Известный французский математик Жак Адамар недавно, перед своим...

Известный французский математик Жак Адамар недавно, перед своим возвращением из Америки в Париж, выпустил книгу под названием «Психология изобретения в области математики» (на английском языке). Значительная часть этой книги посвящена главным образом вопросу о роли бессознательного творчества в математических открытиях. Ряд фактов и соображений, приводимых в данной книге, представляет интерес для выяснения механизма бессознательной душевной работы вообще.

Ныне должно считать установленным, что рядом с сознательной работой психического аппарата существует также и бессознательная деятельность мысли. Дело обстоит так, как если бы душа работала то сознательно, то бессознательно и как если бы существовало общение между процессами сознательными и бессознательными: из области сознания мысль переходит в область бессознательного, где продолжает работать, чтобы потом вернуться в область сознаваемого, ассоциируя продукты той и другой мысли, и наоборот. Или же можно проектировать процессы душевной деятельности в образе сотрудничества двух душ, сознательной и бессознательной, совокупная работа которых наполняет нашу жизнь.

В многочисленных, в том числе самых банальных, случаях сознательная работа мысли находит свое продолжение в работе бессознательной. Школьники знают, что, когда им приходится, например, заучивать наизусть стихотворение, они прочитывают его несколько раз, без особого напряжения, перед тем как ложиться спать; на следующий день утром они в состоянии, без лишнего усилия, повторить на память, как заученное, все стихотворение. Во сне, бессознательным образом, продолжалась работа заучивания.

В других случаях, более замечательных и достаточно загадочных, происходит наяву, а иногда во сне, работа творчества и совершаются открытия, либо возникают идеи оригинальных изобретений.

То – после долгих, утомительных и безуспешных исканий, – решение проблемы, когда вовсе о ней не думают, приходит внезапно, словно в озарении молниею. То – истина открывается, как бы угадываемая, без видимого доказательства и невидимого логического процесса; и потом в течение многих лет длятся искания доказательства открытой несомненной истины. То – открытие совершается в результате умозаключений, которые признаются потом ложными. То – решение проблемы, в процессе работы над важным открытием или изобретением, дается в сновидении, притом в драматизированном облике. То – различные продукты творчества созидаются интуитивно, без осознанных логических операций.

Вот некоторые примеры, могущие служить иллюстрацией механизма бессознательного творчества.

Знаменитый французский математик Анри Пуанкаре рассказывал, как он был приведен к открытию важной математической теоремы о «Фуксовых функциях». Дело здесь не в самой теореме, а в условиях, в которых он ее открыл. В течение двух недель он безуспешно бился над своею проблемою и пришел к заключениям, которые потом оказались ложными. В один вечер он, противно своему обыкновению, пил черный кофе и долго не мог уснуть. Идеи роились в его голове. Он постиг начало решения. Но это был лишь первый шаг. Случилось, что он должен был поехать из Кана, где он жил, в Кутаис, где участвовал в одной геологической экскурсии. Во время переезда Пуанкаре совершенно позабыл о своей математической работе. Прибыв в Кутаис, он вошел в омнибус, чтобы занять там место. Когда он стал на подножку омнибуса, то совершенно внезапно, без всякого предварительного размышления, он был озарен мыслью об оригинальном методе решения вопроса. И это было замечательное открытие. Пуанкаре не имел времени проверить результат и в омнибусе продолжал прерванный разговор. Но он был уверен, что он – у цели. Проверка это подтвердила. Ученый продолжал свои искания. Опять – безуспешная работа. Обескураженный Пуанкаре отдался другой работе. И вот в одно утро, во время прогулки, идея решения пришла к нему сразу, с тем же характером мгновенности, внезапности и твердой уверенности. Говоря о возбужденном состоянии, испытанном в бессонную ночь после выпитого кофе, Пуанкаре добавляет: «Мне представляется в подобных случаях, что тот, кто творит,
присутствует при собственной бессознательной работе, которая стала отчасти ощутимою сверхвозбужденному состоянию, хотя и в неизменной природе».

Другой знаменитый математик, Гаусс, рассказывает, как он, в течение ряда лет, безуспешно силился доказать одну арифметическую теорему. «В конце концов, – писал он, – я нашел решение два дня тому назад, не в результате собственных усилий, а по Божьей милости. Загадка была мною разрешена, как во внезапном проблеске молнии. Я сам не в состоянии сказать, какая путеводная нить сделала для меня возможным успех».

Гельмгольц в речи, произнесенной им [...], тоже признает факты внезапных и самовозникших актов творчества и серьезных открытий. Гельмгольцу принадлежит изречение: в кассах типографских наборщиков хранится вся возможная мудрость человечества; надо только уметь комбинировать из букв слова и фразы. Как теперь согласуется с этою идеею факт бессознательного творчества?

Ряд физиков и химиков находит в истории собственно творчества подобные же случаи внезапных откровений. Согласно психологам, это – явление общее во всякого рода открытиях и изобретениях. Грухам Уоллес определяет внезапный приступ вдохновенного состояния, как «иллюминацию», или просияние; ему обычно предшествует период «инкубации», в котором сознательная работа прервана и сюжет как бы забыт.

Данное явление наблюдается не только в области научного творчества, но и в искусстве, и в идейном творчестве вообще. В некий привилегированный момент сразу и неизвестным образом возрастает перед мысленным взором волшебное богатство идеи. Это моменты вдохновения.

(Митрополит Вениамин (Федченков) "О вере, неверии и сомнении")
The famous French mathematician Jacques Hadamard recently, before his return from America to Paris, published a book entitled "The Psychology of Invention in the Field of Mathematics" (in English). A significant part of this book is devoted mainly to the role of unconscious creativity in mathematical discoveries. A number of facts and considerations cited in this book are of interest for elucidating the mechanism of unconscious mental work in general.

Now it must be considered established that along with the conscious work of the psychic apparatus there is also an unconscious activity of thought. The situation is as if the soul worked consciously, unconsciously, and as if communication existed between the conscious and unconscious processes: from the realm of consciousness, thought goes into the realm of the unconscious, where it continues to work, then to return to the realm of the conscious, associating the products of that and another thought, and vice versa. Or you can design the processes of mental activity in the form of cooperation between two souls, conscious and unconscious, whose combined work fills our lives.

In numerous, including the most commonplace, cases, the conscious work of thought finds its continuation in the work of the unconscious. Schoolchildren know that when they have to memorize a poem, for example, they read it several times, without much stress, before going to bed; the next day in the morning they are able, without undue effort, to repeat the whole poem as a memorized memory. In a dream, in an unconscious manner, the work of memorization continued.

In other cases, more remarkable and rather mysterious, waking up, and sometimes in a dream, the work of creativity and discoveries are made, or ideas of original inventions arise.

That - after long, tiring and unsuccessful searches - the solution to the problem, when they do not think about it at all, comes suddenly, as if in a flash of lightning. That - the truth is revealed, as if guessed, without visible evidence and an invisible logical process; and then for many years the search for evidence of an open, undoubted truth continues. That - discovery is made as a result of inferences, which are then recognized as false. That is the solution to the problem, in the process of working on an important discovery or invention, is given in a dream, moreover in a dramatic look. That - the various products of creativity are created intuitively, without conscious logical operations.

Here are some examples that can illustrate the mechanism of unconscious creativity.

The famous French mathematician Henri Poincare told how he was led to the discovery of the important mathematical theorem on Fuchsian functions. The point is not in the theorem itself, but in the conditions in which he discovered it. For two weeks, he unsuccessfully fought over his problem and came to conclusions that later turned out to be false. One evening he, contrary to his habit, drank black coffee and for a long time could not sleep. Ideas were swarming in his head. He comprehended the beginning of the decision. But this was only the first step. It happened that he had to travel from Kan, where he lived, to Kutais, where he participated in one geological excursion. During the move, Poincare completely forgot about his mathematical work. Arriving in Kutais, he entered the omnibus to take a seat there. When he stood on the bandwagon of the omnibus, then all of a sudden, without any preliminary thought, he was enlightened by the thought of an original method of resolving the issue. And it was a wonderful discovery. Poincare did not have time to check the result and continued the interrupted conversation in the omnibus. But he was sure that he was on target. Verification has confirmed this. The scientist continued his quest. Again - unsuccessful work. Discouraged, Poincare surrendered to another job. And then one morning, during a walk, the idea of ​​a solution came to him immediately, with the same character of instantness, surprise and firm confidence. Speaking of an excited state experienced on a sleepless night after drinking coffee, Poincare adds: “It seems to me in such cases that the one who creates
it’s present in its own unconscious work, which has become partly felt by a super-excited state, albeit in an unchanging nature. ”

Another famous mathematician, Gauss, tells how he, for several years, unsuccessfully tried to prove one arithmetic theorem. “In the end,” he wrote, “I found a solution two days ago, not as a result of my own efforts, but by God's grace. The riddle was solved by me, as in a sudden flash of lightning. I myself am not able to say which guiding thread made success possible for me. ”

Helmholtz in his speech [...] also acknowledges the facts of sudden and self-arising acts of creativity and serious discoveries. Helmholtz owns the dictum: at the box office of typographical typesetters all the possible wisdom of mankind is stored; you only need to be able to combine words and phrases from letters. How now is the fact of unconscious creativity consistent with this idea?

Rya
У записи 5 лайков,
2 репостов,
225 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям