Какая суверенная правомочность нужна национально-территориальным обществам, а что...

Какая суверенная правомочность нужна национально-территориальным обществам, а что они хотели бы решать на союзнических началах в перспективе 20-30 лет, при переходе мира от глобализации однополюсного мира к многополюсной реагионализации вокруг нескольких мировых центров?

И чуть к истории.
СССР позволил обьединить в одно государство среднеазиатские народы, ранее включенные в Российскую Империю, на более мягких условиях, с лучшей правомочностью республик.
Так?
Во всех республиках СССР национальная правомочность местного населения, в конце концов выросла, по сравнению с нахождением их на правах губерний в составе Российской империи?

«Вслед за национально-освободительным восстанием 1916 года Октябрьская революция создала киргизскому народу предпосылки для возрождения собственной государственности, — говорится в указе, подписанном президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым. По словам Атамбаева, за год до свержения Временного правительства в Петрограде среди киргизов остро назрело стремление к свободе и независимости. Кульминацией этих национально-освободительных стремлений стало вооруженное восстание против царской администрации, произошедшее в июле — сентябре 1916 года. «Жестокое подавление восстания царскими карателями, многочисленные случаи кровавой расправы над мирными жителями и их вынужденное бегство на чужбину поставило народ Кыргызстана на грань выживания. В 2016 году, отметив 100-летие национально-освободительного восстания, народ Кыргызстана исполнил священный долг перед памятью предков», — говорится в указе.

В документе Алмазбека Атамбаева вооруженные выступления киргизов против царской администрации предстают как восстание угнетенных народов Киргизии и Казахстана, стремившихся добиться своего исторического права на самоопределение. В киргизской историографии период вооруженных выступлений киргизов против царской власти в 1916 году именуется «Чон Үркүн» — в переводе с киргизского «Великий исход».

«Народ, имеющий трехтысячелетнюю историю, создавший в IX-Х веках Великий Киргизский каганат, сквозь столетия пронес идею государственности. Эта идея стала основой мировоззрения киргизов, составляет главное содержание эпоса „Манас“ и всего духовного наследия народа. Из поколения в поколение передавалась заветная мечта о независимости. „Үркүн“ закончился разгромом восставших и казнями руководителей вооруженных выступлений. Согласно архивным данным, самые драматичные события и наибольшие человеческие жертвы во время „Үркүна“ относятся к осеннему периоду 1916 года», — говорится в указе Атамбаева.

Исторические данные говорят, что в этот период — с октября по ноябрь 1916 года чрезвычайная российская военная администрация регулировала исполнение смертных приговоров зачинщикам мятежа. Как отмечает Атамбаев, более реальной катастрофой для киргизов стала массовая депортация из очагов восстания — Пишпекского (ныне Бишкекского) и Пржевальского (ныне Иссык-Кульского) районов Киргизии. Согласно распоряжению командующего российским гарнизоном в Туркестане генерала Алексея Куропаткина, к депортации приговаривалось более 100 тысяч киргизов.

«Остановить трагедию удалось благодаря вмешательству прогрессивных сил самой России, — говорится в указе Алмазбека Атамбаева. — Возглавляемая Александром Федоровичем Керенским комиссия депутатов Государственной Думы впервые открыто осудила преступления царских властей. А после Февральской революции 1917 года при Временном правительстве России были разработаны и начали осуществляться меры по возвращению беженцев на историческую родину. Затем эту работу продолжила Советская власть во главе с Владимиром Ильичом Лениным. В советский период киргизская государственность прошла несколько этапов развития. С созданием автономной области и автономной республики были определены территория и границы, учреждены институты и атрибуты государственности. Образование затем Киргизской ССР в статусе союзной республики в составе СССР стало определяющим фактором, открывшим дорогу к обретению в 1991 году независимости Киргизской Республики. Признание достижений этого периода сформировало в целом позитивное отношение народа Кыргызстана к Великой Октябрьской Социалистической революции».

Чем же было в истории Киргизии историческое событие лета-осени 1916 года, ныне известное в стране как «Восстание»? Архивные данные, в том числе и советского времени, показывают: на самом деле это был антирусский мятеж пантюркистской направленности, объявленный как восстание против царской администрации с целью создания в российском Туркестане мусульманского государства. Мятеж перерос в массовую резню.

Когда в прошлом году в Киргизии восстание 1916 года отмечали как национальный праздник, российский военный историк Андрей Ганинопределил «праздничные события» как торжества в честь геноцида русских. В своей статье, опубликованной в «Российской газете» в июле 2016 года, Ганин представляет действия восставших против царской администрации тюрок как убийство каждого русского, который попадался восставшим на пути. «Первоначально киргизы уничтожали только сопротивлявшихся, однако вскоре стали уничтожать русских вообще. Свое выступление они воспринимали как священную войну против „кяфиров“ (неверных). Моральных ограничений не существовало». Был разорен Иссык-Кульский монастырь. Среди убитых — семь монахов и послушников. «Священник И. Роик был уведен в горы и убит за несогласие принять ислам, его жена и дочь изнасилованы. Дикая расправа произошла 13 августа с 9 до 11 часов утра с беззащитными учащимися Пржевальской сельскохозяйственной школы, подвергшейся нападению кочевников. Кроме служащих школы там собрались жители села Высокого; большинство из них было перебито самым жестоким образом, а часть молодых женщин и девушек уведена в плен. Были убиты управляющий школой, учителя, эконом и четыре ученика. Как сообщал свидетель И.А. Поцелуев, „мне рассказывали несколько случаев очевидцы, что дунгане девочек-подростков разрывали на две части, наступив на одну ногу, за другую тянут кверху, пока жертва не разделится на две половины“». В селе Иваницком был убит пржевальский участковый врач Левин, вырезана партия инженера Васильева, учителя и члены их семей. «Начальник Туркестанского управления земледелия и государственных имуществ телеграфировал министру 18 августа 1916 года: «Получены сведения гибели технической партии железной дороги или нашего министерства численностью сорок человек. По всем данным число жертв весьма значительно».

«Перед убийством своих жертв киргизами практиковались различные истязания — отрубание русским мужчинам половых органов, женщинам — грудей; отрезание ушей, выкалывание глаз», — пишет в своей статье Андрей Ганин.

Не менее красноречивы свидетельства священника Туркестанской епархии Евстафия Малаховского, служившего в годы мятежа в Лепсинском уезде Семиреченской области (ныне окрестности Алма-Аты). 10 августа 1916 года «киргизы одновременно (значит, у них был заговор) напали на беззащитные русские селения всего уезда, угнали скот, который был на пастбище (село Покровское потеряло около 15 тысяч голов скота), и начали избивать работавших на полях; в селе Преображенском, по словам местного священника, убито в поле около 200 человек. 11 августа они напали на селения, начали избивать жителей и жечь дома… В 9 часов утра 11 августа, когда киргизы от города были в 9 верстах, а дунгане (китайцы-мусульмане, поселившиеся в Туркестане с 1883 года) в 4 верстах, я приказал ударить в соборный колокол в набат. Весь народ прибежал на соборную площадь с ружьями, вилами, кольями и прочим вооружением; стали молиться Богу, я исповедовал, причащал, готовились к смерти… Так как мы не могли защищать город, поэтому город оставили без защиты, а сами пять дней спасались в казармах. Вокруг казарм сделали баррикады из телег, женщины и дети находились в казармах, а мужчины с пиками и вилами у баррикад. Вокруг города пылали зарева — это горели церкви и села. Никогда не забуду ночь с 14-го на 15 августа, когда мы услали отряд… спасать Покровское, а сами остались с семью винтовками; киргизы в эту ночь уже начали поджигать окраины города. Какая была паника в казармах! Пощады русским не было: их резали, избивали, не щадя ни женщин, ни детей. Отрезали головы, уши, носы, детей разрывали пополам, натыкали их на пики, женщин насиловали, даже девочек, молодых женщин и девушек уводили в плен».

Поскольку в Российской империи Киргизия и Казахстан входили в одно админстративное образование — Туркестанскую губернию, пантюркистский киргизский мятеж в 1916 году перекинулся на казахов. Впрочем, официальная Астана оспаривает у Бишкека первенство на то, с чьей территории начались выступления. Согласно одной из официальных казахстанских версий, «общетюркская революция» в Средней Азии началась 11 июля 1916 года возле Верного (Алма-Ата), когда на летнем пастбище рода Каркара обсуждали царский указ о мобилизации боеспособного мужского населения Туркестана на тыловые работы, на театр военных действий Первой мировой войны.

До 1914 года население Центральной Азии призывалось в царскую армию только добровольно, встречая неодобрение местной знати, которая считала, что молодые казахи и киргизы в военной среде «обрусеют» (пример — офицер инженерных войск Абдурахман Кунанбаев, сын великого казахского поэта Абая Кунанбаева). Поэтому на совете старейшин возле Верного в 1916 году было решено бойкотировать царское распоряжение. ««Пусть лучше погибнут старики, чем погибнут дети», — так решили аксакалы"
What sovereign competence is needed for national-territorial societies, and what would they like to decide on an allied basis in the future 20-30 years, during the transition of the world from globalization of a unipolar world to multipolar reionalization around several world centers?

And a little to history.
The USSR made it possible to unite into one state the Central Asian peoples, previously included in the Russian Empire, on softer conditions, with better jurisdiction of the republics.
So?
In all the republics of the USSR, the national competence of the local population, in the end, increased, compared with finding them on the rights of provinces in the Russian Empire?

“Following the national liberation uprising of 1916, the October Revolution created the preconditions for the Kyrgyz people to revive their own statehood,” reads the decree signed by Kyrgyz President Almazbek Atambayev. According to Atambayev, a year before the overthrow of the Provisional Government in Petrograd, a striving for freedom and independence was acutely ripe among the Kyrgyz. The culmination of these national liberation aspirations was the armed uprising against the tsarist administration, which took place in July-September 1916. “The brutal suppression of the uprising by the tsarist punishers, numerous cases of bloody massacre of civilians and their forced flight to a foreign land put the people of Kyrgyzstan on the brink of survival. In 2016, marking the 100th anniversary of the national liberation uprising, the people of Kyrgyzstan fulfilled their sacred duty to the memory of their ancestors, ”the decree says.

In the document of Almazbek Atambayev, the armed actions of the Kirghiz against the tsarist administration appear as an uprising of the oppressed peoples of Kyrgyzstan and Kazakhstan, striving to achieve their historical right to self-determination. In Kyrgyz historiography, the period of the Kirghiz armed uprisings against the tsarist power in 1916 is called "Chon Orkun" - translated from Kyrgyz "Great Exodus".

“The people with three thousand years of history, who created the Great Kyrgyz Kaganate in the 9th-10th centuries, carried the idea of ​​statehood through the centuries. This idea became the basis of the Kirghiz worldview, it is the main content of the Manas epic and the entire spiritual heritage of the people. The cherished dream of independence has been passed down from generation to generation. "Orkun" ended with the defeat of the rebels and the executions of the leaders of the armed uprisings. According to the archival data, the most dramatic events and the greatest human casualties during the "Orkun" date back to the autumn period of 1916, "Atambayev's decree says.

Historical records show that during this period - from October to November 1916, the Russian emergency military administration regulated the execution of death sentences on the instigators of the mutiny. As Atambayev notes, a more real catastrophe for the Kyrgyz was the mass deportation from the centers of the uprising - the Pishpek (now Bishkek) and Przhevalsky (now Issyk-Kul) regions of Kyrgyzstan. According to the order of the commander of the Russian garrison in Turkestan, General Alexei Kuropatkin, more than 100 thousand Kirghiz were sentenced to deportation.

“The tragedy was stopped thanks to the intervention of the progressive forces of Russia itself,” says Almazbek Atambayev's decree. - The Commission of State Duma Deputies headed by Alexander Fedorovich Kerensky for the first time openly condemned the crimes of the tsarist authorities. And after the February Revolution of 1917, under the Provisional Government of Russia, measures were developed and began to be implemented to return refugees to their historical homeland. Then this work was continued by the Soviet government headed by Vladimir Ilyich Lenin. During the Soviet period, the Kyrgyz statehood went through several stages of development. With the creation of an autonomous region and an autonomous republic, the territory and borders were determined, institutions and attributes of statehood were established. The formation of the Kyrgyz SSR later in the status of a union republic within the USSR became a determining factor that opened the way to the independence of the Kyrgyz Republic in 1991. Recognition of the achievements of this period has formed a generally positive attitude of the people of Kyrgyzstan towards the Great October Socialist Revolution ”.

What was the historical event of the summer-autumn of 1916, now known in the country as the “Uprising” in the history of Kyrgyzstan? Archival data, including those of the Soviet era, show: in fact, it was an anti-Russian rebellion of a pan-Turkist orientation, declared as an uprising against the tsarist administration with the aim of creating a Muslim state in Russian Turkestan. The mutiny escalated into a massacre.

When the 1916 uprising was celebrated as a national holiday in Kyrgyzstan last year, Russian military historian Andrei Ganin defined the "holiday events" as celebrations in honor of the Russian genocide. In his article published in Rossiyskaya Gazeta in July 2016, Ganin portrays the actions of the rebels against the tsarist administration of the Turks as killing every Russian that the rebels came across. "Originally Ki
У записи 9 лайков,
9 репостов,
2213 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Козырев

Понравилось следующим людям