В эпоху Аристотеля в Афинах насчитывалось, как минимум, восемь крупных банков. Из дошедших до нас документов античной Греции нам известен и первый банковский кризис в истории человечества.
Современный термин «экономика» пришел к нам из Древней Греции. Но уже знаменитый Аристотель, родившийся 24 века назад, отличал «экономику», науку о хозяйстве, от «хрематистики» – так античный мыслитель назвал науку о накоплении денег и извлечении прибыли. Тех же, кто применял «хрематистику» на практике, в античном мире называли «трапезитами» – от греческого слова trаpeza, то есть стол. Изначально это был располагавшийся на городском рынке стол менялы, промышлявшего обменом монет разных городов и стран. Постепенно, по мере развития античной экономики и усложнения торговых связей, менялы-«трапезиты» превратились в настоящих банкиров античности.
Высокий уровень культуры и социума Древней Греции общеизвестен. Не менее впечатляет и развитие античной экономики, включая международную коммерцию. Например, в эпоху Аристотеля только Афины ежегодно закупали на берегах Черного моря 1 млн пудов пшеницы. Историки насчитывают 1136 древнегреческих городов-«полисов», чеканивших собственную монету и участвовавших в международной торговле.
Столь развитая экономика не могла обойтись без искусного банковского дела. В эпоху Аристотеля в Афинах насчитывалось как минимум восемь крупных банков, выросших из деятельности менял-«трапезитов». Это были уже настоящие кредитные учреждения, с системой филиалов, налаженным финансовым учетом и развитыми связями по всем берегам Черного и Средиземного морей. Историкам известно 24 имени профессиональных банкиров‑«трапезитов», работавших в Афинах в IV веке до н. э. Например, погибший на войне с персами банкир Гермиос, друг Платона и Аристотеля. Наиболее богатым среди афинских банкиров считался бывший раб финикиец Пасион. Карьеру банкира он начал невольником в порту Афин в «офисе», принадлежавшем известному «трапезиту» Архестрату.
В ту эпоху финансовая деятельность особенно зависела от личных качеств и связей, поэтому оборотистый Пасион в 395 году до н. э. сумел выкупить себя из рабства и открыть собственный «банк». Именно он смог наладить безналичные расчеты Афин с городами Причерноморья, избавив купцов от необходимости перевозить крупные суммы наличной монеты.
Пасион принимал вклады под 10% годовых и выдавал кредиты. Обычные кредиты, для личных нужд и торговли внутри Греции, выдавались им под 12%. Так называемые «морские займы» для международной торговли в связи с высоким риском и не менее высокой прибыльностью выдавались Пасионом индивидуально под 30–40%.
Спустя 19 лет после выкупа из рабства Пасион, ставший богатейшим банкиром Афин, купил себе афинское гражданство. Звание полноправного гражданина требовалось ему для расширения финансовой деятельности – по античным законам только гражданин мог приобретать заложенную в ипотеку недвижимость. К концу жизни банкира Пасиона пятая часть выданных им кредитов была обеспечена ипотекой.
Когда Пасион умер в 371 году до н. э., активы его «банка», имевшего уже множество филиалов, оценивались в 60 талантов золота – почти тонну драгоценного металла! Это была огромная по тем временам сумма – принадлежавшая Пасиону мастерская по производству щитов и доспехов, в которой трудилась сотня рабов (для нашей эпохи сравнимо с крупным промышленным производством), оценивалась в 10 раз дешевле.
Из дошедших до нас документов античной Греции нам известен и первый банковский кризис в истории человечества. В 377–371 гг. до н. э. в Афинах и окрестностях «лопнуло» несколько крупных банков. По этой причине роль государственных банков в античной Греции предпочитали доверять храмам – свободные деньги городов‑«полисов» центральной Греции хранились в храме Аполлона в Дельфах (на фото), а казна греческих городов Малой Азии – в храме Артемиды в Эфесе. Храмы-«банки» хранили деньги в пронумерованных глиняных амфорах под строгим учетом. Один священник заведовал ключами от подвалов с денежными горшками, другой – ключами от помещения, в котором хранились учетные документы на папирусе. Ключи обмену не подлежали, а храмовые вклады не использовались в частной коммерции, играя роль государственного резервного фонда.
Современный термин «экономика» пришел к нам из Древней Греции. Но уже знаменитый Аристотель, родившийся 24 века назад, отличал «экономику», науку о хозяйстве, от «хрематистики» – так античный мыслитель назвал науку о накоплении денег и извлечении прибыли. Тех же, кто применял «хрематистику» на практике, в античном мире называли «трапезитами» – от греческого слова trаpeza, то есть стол. Изначально это был располагавшийся на городском рынке стол менялы, промышлявшего обменом монет разных городов и стран. Постепенно, по мере развития античной экономики и усложнения торговых связей, менялы-«трапезиты» превратились в настоящих банкиров античности.
Высокий уровень культуры и социума Древней Греции общеизвестен. Не менее впечатляет и развитие античной экономики, включая международную коммерцию. Например, в эпоху Аристотеля только Афины ежегодно закупали на берегах Черного моря 1 млн пудов пшеницы. Историки насчитывают 1136 древнегреческих городов-«полисов», чеканивших собственную монету и участвовавших в международной торговле.
Столь развитая экономика не могла обойтись без искусного банковского дела. В эпоху Аристотеля в Афинах насчитывалось как минимум восемь крупных банков, выросших из деятельности менял-«трапезитов». Это были уже настоящие кредитные учреждения, с системой филиалов, налаженным финансовым учетом и развитыми связями по всем берегам Черного и Средиземного морей. Историкам известно 24 имени профессиональных банкиров‑«трапезитов», работавших в Афинах в IV веке до н. э. Например, погибший на войне с персами банкир Гермиос, друг Платона и Аристотеля. Наиболее богатым среди афинских банкиров считался бывший раб финикиец Пасион. Карьеру банкира он начал невольником в порту Афин в «офисе», принадлежавшем известному «трапезиту» Архестрату.
В ту эпоху финансовая деятельность особенно зависела от личных качеств и связей, поэтому оборотистый Пасион в 395 году до н. э. сумел выкупить себя из рабства и открыть собственный «банк». Именно он смог наладить безналичные расчеты Афин с городами Причерноморья, избавив купцов от необходимости перевозить крупные суммы наличной монеты.
Пасион принимал вклады под 10% годовых и выдавал кредиты. Обычные кредиты, для личных нужд и торговли внутри Греции, выдавались им под 12%. Так называемые «морские займы» для международной торговли в связи с высоким риском и не менее высокой прибыльностью выдавались Пасионом индивидуально под 30–40%.
Спустя 19 лет после выкупа из рабства Пасион, ставший богатейшим банкиром Афин, купил себе афинское гражданство. Звание полноправного гражданина требовалось ему для расширения финансовой деятельности – по античным законам только гражданин мог приобретать заложенную в ипотеку недвижимость. К концу жизни банкира Пасиона пятая часть выданных им кредитов была обеспечена ипотекой.
Когда Пасион умер в 371 году до н. э., активы его «банка», имевшего уже множество филиалов, оценивались в 60 талантов золота – почти тонну драгоценного металла! Это была огромная по тем временам сумма – принадлежавшая Пасиону мастерская по производству щитов и доспехов, в которой трудилась сотня рабов (для нашей эпохи сравнимо с крупным промышленным производством), оценивалась в 10 раз дешевле.
Из дошедших до нас документов античной Греции нам известен и первый банковский кризис в истории человечества. В 377–371 гг. до н. э. в Афинах и окрестностях «лопнуло» несколько крупных банков. По этой причине роль государственных банков в античной Греции предпочитали доверять храмам – свободные деньги городов‑«полисов» центральной Греции хранились в храме Аполлона в Дельфах (на фото), а казна греческих городов Малой Азии – в храме Артемиды в Эфесе. Храмы-«банки» хранили деньги в пронумерованных глиняных амфорах под строгим учетом. Один священник заведовал ключами от подвалов с денежными горшками, другой – ключами от помещения, в котором хранились учетные документы на папирусе. Ключи обмену не подлежали, а храмовые вклады не использовались в частной коммерции, играя роль государственного резервного фонда.
In the era of Aristotle, Athens had at least eight large banks. From the documents of ancient Greece that have come down to us, we also know the first banking crisis in the history of mankind.
The modern term "economics" came to us from Ancient Greece. But already the famous Aristotle, born 24 centuries ago, distinguished "economics", the science of economy, from "chrematistics" - this is how the ancient thinker called the science of accumulating money and making profit. Those who applied "chrematistics" in practice were called "meals" in the ancient world - from the Greek word trаpeza, that is, table. Initially, it was a money changer's desk located in the city market, who traded in the exchange of coins from different cities and countries. Gradually, with the development of the ancient economy and the complication of trade relations, the money-changers-"meals" turned into real bankers of antiquity.
The high level of culture and society of Ancient Greece is well known. The development of the ancient economy, including international commerce, is no less impressive. For example, in the era of Aristotle, Athens alone annually bought 1 million poods of wheat on the shores of the Black Sea. Historians have counted 1,136 ancient Greek cities, "policies" that minted their own coins and participated in international trade.
Such a developed economy could not do without skillful banking. In the era of Aristotle, there were at least eight large banks in Athens, which grew out of the activities of money changers - "meals". These were already real credit institutions, with a system of branches, well-established financial accounting and developed connections along all the shores of the Black and Mediterranean Seas. Historians know 24 names of professional bankers-"trapezites" who worked in Athens in the IV century BC. e. For example, the banker Hermios, who was killed in the war with the Persians, a friend of Plato and Aristotle. The richest among the Athenian bankers was the former Phoenician slave Pasion. He began his banking career as a slave in the port of Athens in an "office" owned by the famous "meal" Archestrat.
In that era, financial activity was especially dependent on personal qualities and connections, so the resourceful Pasion in 395 BC. e. managed to redeem himself from slavery and open his own "bank". It was he who was able to establish non-cash settlements of Athens with the cities of the Black Sea region, saving merchants from the need to transport large amounts of cash coins.
Pasion accepted deposits at 10% per annum and issued loans. Ordinary loans for personal needs and trade within Greece were issued to them at 12%. The so-called "sea loans" for international trade due to high risk and no less high profitability were issued by Pasion individually at 30-40%.
19 years after his redemption from slavery, Pasion, who became the richest banker in Athens, bought himself Athenian citizenship. The title of a full-fledged citizen was required for him to expand his financial activities - according to ancient laws, only a citizen could acquire real estate pledged into a mortgage. By the end of the life of the banker Pasion, a fifth of the loans he had issued were secured by mortgages.
When Pasion died in 371 BC. e., the assets of his "bank", which already had many branches, were estimated at 60 talents of gold - almost a ton of precious metal! This was a huge sum for those times - the workshop for the production of shields and armor, which belonged to Pasion, in which a hundred slaves worked (for our era, comparable to large industrial production), was estimated at 10 times cheaper.
From the documents of ancient Greece that have come down to us, we also know the first banking crisis in the history of mankind. In 377-371. BC e. in Athens and the surrounding area, several large banks "burst". For this reason, the role of state banks in ancient Greece was preferred to be trusted by temples - the free money of the cities-"policies" of central Greece was kept in the temple of Apollo in Delphi (pictured), and the treasury of the Greek cities of Asia Minor - in the temple of Artemis in Ephesus. Temples-"banks" kept money in numbered clay amphoras under strict accounting. One priest was in charge of the keys to the cellars with money pots, the other - the keys to the room in which the accounting documents were kept on papyrus. Keys were not exchangeable, and temple deposits were not used in private commerce, acting as a government reserve fund.
The modern term "economics" came to us from Ancient Greece. But already the famous Aristotle, born 24 centuries ago, distinguished "economics", the science of economy, from "chrematistics" - this is how the ancient thinker called the science of accumulating money and making profit. Those who applied "chrematistics" in practice were called "meals" in the ancient world - from the Greek word trаpeza, that is, table. Initially, it was a money changer's desk located in the city market, who traded in the exchange of coins from different cities and countries. Gradually, with the development of the ancient economy and the complication of trade relations, the money-changers-"meals" turned into real bankers of antiquity.
The high level of culture and society of Ancient Greece is well known. The development of the ancient economy, including international commerce, is no less impressive. For example, in the era of Aristotle, Athens alone annually bought 1 million poods of wheat on the shores of the Black Sea. Historians have counted 1,136 ancient Greek cities, "policies" that minted their own coins and participated in international trade.
Such a developed economy could not do without skillful banking. In the era of Aristotle, there were at least eight large banks in Athens, which grew out of the activities of money changers - "meals". These were already real credit institutions, with a system of branches, well-established financial accounting and developed connections along all the shores of the Black and Mediterranean Seas. Historians know 24 names of professional bankers-"trapezites" who worked in Athens in the IV century BC. e. For example, the banker Hermios, who was killed in the war with the Persians, a friend of Plato and Aristotle. The richest among the Athenian bankers was the former Phoenician slave Pasion. He began his banking career as a slave in the port of Athens in an "office" owned by the famous "meal" Archestrat.
In that era, financial activity was especially dependent on personal qualities and connections, so the resourceful Pasion in 395 BC. e. managed to redeem himself from slavery and open his own "bank". It was he who was able to establish non-cash settlements of Athens with the cities of the Black Sea region, saving merchants from the need to transport large amounts of cash coins.
Pasion accepted deposits at 10% per annum and issued loans. Ordinary loans for personal needs and trade within Greece were issued to them at 12%. The so-called "sea loans" for international trade due to high risk and no less high profitability were issued by Pasion individually at 30-40%.
19 years after his redemption from slavery, Pasion, who became the richest banker in Athens, bought himself Athenian citizenship. The title of a full-fledged citizen was required for him to expand his financial activities - according to ancient laws, only a citizen could acquire real estate pledged into a mortgage. By the end of the life of the banker Pasion, a fifth of the loans he had issued were secured by mortgages.
When Pasion died in 371 BC. e., the assets of his "bank", which already had many branches, were estimated at 60 talents of gold - almost a ton of precious metal! This was a huge sum for those times - the workshop for the production of shields and armor, which belonged to Pasion, in which a hundred slaves worked (for our era, comparable to large industrial production), was estimated at 10 times cheaper.
From the documents of ancient Greece that have come down to us, we also know the first banking crisis in the history of mankind. In 377-371. BC e. in Athens and the surrounding area, several large banks "burst". For this reason, the role of state banks in ancient Greece was preferred to be trusted by temples - the free money of the cities-"policies" of central Greece was kept in the temple of Apollo in Delphi (pictured), and the treasury of the Greek cities of Asia Minor - in the temple of Artemis in Ephesus. Temples-"banks" kept money in numbered clay amphoras under strict accounting. One priest was in charge of the keys to the cellars with money pots, the other - the keys to the room in which the accounting documents were kept on papyrus. Keys were not exchangeable, and temple deposits were not used in private commerce, acting as a government reserve fund.
У записи 23 лайков,
11 репостов,
2372 просмотров.
11 репостов,
2372 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Козырев