у Ивана Грозного было пять сыновей и три...

 у Ивана Грозного было пять сыновей и три дочери. Все девочки умерли во младенчестве, а из мальчиков только двое дожили до взрослого возраста — Иван Иванович и Фёдор I Иоаннович. Именно царевич Иван Иванович был первым претендентом на трон после Ивана Грозного. Царевич Иван был старше своего брата на три года. К тому же царевич Фёдор не годился для державной власти, поскольку был слаб не только здоровьем, но и умом.

Дожив до 27 лет, Иван Иоаннович особой государственной роли не выполнял, хотя известно, что его рассматривали как претендента на польскую корону. С самой юности он сопровождал своего отца в военных мероприятиях. Имел посредственное участие в княжении: принимал послов, решал второстепенные споры между боярами, наблюдал за казнями. Женился юноша, как было тогда принято, рано — в 17 лет. За десять лет женат был трижды. Из сохранившихся записей дьяка Ивана Тимофеева известно, что и первая, и вторая жёны царевича попадали в немилость к Ивану Грозному, отчего были пострижены и отправлены в монастырь. Попадали женщины в немилость из-за того, что не беременели. В год смерти Иоанна Иоанновича его третья жена как раз была беременна первенцем. Но выносить ребёнка не смогла.

До недавнего времени версия об убийстве собственного сына Иваном Грозным считалась самой убедительной. Правда, достоверных доказательств этому нет.

Версия первая.

Во многом историки доверились дипломату Антонио Поссевино, который после посещения Москвы написал «Исторические сочинения о России». Папский легат Антонио Поссевино был современником Ивана Грозного, и в 1582 году он по разрешению царя проводил диспуты о вере в Москве. Когда же царь узнал содержание проповедей, он чуть было не убил оратора. Многие историки считают, что события, описанные Поссевино, имеют не столько исторические факты, сколько сплетни, собранные по всем царским палатам. То, что касаемо смерти царевича, описано им так. Ссора между Иваном Грозным и его сыном случилась из-за жены молодого Ивана, который собирался стать отцом в первый раз. Елена находилась в своих покоях и оттого была одета в нижнее платье. Неожиданно её решил навестить свёкор, которому не понравился внешний вид снохи. Имея крутой нрав, царь сначала ударил, а после и вовсе избил бедную женщину. Именно в этот момент подоспел его сын, который начал укорять отца за такое поведение, чем привёл самодержца в ещё большую ярость. Царь своим посохом нанёс сыну несколько ударов в голову. Поняв, что сотворил злодеяния, Грозный охладил свой пыл и вызвал докторов. Но царевич умер на пятый день, а у его жены случился выкидыш. Похоронили Иоанна Иоанновича при глубокой скорби.

 Версия вторая

Царственная семья многие десятилетия была подвержена отравлениям. В средневековье это был очень распространённый и эффективный способ устранения нежелательных конкурентов.   Сомнения в исторических данных появились у академика Николая Петровича Лихачёва. Он изучил всевозможные документы и в 1903 году сделал заключение, что царевич умер от болезни.   Руководствуясь желанием узнать истину, в 1963 году советские учёные вскрыли гробницы царственных особ: Ивана Грозного и двух его взрослых сыновей. Были проведены криминалистические экспертизы, которые показали, что содержание ртути, мышьяка и свинца в останках многократно превышает все допустимые нормы. Из этого можно сделать вывод, что царевич был отравлен. Факт отравления никак не отклоняет вероятность ссоры с отцом. Но полностью опровергает вероятность убийства.

Картина Репина. Это как раз тот случай, когда искусство сделало больше, чем историческая действительность, навязав мнение художника общественным массам. Картина, которую написал Репин через 300 лет после драматических событий, стала очень известной. Несмотря на то, что с самого начала картина подверглась большой критике и цензуре, вызвала недовольство императора, была запрещена для общественного показа, она многим деятелям искусства пришлась по вкусу. Последний раз эту спорную живопись активисты хотели убрать из постоянной экспозиции в 2013 году, они с этой просьбой обращались к министру культуры. Но руководство Третьяковской галереи на это не пошло. Картина продолжает выставляться, вводя в заблуждение многочисленных посетителей.
Ivan the Terrible had five sons and three daughters. All the girls died in infancy, and of the boys, only two survived to adulthood - Ivan Ivanovich and Fyodor I Ioannovich. It was Tsarevich Ivan Ivanovich who was the first contender for the throne after Ivan the Terrible. Tsarevich Ivan was three years older than his brother. In addition, Tsarevich Fyodor was not suitable for sovereign power, since he was weak not only in health, but also in mind.

Having lived to the age of 27, Ivan Ivanovich did not fulfill a special state role, although it is known that he was considered a contender for the Polish crown. From his very youth, he accompanied his father in military events. He had a mediocre participation in the reign: he received ambassadors, resolved minor disputes between boyars, watched executions. The young man married, as was then customary, early - at the age of 17. For ten years he was married three times. From the surviving records of clerk Ivan Timofeev, it is known that both the first and second wives of the tsarevich fell out of favor with Ivan the Terrible, which is why they were tonsured and sent to a monastery. Women fell out of favor for not getting pregnant. In the year of the death of John Ioannovich, his third wife was just pregnant with their first child. But she could not bear the child.

Until recently, the version about the murder of his own son by Ivan the Terrible was considered the most convincing. True, there is no reliable evidence of this.

Version one.

In many respects, historians trusted the diplomat Antonio Possevino, who, after visiting Moscow, wrote "Historical Works on Russia." The papal legate Antonio Possevino was a contemporary of Ivan the Terrible, and in 1582, with the Tsar's permission, he held disputes about faith in Moscow. When the king learned the content of the sermons, he almost killed the speaker. Many historians believe that the events described by Possevino have not so much historical facts as gossip collected from all the royal chambers. What with regards to the death of the prince was described by him as follows. The quarrel between Ivan the Terrible and his son happened because of the wife of young Ivan, who was going to become a father for the first time. Elena was in her chambers and therefore was dressed in an underwear. Suddenly, her father-in-law decided to visit her, who did not like the appearance of her daughter-in-law. Having a tough temper, the king first hit, and then completely beat the poor woman. It was at this moment that his son arrived in time, who began to reproach his father for such behavior, which made the autocrat even more furious. The king struck his son several blows in the head with his staff. Realizing that he had done atrocities, Grozny cooled his ardor and called doctors. But the prince died on the fifth day, and his wife had a miscarriage. They buried John Ioannovich in deep sorrow.

Second version

The royal family was exposed to poisoning for many decades. In the Middle Ages, this was a very common and effective way to eliminate unwanted competitors. Academician Nikolai Petrovich Likhachev had doubts about the historical data. He studied all sorts of documents and in 1903 concluded that the prince had died of illness. Guided by a desire to find out the truth, in 1963 Soviet scientists uncovered the tombs of royal persons: Ivan the Terrible and his two adult sons. Forensic examinations were carried out, which showed that the content of mercury, arsenic and lead in the remains many times exceeds all permissible standards. From this we can conclude that the prince was poisoned. The fact of poisoning does not in any way reject the likelihood of a quarrel with his father. But completely refutes the likelihood of murder.

Repin's painting. This is exactly the case when art has done more than historical reality, imposing the artist's opinion on the public masses. The picture, which Repin painted 300 years after the dramatic events, became very famous. Despite the fact that from the very beginning the painting was subjected to great criticism and censorship, caused the discontent of the emperor, was banned for public display, many artists liked it. The last time activists wanted to remove this controversial painting from the permanent exhibition was in 2013, they turned to the Minister of Culture with this request. But the management of the Tretyakov Gallery did not agree to this. The painting continues to be exhibited, misleading many visitors.
У записи 6 лайков,
4 репостов,
1163 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Козырев

Понравилось следующим людям