Для божественного апостола Павла было чудно и весьма...

Для божественного апостола Павла было чудно и весьма удивительно определение Божие о двух близнецах Ревекки Исаве и Иакове; ибо когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, почему было бы можно предпочесть одного из них другому, Бог уже сказал заранее: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем об этом? Неужели неправда у Бога? Никак! О, человек! Кто же ты, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? (Рим 9,11–14,20–21).

Неужели между горшечником и глиной меньше различия, чем между Богом и человеком, ничтожным червем? Кто же дерзнет сказать Богу: зачем Ты, Господи, так делаешь?

Святой Дорофей рассказывает: «Однажды прибыл к городской пристани корабль с пленниками, которых должны были продать. На пристани собралось много покупателей. В том городе жила одна богатая, весьма добродетельная и благочестивая девица; она очень обрадовалась долго ожидаемой ею возможности купить себе служанку – горничную, которую она искренне хотела научить доброй нравственности и приличным женскому полу занятиям. Она подходит к продавцу невольниц, у которого были две юные девочки, одну берет к себе, уплатив за нее деньги по договору с продавцом. Не успела она отойти, как к продавцу подходит бесчестная, развратная женщина, содержательница “дома терпимости”, и за небольшую цену покупает у того же торговца другую из бывших двух у него девочек и ведет ее к себе в сожительство для известной эксплуатации»27. Вот какая неравная судьба этих двух молоденьких девочек. Кто в этом событии исследует глубину и таинственность судеб Божиих? Обе с детства невинные девочки, обе проданы, обе не знали ни своей будущей жизни, ни своей участи, обе получили доброе воспитание – сохранили бы его благодатные плоды всю свою жизнь: но одна отдана к наставнице доброй нравственности, христианской жизни и воспользовалась ее наставлениями – сама стала доброй христианкой, подражательницей Ангелам; другая, напротив, попала в школу мерзости и разврата к учительнице лжи, соблазна и всех мерзостей и сама охотно последовала примеру своей госпожи и сделалась корыстью диавола, хотя бы могла иначе устроить свою жизнь, если бы попала к лучшей наставнице. Но судьбы Твои, Боже, – бездна великая!

Подобное, – мало разнящееся от предшествующего, – нашел и узнал Григорий Великий в кругу своих родственников. У этого святейшего мужа было три тетки: Емилиана, Тарсилла и Гордиана, которые посвятили свою жизнь Христу, поступив в женский монастырь; две из них нерушимо хранили свои обеты, до конца жизни с честью пребывая в девстве. Третья, Гордиана, не внимая никаким наставлениям и не повинуясь иноческой власти, расторгла свое общение со святыми сестрами и удалилась от них в светскую жизнь, влекомая бесполезным своим сладострастием: суды Твои, Боже, – бездна великая! Бог высок могуществом Своим; все содержит крепостью Своею, – и кто найдется такой, как Он, сильный? Кто в состоянии исследовать дела Его и сказать Ему: Ты поступаешь несправедливо (см.: Иов 36,22–23)? Благоразумно и весьма осторожно в этом отношении выразился царственный пророк, говоря о себе Богу: и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у Тебе (Пс 72, 22), другими словами: «Твоих судеб не испытываю я, о Боже, я ничтожный пред Тобой, подобно другим животным: мое дело – слушать Твой голос и повиноваться своему Господу, но не исследовать Твои дела я предназначен». Это еще не диво, что Давид, с детства пасший скот и не занимавшийся высшими науками, понимал себя и судил о себе так скромно по доброте своего сердца и по внушению Божию. Но самые Серафимы, высшие духи – служители Божии, так же поступают пред Богом; ибо когда Слово Господне огласило небеса и землю об отвержении Богом иудеев, тогда шестикрылые Серафимы двумя крылами каждый закрывал лице свое, и двумя закрывал ноги, и с помощью двух летал, обнаруживая, что они своим разумом не могут воспарить до той высоты, на которой совершаются чудные и непостижимые дела Божии. Никакой разум
твари не постигает Божественных судеб Всемогущего Творца своего: для них достаточно знать и быть убежденными, что Трисвятый Бог свят, и исповедовать друг перед другом неизреченные Его Божественные совершенства, взывая к нему: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф: полны суть небеса и земля беспредельной славы Его (видение пророка Исаии) (ср.: Ис 6,2-з). Тройственно Свят Бог: Свят в Себе Самом, Свят в судах Своих, Свят в делах Своих! Если небесные разумные духи так смиряются и исповедуют непостижимость Божественной Тайны, тем более нам, слабой персти земной, хотя и получившим по дару Божию «дыхание жизни и слово разума», прилично исповедоваться пред Богом, взывая: Праведен Господь во всех путех Своих и преподобен во всех делех Своих (Пс 144, 17). Блаженный Августин оставил нам большое утешение своим изречением: «Бог может некоторых спасти и без их добрых дел, ибо Он Сам добр; не может Он никого погубить, потому что Сам праведен».
___

Часто мы видим во вселенной чудные перемены и неожиданные события; у нас есть достаточно предметов, о каждом из которых можем сказать: увидим, чем это кончится. Иногда и с нами самими случается что-нибудь удивительное, и мы бесполезно ропщем и говорим: не думал и не гадал я, чтобы это так совершилось. Бедные мы невежды в предсказании будущих событий; и о происходящих в настоящее время мы с трудом понимаем их причину, кроме одной из них, и притом причины истинной и несомненной: случилось то или другое, потому что так было угодно Богу устроить или допустить по Его премудрому, неведомому для нас, но всегда праведному и благому Промыслу: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис 55,8–9).

(Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей; святитель Иоанн Тобольский (Максимович))
For the divine apostle Paul, the definition of God about the two twins Rebekah Esau and Jacob was wonderful and very surprising; for when they had not yet been born and had done anything good or bad, why it would be possible to prefer one of them to the other, God already said in advance: I loved Jacob, and Esau hated. What about this? Is God a lie? No way! Oh man! Who are you arguing with God? Does the product tell the person who made it: “Why did you do this to me?” Does the potter have no authority over clay to make one vessel for honorable use and another for low? (Rome 9.11-14.20-21).

Is there really less difference between the potter and clay than between God and man, an insignificant worm? Who dares to say to God: Why are you doing, Lord?

Saint Dorotheus says: “Once a ship arrived at the city pier with the captives, who were to be sold. A lot of buyers gathered at the marina. In that city there lived one rich, very virtuous and pious girl; she was very happy about the long-awaited opportunity for her to buy a maid, a maid, whom she sincerely wanted to teach good morality and decent female occupations. She approaches the seller of slaves, who had two young girls, takes one for herself, having paid money for her under an agreement with the seller. Before she had time to move away, a dishonorable, depraved woman, the owner of the “house of tolerance” approached the seller, and for a small price she bought the other of the two former girls from him and took her to her cohabitation for certain exploitation ”27. This is the unequal fate of these two young girls. Who in this event explores the depth and mystery of God's destinies? Since childhood, both innocent girls, both sold, both did not know their future life, nor their fate, both received a good upbringing - they would have preserved its beneficial fruits all their lives: but one was given to the mentor of good morality, the Christian life and took advantage of her instructions - she herself became a good Christian, imitator of the Angels; the other, on the contrary, went to the school of abomination and debauchery for a teacher of lies, temptation and all abominations, and herself willingly followed the example of her mistress and became a devil's self-interest, even if she could have arranged her life differently if she got to a better mentor. But Thy fate, God, is a great abyss!

Similar, - not much different from the previous one, was found and recognized by Gregory the Great in the circle of his relatives. This holy man had three aunts: Emiliana, Tarsilla, and Gordian, who dedicated their lives to Christ by entering a convent; two of them inviolably kept their vows, remaining with honor with honor until the end of their lives. The third, Gordiana, without heeding any instructions and disobeying monastic authority, terminated her fellowship with the holy sisters and retired from them into secular life, attracted by her useless voluptuousness: Thy judgments, God, are a great abyss! God is high in His power; everything contains by His strength - and who is there, such as He, mighty? Who is able to investigate His affairs and say to Him: You are doing unjustly (see: Job 36,22-23)? The royal prophet expressed himself prudently and very cautiously in this regard, saying to God about himself: both I am humbled, and not foolish, beast with you (Ps. 72, 22), in other words: “I do not feel your fate, oh God, I’m insignificant before you, like other animals: my job is to listen to your voice and obey your Lord, but I am not intended to investigate your affairs. ” It’s not a wonder that David, who grazed cattle since childhood and was not engaged in higher sciences, understood himself and judged himself so modestly by the kindness of his heart and by the suggestion of God. But the Seraphim themselves, the highest spirits - servants of God, do the same before God; for when the Word of the Lord announced the heavens and the earth about the rejection of the Jews by God, then the six-winged Seraphim with two wings each covered his face, and two covered his legs, and with the help of two he flew, discovering that they could not soar with their mind to the height to which they were made wonderful and incomprehensible works of God. No mind
the creature does not comprehend the Divine destinies of its Almighty Creator: it is enough for them to know and be convinced that the Trisagion God is holy, and to confess to each other the inexpressible Divine perfections, calling upon him: Holy, Holy, Holy Lord of hosts: the essence of heaven and earth are boundless His glory (vision of the prophet Isaiah) (cf. Isa. 6.2-h). Threefold Holy is God: Holy in Himself, Holy in His judgments, Holy in His deeds! If the heavenly rational spirits are so humble and profess the incomprehensibility of the Divine Mystery, all the more so for us, the weak finger of the earth, although they received the “breath of life and the word of reason” by God's gift, it is proper to confess before God, calling out: The Lord is Righteous in all His ways and is reverent in all his affairs (Psalm 144, 17). Blessed Augustine left us great comfort in his dictum: “God can save some without their good deeds, for He is good; He cannot destroy anyone
У записи 6 лайков,
0 репостов,
168 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям