Когда внешним твоим чувствам предстоит какой-либо чувственный предмет,...

Когда внешним твоим чувствам предстоит какой-либо чувственный предмет, видимый ли или слышимый, или обоняемый, или вкушаемый, или осязаемый – отдели в помысле своем то, что есть в нем чувственного и вещественного, от того, что есть в нем от творческого Духа Божеского, и помысли, что невозможно, чтоб он сам от себя имел свое бытие и все другое, что есть в нем, но что все это есть в нем дело Бога, Который невидимою силою Своею дает ему это бытие и эту доброкачественность, и красоту, и мудрое устройство, и эту силу действовать на других, и эту крепость от них принимать воздействие, и все другое, что есть в нем хорошего. Затем перенеси такие помышления и на все другие видимые вещи и возрадуйся сердцем, что один Бог есть причина и начало столь разнообразных, столь великих и столь дивных совершенств открывающихся в тварях, – что Сам Он в безмерности совмещает в Себе всевозможные совершенства и что эти совершенства, видимые в тварях, суть не что иное, как слабое отражение и тень беспредельных Божиих совершенств. Такими помышлениями упражняй ум свой при виде всякой твари, и привыкнешь, смотря на видимые вещи, не останавливаться вниманием на одной их внешности, но проникать внутрь, к тому, что в них есть божественного, к невидимой, сокровенной их умозрительной красоте. Вследствие сего все, что есть в вещах внешне-привлекательного для твоей чувственной стороны, будет бесследно миновать твое внимание и чувство и только одно внутреннее их содержание овладевать будет умом твоим, возбуждая и питая в нем духовные созерцания и подвигая на славословие Господа.

Так, смотря на четыре стихии – огонь, воздух, воду и землю, помышляя об их существе, силе и действии, в великом утешении духовном воззовешь тогда к Верховному Создателю их, так их устроившему: «Боже великий, Сила безмерная и Действо превожделенное! Радуюсь и веселюсь, что Ты един еси начало и причина всякой тварной сущности, силы и действа!» Воззрев на небо и световые тела небесные: солнце, луну и звезды, и помышляя, что свет свой и свое блещение получили они от Бога, воскликнешь: «Свете, паче всякого света светлейший, от Коего создан всякий свет вещественный и невещественный Свете предивный, первый предмет радования Ангелов и упоения блаженных, в неуклонное созерцание Которого изумленно погружаются очи Херувимов и в сравнении с Коим все чувственные светы кажутся тьмою глубокою! Славословлю и превозношу Тебя, Свете истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! Сподоби меня всегда умно зрети Тебя, да радуется полною радостью сердце мое!» Также, смотря на дерева, травы и другие разные растения, и зря умом, как они живут, питаются, растут и отражают от себя подобное себе, и что не от себя самих имеют они жизнь и все другое, что есть в них, но от творческого Духа, Которого ты не видишь и Который один животворит их, так можешь воззвать: «Вот где истинная жизнь, от Которой, в Которой и Которою живет, питается и множится все! О живоносное Услаждение сердца моего!» Подобным образом и при воззрении на неразумных животных можешь ты вознестись умом своим к Богу, давшему им чувства и силу двигаться с места на место, и сказать: «О первый всяческих Движетелю, Который, все приводя в движение, Сам в Себе пребываешь недвижим! Сколь радуюсь я и веселюсь о сей преподвижности Твоей и Твоем твердом тождепребывании!»

Смотря же на себя самого или на других людей и помышляя, что тебе одному дано высокое положение, что ты один из всех живых на земле существ одарен разумом и служишь точкой единения и союза вещественных и невещественных тварей, подвигнись на славословие и благодарение Творца своего и Бога и скажи: «О пресущная Троице, Отче, Сыне и Душе Святый! Буди преблагословенна во веки! Сколько долженствую я благодарить Тебя всегда, не только за то, что Ты создал меня из земли и поставил царем над всеми неземными тварями, не только за то, что Ты по естеству почтил меня образом Своим, разумом, словом, живым телом, но за то наипаче, что даровал мне силу свободным произволением моим соделываться подобным Тебе посредством добродетелей, чтоб чрез то вечно иметь Тебя в себе и блаженствовать
в Тебе!»

Обращаюсь теперь к каждому из пяти чувств в частности и говорю тебе: видя красоту и благообразие тварей, отделяй умом своим то, что видишь, от духовного значения их, которого не видишь, и, помыслив, что вся эта благообразная красота, внешне видная, есть дело невидимого и всекраснейшего творческого Духа, в Коем причина всякой такой внешней красоты, скажи, преисполнен быв радованием: «Се обильные потоки из несозданного источника! Се всеоросительный дождь от безмерного моря всякого блага! Как обрадован я в недрах сердца моего, помышляя о неизреченной красоте Творца моего, – начале и причине всякой созданной красоты! Какою сладостью духовною преисполнен бываю, когда держу на уме мысль о неизглаголенной и недомыслимой красоте Бога моего, в коей начало всякой красоты!»

Когда слышишь какой-либо приятный голос или гармонию таких голосов и пений, обратись умом своим к Богу и скажи: «Гармония гармоний, Господи мой! Как радуюсь я о беспредельных совершенствах Твоих, кои все, сосредоточиваясь в Тебе в преестественной гармонии и потом отражаясь в сонмах Ангелов на небесах и в неисчислимых созданиях под небесами, составляет одну невообразимо стройную симфонию!» И еще: «Когда придет, Господи, мой час, услышать мне ушами сердца моего сладчайший глас Твой, говорящий: мир Мой даю тебе – мир от страстей! «Яко глас Твой сладок», как поет невеста в Песнях песней» (Песн. 2, 14)!

Если случится тебе обонять миро некое или цвета какого благовоние, перейди мыслью от этого внешнего благоухания к сокровенному благоуханию Духа Святого и скажи: «Се ухание Цвета онаго всеблагоуханного и Мира оного неистощимого, Которое излилось на все творении Божии, как поется в Песнях песней: «Аз цвет польний и крин удольный» (Песн. 2, 1), – и еще: «миро излиянное имя Твое» (Песн. 1, 2). Се распространение источного благоухания, которое пребогато источает божественные свои отдыхания на все, от высших чистейших Ангелов до последних тварей, и все благоухает». Так некогда Исаак, обоняя воню своего Иакова, сказал: «се, воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь» (Быт. 27, 27).

Опять, когда ешь или пьешь, помысли, что это Бог дает всему съедобному приятный для нас вкус и, Им единым услаждаясь, скажи: «Радуйся, душа моя, что тогда как вне Бога нет для тебя никакого удовлетворения, нет никакой сладости и утешения, ты, познав Его и к Нему прилепившись, в Нем едином можешь находить всякое услаждение, как приглашает тебя к сему Давид, говоря: «вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33, 9), – и как Соломон удостоверяет в истине сего, сказав: «плод его сладок в гортани моем» (Песн. 2, 3)».

Также, когда простираешь руки свои, чтоб сделать какое дело, приводи на мысль, что Бог, даровавший тебе силу и способность действовать, есть первая причина всякого движения, ты же не что иное, как живое орудие в руках Его, и, вознесшись к Нему помыслом, скажи: «Какую радость испытываю я внутри себя, вышний Боже всяческих, помышляя, что я без Тебя не могу сделать никакого дела, и что Ты еси первый и начальный Действователь во всяком деле!»

А когда в других увидишь доброту или мудрость, или правду, или другие какие добродетели, то и в сем случае, отделяя от сего видимого невидимое, скажи к Богу твоему: «О пребогатое сокровище всякой добродетели! Сколь велика для меня радость ведать и видеть, что всякое добро исходит от Тебя единого и что всякое наше добро в сравнении с Твоими божественными совершенствами – ничто! Благодарю Тебя, Боже мой, за сие и за всякое другое добро, какое творишь ты ближнему моему, но помяни, Благодетелю наш, и о моей собственной нищете и о великой моей недостаточности во всякой добродетели».

И скажу вообще, всякий раз, как почувствуешь в творениях Божиих что привлекательное и услаждающее, не останавливайся вниманием на них одних, но, минуя их, перейди помыслом своим к Богу и скажи: «Если творения Твои, Боже мой, так прекрасны, так радостотворны и усладительны, сколь же безмерно прекрасен, сколь безмерно радостворен и сколь безмерно сладостен Ты Сам, Творче всяческих!»

Если будешь так поступать, возлюбленный мой, то
можешь и посредством пяти своих чувств научиться Боговедению, восходя всегда умом своим от тварей к Творцу, так что бытие и благоустроение всего сотворенного будет для тебя книгой Богословия, и ты, находясь еще в сем чувственном мире, соделаешься причастным ведения, свойственного премирному миру. Ибо, воистину, весь мир и вся природа есть не что иное, как орган некий, в коем под видимостью невидимо пребывает присущим Сам Устроитель и Художник всего, действуя и видимо проявляя художество Свое или в видимом и вещественном предоставляя взору разумных тварей невидимые и невещественные Свои совершенства и действия. Потому, с одной стороны, премудрый Соломон говорит, что «от величия красоты созданий возводительно Бытотворец их узревается» (Прем. 13, 5), а с другой – блаженный Павел удостоверяет, что «невидимое Божие, Его вечная сила и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). В мире Божием, с одной стороны, поставлены все творения Божии, премудро устроенные, с другой – люди, обогащенные разумною силою, с тою целью, чтоб они разумною силою своею, рассматривая творения и узревая в создании и устроении их беспредельную премудрость, восходили к познанию и созерцанию предвечного и ипостасного Слова, «Имже вся быша» (Ин. 1, 3). И мы, естественно, из действий познаем Действующего, так что следует только право и здраво рассудить, чтоб в творении обрести веру (eiz th ctisei thn pistin) и в созданном узреть Создателя Бога.

(Никодим Святогорец "Невидимая брань")
When some sensory object is presented to your external senses, whether visible or audible, or smelling, or tasting, or tangible, you separate in your thoughts what is sensual and material in it, from what is in it from the creative Spirit of the Divine , and thought that it was impossible for him to have his own being and everything else that was in him, but that all this was in him the work of God, who, with His invisible power, gives him this being and this goodness, and beauty, and wise device, and this power to act on others, and this fortress take influence from them, and everything else that is good in it. Then transfer such thoughts to all other visible things and rejoice in your heart that God alone is the reason and beginning of such diverse, so great and so marvelous perfections opening up in creatures - that He Himself in immensity combines all kinds of perfections and that these perfections, visible in the creatures, the essence is nothing but a faint reflection and shadow of God's infinite perfections. Exercise your mind with such thoughts at the sight of any creature, and you will become accustomed, looking at visible things, not to dwell on their appearance alone, but to get inside, to what is divine in them, to their invisible, innermost speculative beauty. As a result of this, everything that is in things that are visually attractive to your sensual side will completely pass your attention and feeling, and only one of their inner contents will take possession of your mind, exciting and nourishing spiritual contemplations in it and moving to the praise of the Lord.

So, looking at the four elements - fire, air, water and earth, thinking about their essence, strength and action, then in a great spiritual comfort you will appeal to the Supreme Creator, who arranged them like that: “Great God, Immeasurable Power and Exalted Action! I rejoice and am glad that you are the only one beginning and the cause of all created essence, strength and action! ”Having looked at the sky and light bodies of heaven: the sun, moon and stars, and thinking that they received their light and their splendor from God, you will exclaim: “To the light, more than any light, the brightest, from which every light material and non-material light was created, the predatory Light, the first object of the rejoicing of the Angels and the ecstasy of the blessed, in the steady contemplation of which the eyes of the Cherubim are amazed and in comparison with Whom all sensual lights seem to be deep darkness! I praise and exalt you, the true Light, enlightening every person who is coming into the world! Let me always see you smartly, let my heart rejoice with full joy! ”Also, looking at trees, herbs and other different plants, and in vain with the mind how they live, eat, grow and reflect from themselves like themselves, and that not from themselves they themselves have life and everything else that is in them, but from the creative Spirit, which you do not see and who alone gives life to them, you can appeal: “This is where the true life is, from which, in which and by which it lives, feeds and multiplies everything! O life-giving Pleasure of my heart! ”In a similar way, and when you look at unreasonable animals, you can ascend with your mind to God, who gave them feelings and power to move from place to place, and say:“ Oh, the first to all Movers, which set everything in motion, Himself in yourself is immovable! “How much I rejoice and have fun about this mobility of Yours and Your firm identity!”

Looking at yourself or at other people and thinking that you alone have been given a high position, that you are one of all living creatures on earth gifted with reason and serve as a point of unity and union of material and non-material creatures, move towards the praise and thanksgiving of your Creator and God and say: “O Holy Trinity, Father, Son, and Holy Spirit! Be blessed forever! How much should I always thank you, not only because you created me from the earth and made me king over all unearthly creatures, not only because you naturally honored me with your image, your mind, word, living body, but for that most of all, that he gave me the power of my free will to be made similar to You through virtues, in order to forever have You in yourself and be blissful
in you!"

I turn now to each of the five senses in particular and tell you: when you see the beauty and goodness of the creatures, separate with your mind what you see from the spiritual significance of them that you cannot see, and thinking that all this noble beauty, outwardly visible, is the work of the invisible and most beautiful creative Spirit, in Whom the reason for any such external beauty, say, is filled with joy: “These plentiful streams from an uncreated source! This all-germinating rain from the immense sea of ​​all good! How delighted I am in the bowels of my heart, thinking of the indescribable beauty of my Creator, the beginning and cause of all created beauty! What spiritual sweetness I am filled with when I keep in mind the thought of the unspoken and unthinkable beauty of my God, at which the beginning of all beauty! ”

When you hear any pleasant voice or harmony of such voices and songs, turn your mind to God and say: “Harmony ha
У записи 4 лайков,
0 репостов,
305 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям