Противоречие между производительными силами и производственными отношениями по Карлу Марксу
Карл Маркс в предисловии к своему сочинению «К критике политической экономии» изложил свой подход к анализу исторических событий:
«Общий результат, к которому я пришёл и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом.
В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались.
Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.
С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.
При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.
Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию.
Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями.
Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.
Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».
Карл Маркс, К критике политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 13, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 8.
Источник: http://vikent.ru/enc/1008/
Карл Маркс в предисловии к своему сочинению «К критике политической экономии» изложил свой подход к анализу исторических событий:
«Общий результат, к которому я пришёл и который послужил затем руководящей нитью в моих дальнейших исследованиях, может быть кратко сформулирован следующим образом.
В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил.
Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.
Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.
Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались.
Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции.
С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке.
При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче – от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.
Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по её сознанию.
Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями.
Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.
Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия её решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».
Карл Маркс, К критике политической экономии / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 13, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 8.
Источник: http://vikent.ru/enc/1008/
Contradiction between productive forces and production relations according to Karl Marx
Karl Marx, in the preface to his essay Towards a Critique of Political Economy, outlined his approach to the analysis of historical events:
“The general result that I arrived at and which then served as a guiding thread in my further research can be briefly formulated as follows.
In the social production of their lives, people enter into certain, necessary, independent relations - relations of production that correspond to a certain stage of development of their material productive forces.
The totality of these relations of production constitutes the economic structure of society, the real basis on which the legal and political superstructure rises and to which certain forms of social consciousness correspond.
The mode of production of material life determines the social, political and spiritual processes of life in general.
It is not the consciousness of people that determines their being, but, on the contrary, their social being determines their consciousness.
At a certain stage of their development, the material productive forces of society come into conflict with the existing relations of production, or - which is only a legal expression of the latter - with the property relations, within which they have developed so far.
From forms of development of the productive forces, these relations turn into their fetters. Then the era of social revolution begins.
With the change in the economic basis, a revolution takes place more or less quickly in the entire enormous superstructure.
When considering such upheavals, it is always necessary to distinguish a material, with natural-scientific precision, a revolution in the economic conditions of production from legal, political, religious, artistic or philosophical, in short, from ideological forms in which people are aware of this conflict and are fighting for its resolution.
Just as an individual cannot be judged on the basis of what he thinks of himself, just as one cannot judge such an era of revolution by its consciousness.
On the contrary, this consciousness must be explained from the contradictions of material life, from the existing conflict between social productive forces and production relations.
Not a single social formation perishes before all the productive forces have developed, for which it gives enough scope, and new higher production relations never appear before the material conditions of their existence mature in the depths of the oldest society.
Therefore, mankind always sets itself only such tasks that it can solve, since upon closer examination it always turns out that the task itself arises only when the material conditions for its solution are already present, or, at least, are in the process of becoming. "
Karl Marx, On the Critique of Political Economy / K. Marx, F. Engels, Works, Volume 13, M., "State Publishing House of Political Literature", 1961, p. 8.
Source: http://vikent.ru/enc/1008/
Karl Marx, in the preface to his essay Towards a Critique of Political Economy, outlined his approach to the analysis of historical events:
“The general result that I arrived at and which then served as a guiding thread in my further research can be briefly formulated as follows.
In the social production of their lives, people enter into certain, necessary, independent relations - relations of production that correspond to a certain stage of development of their material productive forces.
The totality of these relations of production constitutes the economic structure of society, the real basis on which the legal and political superstructure rises and to which certain forms of social consciousness correspond.
The mode of production of material life determines the social, political and spiritual processes of life in general.
It is not the consciousness of people that determines their being, but, on the contrary, their social being determines their consciousness.
At a certain stage of their development, the material productive forces of society come into conflict with the existing relations of production, or - which is only a legal expression of the latter - with the property relations, within which they have developed so far.
From forms of development of the productive forces, these relations turn into their fetters. Then the era of social revolution begins.
With the change in the economic basis, a revolution takes place more or less quickly in the entire enormous superstructure.
When considering such upheavals, it is always necessary to distinguish a material, with natural-scientific precision, a revolution in the economic conditions of production from legal, political, religious, artistic or philosophical, in short, from ideological forms in which people are aware of this conflict and are fighting for its resolution.
Just as an individual cannot be judged on the basis of what he thinks of himself, just as one cannot judge such an era of revolution by its consciousness.
On the contrary, this consciousness must be explained from the contradictions of material life, from the existing conflict between social productive forces and production relations.
Not a single social formation perishes before all the productive forces have developed, for which it gives enough scope, and new higher production relations never appear before the material conditions of their existence mature in the depths of the oldest society.
Therefore, mankind always sets itself only such tasks that it can solve, since upon closer examination it always turns out that the task itself arises only when the material conditions for its solution are already present, or, at least, are in the process of becoming. "
Karl Marx, On the Critique of Political Economy / K. Marx, F. Engels, Works, Volume 13, M., "State Publishing House of Political Literature", 1961, p. 8.
Source: http://vikent.ru/enc/1008/
У записи 5 лайков,
9 репостов,
1423 просмотров.
9 репостов,
1423 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Козырев