakness? That is the key question. In relation to the saints, it can be argued that they managed to put the main thing in life in the main place: through the thorns of innate sinfulness, they crawled to Christ. With the “universal” recruitment of infirmities, the saints managed to rise above the level of generally accepted decency, sometimes at the cost of a feat of life, and sometimes with a salvation and dying jerk.
The veneration by the Orthodox Church of saints, like icon veneration, has been and is being severely criticized by Protestants, sectarians, and simply non-church people who see in these traditions a violation of the commandment “Do not make yourself an idol”. Harsh accusations of idolatry by the Orthodox have been and are heard. However, it is not. The worship of the icon is, of course, addressed not to the blackboard, not to colors, not to the image, but to the Lord God, Christ, depicted on the icon. That is, icon veneration is a special case of worship of God - excuse me for the scholastic formulation. The veneration of saints is likewise explained.

Let us recall the words of the apostle Paul: “I have been crucified with Christ, and I no longer live, but Christ lives in me” (Gal. 2: 19–20). Christ lives in the saints, the saints are the living icons of Christ, hence their veneration is also a special case of worship.

prot. A. Lebedev
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям