«Избегать женщин и епископов» Любимой книгой инока Ферапонта...

«Избегать женщин и епископов»

Любимой книгой инока Ферапонта были «Писания» преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. «Вот настольная книга каждого монаха», — говорил он. А преподобный Иоанн Кассиан, в частности, учит, что «монаху надо всячески избегать женщин и епископов».

«Избегать епископов» — это, говоря по современному, избегать почестей и сана, ибо именно епископ рукополагает в сан. А о. Василий с о. Ферапонтом были из рода того древнего монашества, что знает лишь две дороги из кельи: в храм и в гроб.

Однажды о. Василия назначили благочинным Оптиной пустыни, но он пробыл на этом послушании два дня (числился два месяца). А потом заболел и, видно, вымолил у Господа освобождение от почетного послушания.

Когда о. Ферапонта поставили жезлоносцем, он пробыл на этом послушании всего день. Предлагали ему и иные послушания, являющиеся ступеньками к диаконскому и священническому сану. Но инок ответил: «Недостоин войти в алтарь».

Родным для о. Василия и о. Ферапонта был Оптинский скит с его особо строгим древним уставом. Отец Василий еще в иночестве подавал прошение с просьбой перевести его в скит, но видно не было воли Божией на то, а о. Ферапонт, хотя и числился монастырским иноком, чаще бывал на службах в скиту и здесь нередко читал Псалтирь. Особенно он любил скитскую полунощницу, начинавшуюся в два часа ночи. Душа его тяготела к этим уединенным ночным службам, и в час, когда спит земля, не спят монахи и молят Господа о всех недугующих, скорбящих и обремененных.

Что же касается древнего монашеского правила «избегать женщин», то в условиях современных монастырей, окормляющих множество паломниц, оно, похоже, неисполнимо. И все же порог кельи отца Василия не переступала ни одна женщина — даже монастырская уборщица: он предпочитал убираться сам. А с о. Ферапонтом было такое искушение. Однажды его поставили на вахту у Святых ворот, велев следить, чтобы в монастырь не входили посетительницы, одетые неподобающе, и выдавать им в таких случаях рабочие халаты и платки. И тут-то обнаружилось, что о. Ферапонт не видит женщин и даже не понимает, а кто в чем одет. Комендантом монастыря был тогда горячий кавказец, и слышали, как он распекал о. Ферапонта: «Ты что — не видишь? Да ты обязан каждую сперва разглядеть!» А инок Ферапонт лишь сокрушенно каялся: «Прости, отец, я не достиг совершенства, чтобы разглядывать женщин. Я виноват! Прости, несовершенен я».

Комендант потребовал снять инока Ферапонта с этого послушания. И инок вернулся в свою келью к возлюбленному преподобному Иоанну Кассиану, повествующему о древнем роде монашества.

(Нина Павлова "Пасха Красная")
“Avoid Women and Bishops”

Monk Ferapont's favorite book was the “Scriptures” of St. John Cassian of Rome. “Here is each monk’s handbook,” he said. And the Rev. John Cassian, in particular, teaches that "the monk must in every possible way avoid women and bishops."

“Avoiding bishops” is, in modern terms, avoiding honors and dignity, for it is the bishop who ordains him to the rank. And about. Vasily with about. Ferapont were from the kind of ancient monasticism that knows only two roads from the cell: to the temple and to the coffin.

Once about. Basil was appointed dean of Optina Desert, but he stayed at this obedience for two days (two months). And then he fell ill and, apparently, pleaded with the Lord for liberation from honorable obedience.

When about. Ferapont was appointed a baton, he stayed at this obedience all day. They also offered him other obediences, which are steps to the deacon and priestly orders. But the monk replied: "Not worthy to enter the altar."

Native to Fr. Vasily and about. Ferapont was an Optina monastery with its particularly strict ancient charter. Father Vasily, even in monasticism, filed a petition asking him to be transferred to the monastery, but God’s will was not evident, but Fr. Ferapont, although he was considered a monastic monk, often visited services in the monastery and here he often read the Psalter. He especially loved the skitsky midnight, starting at two in the morning. His soul gravitated to these solitary night services, and at the hour when the earth was asleep, the monks did not sleep and pray to the Lord for all those who are not ill, grieving and burdened.

As for the ancient monastic rule of “avoid women,” in modern monasteries that feed many pilgrims, it seems to be impracticable. Nevertheless, not a single woman crossed the threshold of Father Basil’s cell - not even the monastery cleaner: he preferred to clean himself. And with about. Ferapont was such a temptation. Once he was put on a watch at the Holy Gates, ordering to make sure that visitors not dressed inappropriately entered the monastery and to give them in such cases work robes and shawls. And then it turned out that Fr. Ferapont does not see women and does not even understand who is dressed in what. The commandant of the monastery was then a hot Caucasian, and they heard how he crucified Fr. Feraponta: “Can’t you see? Yes, you must look at each one first! ”And the monk Ferapont only repentedly repented:“ Forgive me, father, I have not reached perfection to look at women. It's my fault! Sorry, I'm imperfect. ”

The commandant demanded that the monk Ferapont be removed from this obedience. And the monk returned to his cell to his beloved Rev. John Cassian, who narrates about the ancient race of monasticism.

(Nina Pavlova "Easter Red")
У записи 7 лайков,
0 репостов,
191 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Вероника Вовденко

Понравилось следующим людям