Среди христиан первого времени верующие происходили по преимуществу...

Среди христиан первого времени верующие происходили по преимуществу из «простого», так называемого низшего класса. Именно. Апостолы набраны были Господом из рыбаков, а из образованных были немногие: Никодим, Савл-Павел и т. д. Наоборот, образованные (по тому времени) начальники – первосвященники, фарисеи, книжники, саддукеи, Пилат (ни во что не верующий скептик: «Что есть истина?» – и ушел, не дождавшись ответа от Господа) и др. – не только не приняли Христа, но и распяли Его.

Из апостолов может быть выделен бывший сборщик податей Матфей – евангелист, Лука – врач и художник и т. п.

Но зато с уверенностью можно сказать, что большинство христиан происходило из рабочего класса, о чем свидетельствует ап. Павел: «Посмотрите, братия, – обращается он вообще ко всем, – кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти (внешней ученостью), не много сильных (власть имущих), не много благородных...» (1Кор. 1, 26).
(...)

Но дело здесь не в учености, по нашему мнению, а в чем-то ином. В чем же именно?

В несмиренности! Или проще, в гордости! По крайней мере, мое наблюдение таково. Ученость выделяет людей из массы простых рабочих, дает им преимущества пред последними, растет самомнение, прибавляется и богатство: а со всем этим приходит и гордость.

«Вера же есть смирение», – говорит св. Варсануфий Великий. Но главное – не в этом; ученый человек начинает верить в себя: в свой ум, в свои знания, а не в Бога, не в благодать Божию.

Это же самоверие, ни в чем ненуждаемость мало-помалу затемняют все иное, кроме себя, и прежде всего – Бога. Так и говорит тот же апостол:

– Потому «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор. 1, 27 – 29). И о самом себе апостол говорит: «И слово мое и проповедь моя заключалась не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор.2– 5).

Смирение – путь к откровению Божию нам, уподобляющее нас Богу, делающее нас способными воспринимать сродную истину (Мф.11:19, 27, 29). Обратимся теперь к своим русским ученым. Нам, русским, ничуть не менее авторитетны и, конечно, гораздо более известны и убедительны имена и сведения о наших русских ученых верующих людях. Не имея под руками подобных сборников, я сошлюсь на всем известных русских выдающихся людей, открыто исповедавших веру. Перечислю лишь их имена; иногда же скажу и еще два слова о них.

Писатели-беллетристы. Н. В. Гоголь. В его письмах осталось очень много религиозных мыслей; у него есть объяснение Божественной Литургии. Но кто знает об этом? И говорили ли нам о том в гимназиях и семинариях?.. Увы, нет! «Ревизора» учили, как заповеди Божии; читали «Мертвые души» и мелкие рассказы его. А о письмах не слышали даже. И смысла «Ревизора» не знают доселе, хотя Н. В. Гоголь сам объяснил его: истинный ревизор – Господь.

В. А. Жуковский. От него осталось очень много рассуждений философско-религиозного характера и именно по вопросу о вере и знании. Но я уверен, что разве 1интеллигентов хоть слышал об этом! А баллады учили наизусть.

Ф. М. Дocтoевcкuй. Boт о ком уж все мы знали, что это был человек не только верующий, но и православный христианин. Но даже и этот гигант не мог повернуть на путь веры современную интеллигенцию, уклонившуюся в либеральное безверие. Так и не осталось у Достоевского прямых учеников и наследников. Большинство пошли по западническому пути – атеизму и гуманизму. Но достаточно назвать одно имя Федора Михайловича, чтобы порядочному интеллигенту стало стыдно всех умных людей зачислять в безбожники.
(...)
Из новых писателей с уважением нужно назвать светлое имя Шмелева; лично мне известно, что он исповедовался и причащался Св. Тайн на Сергиевском подворье в Париже, в бытность мою там. И после службы я пригласил его откушать у меня чаю.
(...)
Несравненно более верующих из философского круга. Можно
утверждать, что тут огромное большинство их были людьми верующими. И это будет понятно дальше. А теперь лишь укажу на то, что поверхностное образование может отдалять от веры, а глубокое знание в худшем случае сделает человека агностиком, а в лучшем – приведет к вере или уж во всяком случае не сделает человека сознательным атеистом. И понятно: философы знают пределы человеческого ума и бессилие его в области веры.

Из многих философов достаточно назвать имена славянофилов: Хомякова, Киреевского, Страхова, Данилевского... После – Владимира Сергеевича Соловьева, оставившего несколько томов философско-богословских сочинений и имевшего, не только в свое время, но и до наших еще дней, большое влияние и на университетскую молодежь, и вообще на интеллигентское общество... Однако и ему не под силу было остановить катившийся в пропасть нигилизма воз интеллигентской России: безбожие и материализм перешагнули и через Соловьева. Много у него неправославных мыслей, но это уж частный вопрос; а вера его – вне сомнений. И один из близких друзей его при жизни говорил мне, что, умирая, В. С. Соловьев смиренно-покаянно сказал: «Тяжела работа Господня». Напугал он и своей унией с католичеством, но и тут он искал Царства Божия, – только неверно им понимаемого.

Из других философов вспомним имена профессоров Московского университета – Лопатина, С. Н. и Е. Н. Трубецких; но в особенности стоит остановиться на живом и доселе профессоре СПб университета Н. О. Лосском. В светском университете недопустим профессор, открыто верующий в Пресвятую Троицу, – как он сам поведал об этом в одном из изданий своего капитального труда об «Интуитивизме».

Вспомним имена и наших современников философов – С. Л. Франка (б. еврея, ныне православного), Н. А. Бердяева, Вышеславцева и др.
(...)
Пусть останется в потомстве и память о проф. Харьковского университета Максиме Максимовиче Ковалевском. Член Думы... Боже! Боже! Какой печальный шум подняли его знакомые и сочлены по партии, когда он пред смертью пригласил священника (моего сотоварища по академии, о. С.) и исповедался и причастился Св. Тайн. Но он поступил по суду своей совести, вопреки интеллигентскому нигилизму.

Шире известны имя и труды другого профессора политической экономии, С. Н Булгакова. Он прошел и падение в безбожие, был марксистом, а потом воротился к вере и кончил свою жизнь в священном сане... Вся его наука не помешала ему воротиться к Православной Церкви.

Естественники. Сложилось убеждение, что ученые этого типа особенно страдают безбожием, хотя никаких специальных причин в самих науках о мире, которые вели бы непременно к атеизму, нет. И пусть даже это отчасти и верно. Но известны глубочайшие ученые – и древнего, и нового мира (и особенно среди именно этих последних), медиков, – которые были верующими. Из русских светил назову три имени. Интеллигентному миру, особенно наших предшественников – дедов, известно было имя знаменитого врача, биолога, хирурга Пирогова. Его именем до последних годов назывались медицинские общества. Но мало кому известен его дневник с глубокомысленными заметками. Там он не только свидетельствует о своей вере, но даже открывает свои собственные опыты об ощущения им явного существования бесов. Но кто об этом читал?

Еще более велико имя всемирно известного химика Менделеева. Его учение о периодической системе элементов принято всем ученым миром, как азбука. Немногим известен его интересный и поучительный труд «К познанию России» и другие. И этот гигант науки был глубоко верующим христианином. И в то же время в науке оставался реалистом. Реализм его помог ему остаться таковым же и в вере: всякий сознательный верующий – реалист, а не фантазер.

Повсюду говорили и еще будут говорить и писать о последнем великане науки И. П. Павлове, не так давно скончавшемся в России. Родился он в семье священника. Про него сложилась интересная и поучительная легенда – а легенды важнее и фактов. Ехал ли он в трамвае или шел пешком по СПб, но на пути показалась церковь. Павлов снял шапку и перекрестился. Бывший тут товарищ-рабочий, для которого все вопросы о вере «решены»
были в партийной программе, снисходительно хлопает Павлова по плечу и говорит: «Эх, темнота, темнота!» Не знаю, что уж ответил сам Павлов: предание передает различно об этом. Советские писатели стараются снять вопрос о религиозности Павлова, но историческая легенда еще упорнее будет отстаивать свидетельство о вере его.

Нечего уже говорить о вере военных деятелей, из коих были люди гениальные в своей области и талантливые вообще. Русскому человеку дорого имя А. В. Суворова. Это был человек необычайной личной святости. Подвижник православия. Но почему же нам, даже в духовных школах, не раскрывали его образа с этой стороны? Писали о его шутках и даже шутовстве. Но о вере не говорили. А ведь он одно время хотел даже постричься в монашество. А какие были его приказы солдатам! Тут всегда мы слышим о Боге. Например, пред взятием Измаильской крепости он отдает приказ: «День молиться, день поститься, а на третий Измаил взять!...» И взяли... Да и как не взять, если люди молились да постились?! Геройство русского солдата от этих двух дней утроилось!

Потом – Кутузов, Муравьевы и многие, многие другие – все это люди сильной веры!

Если вспомнить и мир артистический, то, к неожиданности, мы среди этих лицедеев, певцов, музыкантов встретим массу верующих людей. Из имен последнего времени можно назвать хотя бы Давыдова, Варламова, Савину, Шаляпина... Последний имел духовником своим за границей парижского прот. о. С – го. И незадолго перед смертью он исповедовался и причащался. А имена музыкантов Римского-Корсакова, Балакирева. Рахманинова, Чайковского, Смоленского, Кастальского, Гречанинова – посвятивших дарования свои и Церкви, ее песнопениям – свидетельствуют о вере их авторов!

Гениальные художники живописи – братья В.М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров, Серов. Иванов и проч. и проч. – отдали себя на служение вер
Among the first-time Christians, believers came predominantly from the "simple", the so-called lower class. Exactly. The apostles were recruited by the Lord from fishermen, and from the educated there were few: Nicodemus, Saul Paul, etc. On the contrary, educated (at that time) chiefs - high priests, Pharisees, scribes, Sadducees, Pilate (skeptic who does not believe in anything): “What is the truth?” - and left, not waiting for an answer from the Lord) and others — not only did not receive Christ, but they crucified him.

The former tax collector Matthew - the evangelist, Luke - the doctor and artist, etc. can be distinguished from the apostles.

But then with confidence we can say that most Christians came from the working class, as evidenced by Ap. Pavel: “Look, brethren,” he addresses all in general, “who are you, called: not many of you are wise in the flesh (external scholarship), not many strong (those in authority), not many noble ones ...” (1 Cor. 1, 26).
(...)

But the point here is not in learning, in our opinion, but in something else. What exactly?

In humility! Or easier, in pride! At least my observation is this. Scholarship distinguishes people from the mass of ordinary workers, gives them advantages over the latter, self-esteem grows, wealth increases: and with all this comes pride.

“Faith is humility,” says St. Barsanuphius the Great. But this is not the main thing; a learned person begins to believe in himself: in his mind, in his knowledge, and not in God, not in the grace of God.

This same self-confidence, in nothing unnecessary, gradually obscures everything else except itself, and above all, God. So says the same apostle:

- Because “God chose the unwise of the world to confound the wise, and the weak of the world God chose to confound the strong; and God, the worldly one who was humbled and insignificant and insignificant, chose God to abolish the insignificant, so that no flesh would boast before God ”(1 Cor. 1, 27-29). And the apostle says about himself: “My word and my sermon did not consist in convincing words of human wisdom, but in the manifestation of spirit and power, so that your faith would be affirmed not on human wisdom, but on the power of God” (1 Cor. 2–5) .

Humility is the path to the revelation of God to us, likening us to God, making us able to perceive akin to truth (Matthew 11: 19, 27, 29). We turn now to our Russian scientists. We Russians are no less authoritative and, of course, the names and information about our Russian scholars who are believers are much more famous and convincing. Without such collections at hand, I will refer to all the famous Russian prominent people who openly professed faith. I will list only their names; sometimes I’ll say two more words about them.

Fiction Writers. N.V. Gogol. There are many religious thoughts left in his letters; he has an explanation of the Divine Liturgy. But who knows about this? And did they tell us about that in grammar schools and seminaries? .. Alas, no! The “Examiner” was taught as the commandments of God; read Dead Souls and his petty tales. And they didn’t even hear about letters. And the meaning of the “Examiner” is not known until now, although N.V. Gogol himself explained it: the true auditor is the Lord.

V.A. Zhukovsky. He left a lot of philosophical and religious reasoning, and it was precisely on the issue of faith and knowledge. But I’m sure that at least 1 intelligentsia has heard of this! And ballads were taught by heart.

F.M. Dostoyevsky. But about whom we all knew that this was not only a believer, but also an Orthodox Christian. But even this giant could not turn the modern intelligentsia on the path of faith, which deviated into liberal unbelief. So Dostoevsky did not have direct students and heirs. Most followed the Westernist path - atheism and humanism. But it is enough to name one name of Fyodor Mikhailovich, so that a decent intellectual would be ashamed of enrolling all smart people in atheists.
(...)
Of the new writers, it is necessary to respect the bright name of Shmelev; I personally know that he confessed and received Holy Communion at the Sergievsky Compound in Paris, when I was there. And after the service, I invited him to bite my tea.
(...)
Incomparably more believers from the philosophical circle. Can
argue that here the vast majority of them were people of faith. And it will be clear further. And now I’ll just point out that superficial education can move away from faith, and deep knowledge in the worst case will make a person an agnostic, and in the best case it will lead to faith or in any case it will not make a person a conscious atheist. And it is clear: philosophers know the limits of the human mind and its powerlessness in the realm of faith.

Of the many philosophers, it is enough to name the names of the Slavophiles: Khomyakov, Kireevsky, Strakhov, Danilevsky ... After - Vladimir Sergeyevich Solovyov, who left several volumes of philosophical and theological writings and had, not only in its time, but also to our days, great influence and to university youth, and in general to intelligent society ... However, even he could not stop the nosyllism of intellectual Russia that was falling into the abyss of nihilism: godlessness and materialism stepped over and through Solo
У записи 4 лайков,
0 репостов,
454 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям