Бог не определил человеку места в иерархии, говорит...

Бог не определил человеку места в иерархии, говорит Пико в знаменитой «Речи о достоинстве человека»: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю». Человек поставлен в центр мира, он не обладает собственной особой (земной, небесной, ангельской) природой, ни смертностью, ни бессмертием, он должен сформировать себя сам, как «свободный и славный мастер». И вид, и место человека в иерархии сущностей могут и должны быть исключительно результатом его собственного, свободного — а стало быть, и ответственного — выбора. Он может подняться до звезд и ангелов, может опуститься и до звериного состояния. Именно в этом видит Пико делла Мирандола прославляемое им «высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет» [там с. 508]. Продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, Пико ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния его моральной оценки. Речь идет о новом понимании человеческой природы —как природы становящейся, вернее, «самостановящейся». Она предстает как результат самостоятельной творческой деятельности человека, а не как раз навсегда данная. Природа человека рассматривается как итог постоянного процесса становления, самостоятельного, сознательного и ответственного выбора. «Божественность» человека — не просто в том, что он «создан по образу и подобию Божию», она —как и всякое человеческое совершенство — не дана, а достижима.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. — М.: Высшая школа, 1980
God did not determine a person’s place in the hierarchy, says Pico in the famous “Speech on the dignity of man”: “We don’t give you, O Adam, a specific place, nor our own image, nor a special obligation, so that you and the person, and the obligation had of his own free will, according to your will and your decision. The image of other creations is defined within the framework of the laws established by us. But you, not constrained by any limits, will determine your image by your decision, to the power of which I grant you. ” A man is placed in the center of the world, he does not have his own special (earthly, heavenly, angelic) nature, neither mortality, nor immortality, he must form himself as a “free and glorious master”. And the type and place of a person in the hierarchy of entities can and should be solely the result of his own free - and, consequently, responsible - choice. It can rise to stars and angels, it can sink to an animal state. This is precisely what Pico della Mirandola sees as “the highest and delightful happiness of a person who is given the command to possess what he wants and to be what he wants” [there p. 508]. Continuing the humanistic tradition of glorifying and deifying a person, Pico puts the focus on freedom of choice as the main condition for any act of his moral evaluation. We are talking about a new understanding of human nature — as nature becoming, or rather, “self-stopping”. It appears as a result of independent creative activity of a person, and not just forever given. Human nature is considered as the result of a continuous process of formation, independent, conscious and responsible choice. The "divinity" of man - not just that he is "created in the image and likeness of God," it - like all human perfection - is not given, but attainable.

Gorfunkel A. Kh. Philosophy of the Renaissance. - M .: Higher school, 1980
У записи 8 лайков,
1 репостов,
409 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям