За своих детей дадите ответ перед Богом.
Автор: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Слово на Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 10
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих (Мф. 18:10). Думали ли вы, что эти слова Христовы относятся прямо и непосредственно к вам? Разве нет у вас малых сих, за которыми надлежит смотреть? Разве мало развратных дочерей и сыновей — воров и хулиганов, о которых вы льете горькие слезы? Отчего же так? Оттого, что не помнили мудрых слов Христовых. И лишь когда вам становится тяжко от поведения ваших детей, вы плачете и молитесь Богу, чтобы Он помог. Однако молитва ваша остается бесплодной, ибо нельзя возлагать на Бога свои родительские обязанности и заботы по воспитанию детей. Если слуга не радеет о своем деле и ждет, чтобы его исполнил господин, разве тот станет работать за него, разве не разгневается на нерадивого слугу? Что же вы хотите от Бога?
Святитель Иоанн Златоустый сурово сказал, что нерадивые «родители, которые пренебрегают христианским воспитанием своих детей, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело ввергают в геенну огненную». Тяжкий ответ даст перед Богом каждый беспечный родитель.
В Первой книге Царств рассказывается о благочестивом еврейском первосвященнике Илие, который пятьдесят лет был судьей израильского народа. Ему прислуживал святой пророк Самуил, тогда еще отрок. Однажды во сне этому святому отроку Господь повелел возвестить первосвященнику Илию, что его ждет страшная Божия кара за нерадение о своих детях. А нечестивые дети Илия были священниками и своим поведением озлобляли народ, отвращали его от Бога: когда евреи приносили мясо животных для жертвы Богу, слуги этих священников выбирали лучшие куски мяса из котла, в котором оно варилось для жертвоприношения, и отдавали им. Даже сырое мясо отбирали они, а на требование принесших сперва сжечь тук на жертвеннике, отвечали: «Если не отдашь, силой возьму». Видя это, народ отказывался от жертвоприношений (см. 1 Цар. 2:12-17; 3:10-14).
За такое нечестие Господь покарал не только этих священников, но и самого Илия. Во время ожесточенного боя с филистимлянами, напавшими на землю израильскую, этот девяностовосьмилетний старец сидел у храма в ожидании исхода битвы. К нему прибежал взволнованный вестник, покрытый пылью, с недобрым известием: «Сыновей твоих убили, а Ковчег Божий взят в плен». Услышав это, Илий упал навзничь, сломал позвоночник и умер тяжкой смертью. А Господь возвестил, что наказание будет продолжаться над всем родом первосвященника за то, что Илий не удерживал своих сыновей от тяжких грехов (см. 1 Цар. 4:11, 13-21).
И это грозит каждому, кто не будет радеть о собственных детях. А о тех, кто всем сердцем стремится воспитать детей в благочестии, вы слышите на каждой утрене в псалме сто втором такие слова благословения: Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их (Пс. 102:17-18).
Подумайте теперь, какую тяжкую ответственность вы несете перед Богом, если не воспитываете детей в нравах христианских. Скажите, что будет с вашей несчастной дочерью, если в юности она предается разврату, а потом выйдет замуж и родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей семье ее? Нет, от нее возьмет начало неблагочестивый, богопротивный род.
Как же должно воспитывать детей? Так, как воспитывали христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к церковным Таинствам, учили их грамоте по книгам Священного Писания. Они никогда не позволяли ребенку сесть за стол и начать есть без молитвы; внушали детям, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой.
Первые христиане хоть и обучали своих детей философии, музыке, искусствам, но при этом руководствовались глубоким святым правилом: «Того почитай несчастным, кто знает все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого». Не думайте, что запрещается учить детей светским наукам. Величайшие Отцы наши и Учителя Церкви сами в молодости очень усердно изучали все мирские науки. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый были высокообразованными людьми.
И вашим детям надлежит быть образованными, стать учеными. Но нужно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивались одной светской мудростью мира сего. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, чтобы изучали Закон Божий и заповеди Христовы, привыкали к постоянному благочестию. Тогда, и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, когда познание Бога будут ставить на первое место.
А как же насаждать в детях высшую христианскую нравственность? Прежде всего своей жизнью, ибо всякое словесное поучение или педагогическое искусство — ничто, пустота, по сравнению с тем примером, который видят дети в своих родителях. Скажите, вырастут ли хорошими людьми дети, которые в лице своих родителей видят самые дурные образцы безнравственности? Будет ли чиста и целомудренна дочь, если мать сама подает ей пример прелюбодеяния? Не приучатся ли к воровству дети, если вы не будете отвращать их от этого греха с самых юных лет? Когда сыновья ваши воруют и опустошают огороды, рвут чужое, не оставляют созревать плоды в садах, и когда приходят жаловаться на них, то матери спокойно отвечают: «Ну что же, они дети, что с них спрашивать?» Господь спросит с вас! Спросит грозно: «Почему позволяли детям вашим воровать с малых лет, почему не учили заповедям Божиим, почему не внушили отвращения к хулиганству?» Страшный ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас ваши дети, за все ссоры, ругательства, драки, которые происходят на их глазах. Если сами так поступаете, тому же научатся и дети.
Святитель Иоанн Златоуст, вселенский учитель и величайший из церковных ораторов, сказал о недостойных родителях: «Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете делать им только то, что делая, невозможно спастись. Сказано: горе смеющимся,— вы подаете детям множество поводов к смеху; горе богатым, а вы только о том и стараетесь, чтобы они разбогатели; горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (см. Лк. 6:24-26), а вы часто тратите все свое имущество из-за славы людской. И опять: „Поносящий брата своего повинен геенне“ (см. Мф. 5:22), а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо сносит обидные речи от других.
Христос повелевает отвращаться брани и распрей, а вы постоянно занимаете своих детей этими злыми делами. Любящий душу свою, — сказал Господь, — потеряет ее (Ин. 12:25), а вы всячески вовлекаете их в эту любовь. Если не прощаете, — говорит Он, — людям согрешений их, то и Отец ваш Небесный не простит вам (Мк. 11:26), а вы даже попрекаете детей, когда они не хотят мстить обидевшим. Христос сказал, что любящие славу, постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы; а вы только и стараетесь о том, чтобы ваши дети получили славу.
И худо не только то, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым. Но и то еще плохо, что вы доброе хулите, называя скромность необразованностью, кротость — трусостью, справедливость — слабостью, смирение — раболепством, незлобие — бессилием. Вы склоняете детей к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы об их душе, как о чем-то ненужном, не радите, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем.
Вы все делаете для того, чтобы были у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите. Простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, душу не удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете ради того, что бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние — душа — была золотая, об этом и помыслить не хотите».
Эти справедливые слова свт. Иоанна Златоуста, произнесенные полторы тысячи лет тому назад, можно повторить и теперь, ведь разве не воспитываете вы своих детей так же плохо, не внушая им страха Божия? Разве не прилагаете все свои заботы к тому, чтобы дать детям как можно лучшее положение в жизни, поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве не внушаете детям, что в деньгах сила, что необходимо приобретать большие знания ради обеспеченной, привольной жизни? А разве это нужно? Нет, как раз обратное.
Начинать воспитывать надо с пеленок, ибо с младенчества дети легко усваивают всякое учение. Их душа мягка как воск, на ней отпечатается все, что захотите: и ваш дурной пример, и благочестивые слова, и все самое светлое и чистое. Вы забываете удивительно простые слова святого Тихона Задонского о душе ребенка: «Малое деревцо, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую». Так, если в душу малого ребенка вы будете вливать всякий смрад, она будет всегда смрадной. Если же будете вливать аромат Христова благоухания, то ваши дети всегда будут благоухать перед людьми, будут радостью и утешением для вас.
Теперь часто говорят: «Разве детям под силу чтение Священного Писания и псалмопение? Это дело монахов и стариков, а детишкам нужны веселье и радость». Примером добрым воспитывайте детей. Славному русскому проповеднику, архиепископу Харьковскому Амвросию принадлежат проникающие в душу слова: «Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы, когда отец не выходит из дома на свое дело, не помолившись перед святыми иконами, а мать ничего не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяте не позволяют дотронуться до пищи, пока оно не перекрестится, не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих?»
Не может остаться бесплодной для детей вера родителей, когда те при ну
Автор: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Слово на Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 10
Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих (Мф. 18:10). Думали ли вы, что эти слова Христовы относятся прямо и непосредственно к вам? Разве нет у вас малых сих, за которыми надлежит смотреть? Разве мало развратных дочерей и сыновей — воров и хулиганов, о которых вы льете горькие слезы? Отчего же так? Оттого, что не помнили мудрых слов Христовых. И лишь когда вам становится тяжко от поведения ваших детей, вы плачете и молитесь Богу, чтобы Он помог. Однако молитва ваша остается бесплодной, ибо нельзя возлагать на Бога свои родительские обязанности и заботы по воспитанию детей. Если слуга не радеет о своем деле и ждет, чтобы его исполнил господин, разве тот станет работать за него, разве не разгневается на нерадивого слугу? Что же вы хотите от Бога?
Святитель Иоанн Златоустый сурово сказал, что нерадивые «родители, которые пренебрегают христианским воспитанием своих детей, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело ввергают в геенну огненную». Тяжкий ответ даст перед Богом каждый беспечный родитель.
В Первой книге Царств рассказывается о благочестивом еврейском первосвященнике Илие, который пятьдесят лет был судьей израильского народа. Ему прислуживал святой пророк Самуил, тогда еще отрок. Однажды во сне этому святому отроку Господь повелел возвестить первосвященнику Илию, что его ждет страшная Божия кара за нерадение о своих детях. А нечестивые дети Илия были священниками и своим поведением озлобляли народ, отвращали его от Бога: когда евреи приносили мясо животных для жертвы Богу, слуги этих священников выбирали лучшие куски мяса из котла, в котором оно варилось для жертвоприношения, и отдавали им. Даже сырое мясо отбирали они, а на требование принесших сперва сжечь тук на жертвеннике, отвечали: «Если не отдашь, силой возьму». Видя это, народ отказывался от жертвоприношений (см. 1 Цар. 2:12-17; 3:10-14).
За такое нечестие Господь покарал не только этих священников, но и самого Илия. Во время ожесточенного боя с филистимлянами, напавшими на землю израильскую, этот девяностовосьмилетний старец сидел у храма в ожидании исхода битвы. К нему прибежал взволнованный вестник, покрытый пылью, с недобрым известием: «Сыновей твоих убили, а Ковчег Божий взят в плен». Услышав это, Илий упал навзничь, сломал позвоночник и умер тяжкой смертью. А Господь возвестил, что наказание будет продолжаться над всем родом первосвященника за то, что Илий не удерживал своих сыновей от тяжких грехов (см. 1 Цар. 4:11, 13-21).
И это грозит каждому, кто не будет радеть о собственных детях. А о тех, кто всем сердцем стремится воспитать детей в благочестии, вы слышите на каждой утрене в псалме сто втором такие слова благословения: Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их (Пс. 102:17-18).
Подумайте теперь, какую тяжкую ответственность вы несете перед Богом, если не воспитываете детей в нравах христианских. Скажите, что будет с вашей несчастной дочерью, если в юности она предается разврату, а потом выйдет замуж и родит детей? Будет ли благословение Божие на ней и на всей семье ее? Нет, от нее возьмет начало неблагочестивый, богопротивный род.
Как же должно воспитывать детей? Так, как воспитывали христиане первых веков. Они с самого раннего детства приучали детей к молитве, храму, постам, к церковным Таинствам, учили их грамоте по книгам Священного Писания. Они никогда не позволяли ребенку сесть за стол и начать есть без молитвы; внушали детям, что каждое дело, каждый шаг христианина должны начинаться крестным знамением и молитвой.
Первые христиане хоть и обучали своих детей философии, музыке, искусствам, но при этом руководствовались глубоким святым правилом: «Того почитай несчастным, кто знает все и не знает Бога; того блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого». Не думайте, что запрещается учить детей светским наукам. Величайшие Отцы наши и Учителя Церкви сами в молодости очень усердно изучали все мирские науки. Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый были высокообразованными людьми.
И вашим детям надлежит быть образованными, стать учеными. Но нужно, чтобы их обучение и воспитание не ограничивались одной светской мудростью мира сего. Чрезвычайно важно, чтобы наряду с этим они познавали высшую правду и истину, чтобы изучали Закон Божий и заповеди Христовы, привыкали к постоянному благочестию. Тогда, и только тогда они не заблудятся на пути мудрости человеческой, когда познание Бога будут ставить на первое место.
А как же насаждать в детях высшую христианскую нравственность? Прежде всего своей жизнью, ибо всякое словесное поучение или педагогическое искусство — ничто, пустота, по сравнению с тем примером, который видят дети в своих родителях. Скажите, вырастут ли хорошими людьми дети, которые в лице своих родителей видят самые дурные образцы безнравственности? Будет ли чиста и целомудренна дочь, если мать сама подает ей пример прелюбодеяния? Не приучатся ли к воровству дети, если вы не будете отвращать их от этого греха с самых юных лет? Когда сыновья ваши воруют и опустошают огороды, рвут чужое, не оставляют созревать плоды в садах, и когда приходят жаловаться на них, то матери спокойно отвечают: «Ну что же, они дети, что с них спрашивать?» Господь спросит с вас! Спросит грозно: «Почему позволяли детям вашим воровать с малых лет, почему не учили заповедям Божиим, почему не внушили отвращения к хулиганству?» Страшный ответ дадите вы перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас ваши дети, за все ссоры, ругательства, драки, которые происходят на их глазах. Если сами так поступаете, тому же научатся и дети.
Святитель Иоанн Златоуст, вселенский учитель и величайший из церковных ораторов, сказал о недостойных родителях: «Ведь вы, как будто намеренно стараясь погубить детей, приказываете делать им только то, что делая, невозможно спастись. Сказано: горе смеющимся,— вы подаете детям множество поводов к смеху; горе богатым, а вы только о том и стараетесь, чтобы они разбогатели; горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (см. Лк. 6:24-26), а вы часто тратите все свое имущество из-за славы людской. И опять: „Поносящий брата своего повинен геенне“ (см. Мф. 5:22), а вы считаете слабыми и трусливыми тех, кто молчаливо сносит обидные речи от других.
Христос повелевает отвращаться брани и распрей, а вы постоянно занимаете своих детей этими злыми делами. Любящий душу свою, — сказал Господь, — потеряет ее (Ин. 12:25), а вы всячески вовлекаете их в эту любовь. Если не прощаете, — говорит Он, — людям согрешений их, то и Отец ваш Небесный не простит вам (Мк. 11:26), а вы даже попрекаете детей, когда они не хотят мстить обидевшим. Христос сказал, что любящие славу, постятся ли, молятся ли, подают ли милостыню, все это делают без пользы; а вы только и стараетесь о том, чтобы ваши дети получили славу.
И худо не только то, что вы внушаете детям противное заповедям Христовым. Но и то еще плохо, что вы доброе хулите, называя скромность необразованностью, кротость — трусостью, справедливость — слабостью, смирение — раболепством, незлобие — бессилием. Вы склоняете детей к таким делам, за которые Иисус Христос определил неизбежную погибель; вы об их душе, как о чем-то ненужном, не радите, а о том, что действительно излишне, заботитесь, как о необходимом и важнейшем.
Вы все делаете для того, чтобы были у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите. Простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, душу не удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете ради того, что бы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние — душа — была золотая, об этом и помыслить не хотите».
Эти справедливые слова свт. Иоанна Златоуста, произнесенные полторы тысячи лет тому назад, можно повторить и теперь, ведь разве не воспитываете вы своих детей так же плохо, не внушая им страха Божия? Разве не прилагаете все свои заботы к тому, чтобы дать детям как можно лучшее положение в жизни, поставить их в ряды власть имущих, богатых и сильных? Разве не внушаете детям, что в деньгах сила, что необходимо приобретать большие знания ради обеспеченной, привольной жизни? А разве это нужно? Нет, как раз обратное.
Начинать воспитывать надо с пеленок, ибо с младенчества дети легко усваивают всякое учение. Их душа мягка как воск, на ней отпечатается все, что захотите: и ваш дурной пример, и благочестивые слова, и все самое светлое и чистое. Вы забываете удивительно простые слова святого Тихона Задонского о душе ребенка: «Малое деревцо, куда наклонить его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую». Так, если в душу малого ребенка вы будете вливать всякий смрад, она будет всегда смрадной. Если же будете вливать аромат Христова благоухания, то ваши дети всегда будут благоухать перед людьми, будут радостью и утешением для вас.
Теперь часто говорят: «Разве детям под силу чтение Священного Писания и псалмопение? Это дело монахов и стариков, а детишкам нужны веселье и радость». Примером добрым воспитывайте детей. Славному русскому проповеднику, архиепископу Харьковскому Амвросию принадлежат проникающие в душу слова: «Когда ни один член семейства не может остаться без вечерней и утренней молитвы, когда отец не выходит из дома на свое дело, не помолившись перед святыми иконами, а мать ничего не начинает без крестного знамения, когда и малому дитяте не позволяют дотронуться до пищи, пока оно не перекрестится, не приучаются ли этим дети просить во всем помощи Божией, и призывать на все благословение Божие, и веровать, что без помощи Бога нет безопасности в жизни, а без Его благословения нет успеха в делах человеческих?»
Не может остаться бесплодной для детей вера родителей, когда те при ну
For your children, give an answer before God.
Author: St. Luke (Voyno-Yasenetsky)
Word on the Gospel of Matthew, ch. 18 verse 10
See, do not despise any of these little ones (Matt. 18:10). Did you think that these words of Christ refer directly and directly to you? Do you not have these little ones to watch? Are there few depraved daughters and sons - thieves and hooligans, about whom you pour bitter tears? Why so? Because they did not remember the wise words of Christ. And only when you get hard on the behavior of your children, you cry and pray to God that He will help. However, your prayer remains fruitless, for you cannot assign your parental responsibilities and cares to God to raise children. If the servant does not care about his work and waits for the master to fulfill it, does he begin to work for him, is he not angry with the careless servant? What do you want from God?
Saint John Chrysostom severely said that negligent "parents who neglect the Christian upbringing of their children are lawless infanticides, because infant killers separate the body from the soul, and they plunge the soul and body into fiery hell." A grave answer will be given before God by every nonchalant parent.
The first book of Kings tells of the pious Jewish high priest Elijah, who for fifty years was a judge of the Israeli people. He was served by the holy prophet Samuel, then still a youth. Once, in a dream, this holy lad the Lord commanded to announce to the high priest Elijah that he would be awaited by God's terrible punishment for neglecting his children. And the wicked children of Elijah were priests and embittered the people with their behavior, turned them away from God: when the Jews brought animal meat for sacrifice to God, the servants of these priests selected the best pieces of meat from the cauldron in which it was cooked for sacrifice, and gave them to them. They even took raw meat, and to the demand of those who brought it first to burn the fat on the altar, they answered: “If you don’t give, I will take it by force.” Seeing this, the people refused sacrifices (see 1 Sam. 2: 12-17; 3: 10-14).
For such wickedness, the Lord punished not only these priests, but also Elijah himself. During a fierce battle with the Philistines who attacked the land of Israel, this ninety-eight-year-old man sat at the temple in anticipation of the outcome of the battle. An agitated messenger, covered in dust, ran up to him with unkind news: "They killed your sons, and the Ark of God was taken prisoner." Hearing this, Eli fell backward, broke his spine and died a serious death. And the Lord announced that the punishment would continue over the whole family of the high priest because Eli did not deter his sons from serious sins (see 1 Samuel 4:11, 13-21).
And this threatens everyone who will not be happy about their own children. And about those who wholeheartedly strive to raise children in piety, you hear on every morning in psalm one and two such words of blessing: But the mercy of the Lord from century to century on those who fear Him, and His truth on the sons of sons who keep His covenant and remember His commandments to fulfill them (Psalm 102: 17-18).
Think now, what a heavy responsibility you have before God if you do not raise children in Christian customs. Tell me, what will happen to your unhappy daughter if in her youth she indulges in debauchery, and then she marries and gives birth to children? Will the blessing of God be upon her and her whole family? No, an ungodly, godly kind will begin from her.
How should children be raised? So, as Christians brought up the first centuries. From early childhood, they taught children to prayer, a temple, fasting, to the Church Sacraments, and taught them to read and write from the scriptures. They never allowed the child to sit at the table and start eating without prayer; they taught the children that every work, every step of a Christian should begin with a sign of the cross and prayer.
Although the first Christians taught their children philosophy, music, and arts, they were guided by a deep holy rule: “That you should be considered unfortunate, who knows everything and does not know God; that blessed one who knows God, even if he did not know anything else. ” Do not think that it is forbidden to teach children secular sciences. The Greatest Fathers of ours and the Teachers of the Church themselves in their youth very diligently studied all worldly sciences. Saints Basil the Great, Gregory the Theologian, John Chrysostom were highly educated people.
And your children must be educated, become scientists. But it is necessary that their training and education are not limited to the secular wisdom of this world. It is extremely important that, along with this, they learn the highest truth and truth, that they study the Law of God and the commandments of Christ, and become accustomed to constant piety. Then, and only then, they will not get lost on the path of human wisdom, when the knowledge of God will be put in the first place.
But how to instill in children the highest Christian morality? First of all, with your life, for any verbal instruction or pedagogical art is nothing, emptiness, in comparison with the example that children see in their parents. Tell me, will children grow up who see the most
Author: St. Luke (Voyno-Yasenetsky)
Word on the Gospel of Matthew, ch. 18 verse 10
See, do not despise any of these little ones (Matt. 18:10). Did you think that these words of Christ refer directly and directly to you? Do you not have these little ones to watch? Are there few depraved daughters and sons - thieves and hooligans, about whom you pour bitter tears? Why so? Because they did not remember the wise words of Christ. And only when you get hard on the behavior of your children, you cry and pray to God that He will help. However, your prayer remains fruitless, for you cannot assign your parental responsibilities and cares to God to raise children. If the servant does not care about his work and waits for the master to fulfill it, does he begin to work for him, is he not angry with the careless servant? What do you want from God?
Saint John Chrysostom severely said that negligent "parents who neglect the Christian upbringing of their children are lawless infanticides, because infant killers separate the body from the soul, and they plunge the soul and body into fiery hell." A grave answer will be given before God by every nonchalant parent.
The first book of Kings tells of the pious Jewish high priest Elijah, who for fifty years was a judge of the Israeli people. He was served by the holy prophet Samuel, then still a youth. Once, in a dream, this holy lad the Lord commanded to announce to the high priest Elijah that he would be awaited by God's terrible punishment for neglecting his children. And the wicked children of Elijah were priests and embittered the people with their behavior, turned them away from God: when the Jews brought animal meat for sacrifice to God, the servants of these priests selected the best pieces of meat from the cauldron in which it was cooked for sacrifice, and gave them to them. They even took raw meat, and to the demand of those who brought it first to burn the fat on the altar, they answered: “If you don’t give, I will take it by force.” Seeing this, the people refused sacrifices (see 1 Sam. 2: 12-17; 3: 10-14).
For such wickedness, the Lord punished not only these priests, but also Elijah himself. During a fierce battle with the Philistines who attacked the land of Israel, this ninety-eight-year-old man sat at the temple in anticipation of the outcome of the battle. An agitated messenger, covered in dust, ran up to him with unkind news: "They killed your sons, and the Ark of God was taken prisoner." Hearing this, Eli fell backward, broke his spine and died a serious death. And the Lord announced that the punishment would continue over the whole family of the high priest because Eli did not deter his sons from serious sins (see 1 Samuel 4:11, 13-21).
And this threatens everyone who will not be happy about their own children. And about those who wholeheartedly strive to raise children in piety, you hear on every morning in psalm one and two such words of blessing: But the mercy of the Lord from century to century on those who fear Him, and His truth on the sons of sons who keep His covenant and remember His commandments to fulfill them (Psalm 102: 17-18).
Think now, what a heavy responsibility you have before God if you do not raise children in Christian customs. Tell me, what will happen to your unhappy daughter if in her youth she indulges in debauchery, and then she marries and gives birth to children? Will the blessing of God be upon her and her whole family? No, an ungodly, godly kind will begin from her.
How should children be raised? So, as Christians brought up the first centuries. From early childhood, they taught children to prayer, a temple, fasting, to the Church Sacraments, and taught them to read and write from the scriptures. They never allowed the child to sit at the table and start eating without prayer; they taught the children that every work, every step of a Christian should begin with a sign of the cross and prayer.
Although the first Christians taught their children philosophy, music, and arts, they were guided by a deep holy rule: “That you should be considered unfortunate, who knows everything and does not know God; that blessed one who knows God, even if he did not know anything else. ” Do not think that it is forbidden to teach children secular sciences. The Greatest Fathers of ours and the Teachers of the Church themselves in their youth very diligently studied all worldly sciences. Saints Basil the Great, Gregory the Theologian, John Chrysostom were highly educated people.
And your children must be educated, become scientists. But it is necessary that their training and education are not limited to the secular wisdom of this world. It is extremely important that, along with this, they learn the highest truth and truth, that they study the Law of God and the commandments of Christ, and become accustomed to constant piety. Then, and only then, they will not get lost on the path of human wisdom, when the knowledge of God will be put in the first place.
But how to instill in children the highest Christian morality? First of all, with your life, for any verbal instruction or pedagogical art is nothing, emptiness, in comparison with the example that children see in their parents. Tell me, will children grow up who see the most
У записи 4 лайков,
1 репостов,
278 просмотров.
1 репостов,
278 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко