Сердце наше непрестанно жаждет и ищет утех и наслаждений. Ему следовало бы находить их внутренним порядком, содержа и нося в себе Того, по образу Коего создан человек, самый источник всякого утешения. Но когда в падении отпали мы от Бога себя ради, то не удержались и в себе, а ниспали в плоть, чрез нее вышли вовне и там начали искать себе радости и утех. Проводниками и руководителями в сем стали наши чувства. Чрез них душа исходит вовне, вкушает вещи, подлежащие испытанию каждого чувства, и теми, кои услаждают сии чувства, услаждается сама и из совокупности их составляет себе круг утех и наслаждений, во вкушении коих полагает свое первое благо. Порядок таким образом извратился: вместо Бога внутри сердце ищет сластей вне и ими довольствуется.
Внявшие гласу Божию: «покайтеся» (Мф. 3, 2), каются и полагают себе законом восстановить в себе первоначальный порядок жизни, т. е. возвратиться отвне внутрь и извнутрь к Богу, чтоб жить в Нем и Им и в сем иметь свое первое благо и в себе носить источник утешений. Восстановление такого порядка, хотя воспринимается сильным желанием и твердою решимостью, достигается, однако ж, не вдруг. Решившемуся на сие предлежит долгий труд борения с прежними навыками утешать и услаждать, и ублажать себя, пока они отпадут и заменятся другими, по роду новой жизни. И вот здесь-то большое значение имеют управление и пользование внешними чувствами.
Каждое чувство имеет свой круг предметов, приятных и неприятных. Приятными услаждается душа и привыкши к сему, образует в себе похотение к ним. От каждого чувства внедряется таким образом в душу несколько похотений, или склонностей и пристрастий. Они все кроются в душе и молчат, когда нет поводов к возбуждению их. Возбуждаются же они иногда помыслами о предметах их, но главным и сильнейшим образом тем, если предметы их предстоят чувствам и испытываются ими. В сем случае похотение к ним восстает неудержимо и в том, кто не положил еще поддаваться ему, «раждает грех, грех же содеян раждает смерть» (Иак. 1, 15), и исполняется на нем пророческое слово: «вниде смерть сквозь окна ваша» (Иер. 9, 21), т. е. сквозь чувства, кои суть окна души для сообщения с внешним миром, – а в том, кто положил, поднимает брань, не безопасную от падения. Потому для сего последнего должно быть неотложным законом так управлять и пользоваться чувствами, чтоб чрез них не возбуждались чувственные похотения, а напротив, получались такие впечатления, которые подавляли бы их и возбуждали противоположные им чувства.
Видишь, брате, в какую опасность могут поставить тебя чувства твои. Внимай убо себе и умудряйся предотвращать ее. Всячески старайся не попускать им блуждать туда и сюда, как хотят, и не обращай их на вкушение одних чувственных сластей, а напротив, обращай к тому, что добро или полезно, или нужно. И если доселе иной раз чувства твои прорывались к чувственным наслаждениям, то отныне всевозможно подвизайся обуздывать их и от увлечений возвращать назад. Добре управляй ими, так, чтоб где прежде порабощались они суетными и душевредными удовольствиями, там после сего от каждой твари и от каждого предмета воспринимали душеполезные впечатления и их вносили в душу. Такие впечатления, возрождая в душе духовные помыслы, будут собирать ее в себя саму, а на крыльях умного созерцания возносить к зрению Бога и славословию Его, как говорит блаженный Августин: «Сколько ни есть в мире тварей, все они ведут беседу с мужами благочестивыми, на языке немом, правда, и молчаливом, но тем не менее многодейственном и для них удобномысленном и удобнопонимаемом; отсего воспринимают они благие и благоговейные помышления и подвигаются на пламеннейшую любовь к Богу».
(Никодим Святогорец "Невидимая брань")
Внявшие гласу Божию: «покайтеся» (Мф. 3, 2), каются и полагают себе законом восстановить в себе первоначальный порядок жизни, т. е. возвратиться отвне внутрь и извнутрь к Богу, чтоб жить в Нем и Им и в сем иметь свое первое благо и в себе носить источник утешений. Восстановление такого порядка, хотя воспринимается сильным желанием и твердою решимостью, достигается, однако ж, не вдруг. Решившемуся на сие предлежит долгий труд борения с прежними навыками утешать и услаждать, и ублажать себя, пока они отпадут и заменятся другими, по роду новой жизни. И вот здесь-то большое значение имеют управление и пользование внешними чувствами.
Каждое чувство имеет свой круг предметов, приятных и неприятных. Приятными услаждается душа и привыкши к сему, образует в себе похотение к ним. От каждого чувства внедряется таким образом в душу несколько похотений, или склонностей и пристрастий. Они все кроются в душе и молчат, когда нет поводов к возбуждению их. Возбуждаются же они иногда помыслами о предметах их, но главным и сильнейшим образом тем, если предметы их предстоят чувствам и испытываются ими. В сем случае похотение к ним восстает неудержимо и в том, кто не положил еще поддаваться ему, «раждает грех, грех же содеян раждает смерть» (Иак. 1, 15), и исполняется на нем пророческое слово: «вниде смерть сквозь окна ваша» (Иер. 9, 21), т. е. сквозь чувства, кои суть окна души для сообщения с внешним миром, – а в том, кто положил, поднимает брань, не безопасную от падения. Потому для сего последнего должно быть неотложным законом так управлять и пользоваться чувствами, чтоб чрез них не возбуждались чувственные похотения, а напротив, получались такие впечатления, которые подавляли бы их и возбуждали противоположные им чувства.
Видишь, брате, в какую опасность могут поставить тебя чувства твои. Внимай убо себе и умудряйся предотвращать ее. Всячески старайся не попускать им блуждать туда и сюда, как хотят, и не обращай их на вкушение одних чувственных сластей, а напротив, обращай к тому, что добро или полезно, или нужно. И если доселе иной раз чувства твои прорывались к чувственным наслаждениям, то отныне всевозможно подвизайся обуздывать их и от увлечений возвращать назад. Добре управляй ими, так, чтоб где прежде порабощались они суетными и душевредными удовольствиями, там после сего от каждой твари и от каждого предмета воспринимали душеполезные впечатления и их вносили в душу. Такие впечатления, возрождая в душе духовные помыслы, будут собирать ее в себя саму, а на крыльях умного созерцания возносить к зрению Бога и славословию Его, как говорит блаженный Августин: «Сколько ни есть в мире тварей, все они ведут беседу с мужами благочестивыми, на языке немом, правда, и молчаливом, но тем не менее многодейственном и для них удобномысленном и удобнопонимаемом; отсего воспринимают они благие и благоговейные помышления и подвигаются на пламеннейшую любовь к Богу».
(Никодим Святогорец "Невидимая брань")
Our heart is constantly thirsting and seeking joy and pleasures. He should have found them in an internal order, containing and carrying within Him the One in whose image man was created, the very source of all comfort. But when in the fall we fell away from God for the sake of ourselves, we did not restrain ourselves, but fell into the flesh, through it we went outside and there we began to look for joy and comfort. Conductors and leaders in this have become our feelings. Through them, the soul proceeds outside, tastes things to be tested by each feeling, and those who delight these feelings, delight themselves and, from their totality, make up a circle of pleasures and pleasures, in which they consider their first good. The order was thus perverted: instead of God inside, the heart searches for sweets outside and is content with them.
Hearers of the voice of God: “repent” (Matthew 3, 2), repent and consider it their own law to restore the original order of life, that is, return from the inside and out to God from God, in order to live in Him and Him and to have your own the first good and to carry a source of comfort in yourself. The restoration of this order, although perceived by a strong desire and firm determination, is achieved, however, not suddenly. Those who decide to do this have a long struggle to struggle with the previous skills to console and delight, and to please themselves, until they fall away and are replaced by others, in the nature of a new life. And here, the management and use of external feelings are of great importance.
Each feeling has its own circle of objects, pleasant and unpleasant. Pleasant enjoys the soul and accustomed to this, forms a lust for them. From each feeling, several lusts, or inclinations and addictions, are introduced into the soul in this way. They all lie in the soul and are silent when there is no reason to excite them. But they are sometimes excited by thoughts of their objects, but most importantly and most strongly if their objects are presented to the senses and tested by them. In this case, lust for them rises uncontrollably, and in someone who has not yet given in to him, “gives birth to sin, but sin committed by his acts gives birth to death” (James 1, 15), and the prophetic word is fulfilled on him: “see death through your windows ”(Jer. 9, 21), that is, through feelings, which are the windows of the soul for communication with the outside world, but in the one who laid down, he raises abuse that is not safe from falling. Therefore, for this the latter should be an urgent law to manage and use feelings so that sensory lusts are not excited through them, but on the contrary, such impressions are obtained that would suppress them and excite feelings opposite to them.
You see, brother, what danger your feelings can put you. Listen to yourself and manage to prevent it. In every possible way, try not to let them wander back and forth as they want, and do not turn them to the taste of sensual sweets alone, but on the contrary, turn to the fact that good is either useful or necessary. And if hitherto sometimes your feelings erupted to sensual pleasures, then from now on it is possible to curb them and bring them back from your hobbies. Manage them kindly, so that where before they were enslaved by vain and soulful pleasures, thereafter, from every creature and from every object they perceive soulful impressions and bring them into the soul. Such impressions, reviving spiritual thoughts in the soul, will gather it into itself, and on the wings of intelligent contemplation, exalt it to the sight of God and His glorification, as Blessed Augustine says: “No matter how many creatures there are in the world, they all talk with godly men, in a dumb language, however, and silent, but nevertheless multi-active and convenient for them and easily understood; for this reason they perceive good and reverent thoughts and move towards the fiery love of God. ”
(Nicodemus Svyatorets "Invisible abuse")
Hearers of the voice of God: “repent” (Matthew 3, 2), repent and consider it their own law to restore the original order of life, that is, return from the inside and out to God from God, in order to live in Him and Him and to have your own the first good and to carry a source of comfort in yourself. The restoration of this order, although perceived by a strong desire and firm determination, is achieved, however, not suddenly. Those who decide to do this have a long struggle to struggle with the previous skills to console and delight, and to please themselves, until they fall away and are replaced by others, in the nature of a new life. And here, the management and use of external feelings are of great importance.
Each feeling has its own circle of objects, pleasant and unpleasant. Pleasant enjoys the soul and accustomed to this, forms a lust for them. From each feeling, several lusts, or inclinations and addictions, are introduced into the soul in this way. They all lie in the soul and are silent when there is no reason to excite them. But they are sometimes excited by thoughts of their objects, but most importantly and most strongly if their objects are presented to the senses and tested by them. In this case, lust for them rises uncontrollably, and in someone who has not yet given in to him, “gives birth to sin, but sin committed by his acts gives birth to death” (James 1, 15), and the prophetic word is fulfilled on him: “see death through your windows ”(Jer. 9, 21), that is, through feelings, which are the windows of the soul for communication with the outside world, but in the one who laid down, he raises abuse that is not safe from falling. Therefore, for this the latter should be an urgent law to manage and use feelings so that sensory lusts are not excited through them, but on the contrary, such impressions are obtained that would suppress them and excite feelings opposite to them.
You see, brother, what danger your feelings can put you. Listen to yourself and manage to prevent it. In every possible way, try not to let them wander back and forth as they want, and do not turn them to the taste of sensual sweets alone, but on the contrary, turn to the fact that good is either useful or necessary. And if hitherto sometimes your feelings erupted to sensual pleasures, then from now on it is possible to curb them and bring them back from your hobbies. Manage them kindly, so that where before they were enslaved by vain and soulful pleasures, thereafter, from every creature and from every object they perceive soulful impressions and bring them into the soul. Such impressions, reviving spiritual thoughts in the soul, will gather it into itself, and on the wings of intelligent contemplation, exalt it to the sight of God and His glorification, as Blessed Augustine says: “No matter how many creatures there are in the world, they all talk with godly men, in a dumb language, however, and silent, but nevertheless multi-active and convenient for them and easily understood; for this reason they perceive good and reverent thoughts and move towards the fiery love of God. ”
(Nicodemus Svyatorets "Invisible abuse")
У записи 1 лайков,
0 репостов,
194 просмотров.
0 репостов,
194 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко