О связи между личными недостатками людей и их...

О связи между личными недостатками людей и их приверженностью к массовым движениям

1. Неудачники
«…Мы склонны считать, что те силы, которые оформляют наше существование, действуют на нас извне. Наши успехи и неудачи связаны в нашем сознании с тем, что происходит вокруг нас. Поэтому удовлетворенные люди считают этот мир отличным и хотят сохранить его таким, как он есть, в то время как неудовлетворенные требуют радикальных перемен. Склонность все объяснять внешними причинами остается даже тогда, когда совершенно ясно, что главное — в наших личных качествах: в наших способностях; в нашем характере, внешности и т. д. «Когда у человека что-нибудь не так, — говорит Торо, — и он не может выполнять своих функций, например, если у него болит живот... он тут же принимается за переделку... мира!». Вот почему неудачники сваливают свои неудачи на мир…
Низшие элементы народа могут оказывать заметное влияние на ход событий потому, что они абсолютно не ценят настоящего. Свои собственные жизни и все настоящее они считают непоправимо испорченными, а потому и то и другое готовы разбазарить и разрушить до основания: отсюда их безрассудство и стремление к хаосу и анархии. Они еще страстно стремятся растворить свои исковерканные и бессмысленные «я» в каком-то душеспасительном общественном спектакле — отсюда их склонность к объединенным действиям. Именно поэтому они оказываются среди первых призывников революции, массовых переселений, религиозных, расовых или шовинистических движений…»
2. Неспособные к творчеству
«…Бедность в сочетании с творческим даром, обыкновенно, свободна от чувства неудовлетворенности. Это верно в отношении и бедного кустаря, искусного в своем ремесле, и в отношении бедного писателя, художника и ученого в расцвете творческих сил. Ничто так не поддерживает нашу уверенность в себе, ничто так не укрепляет нас, как постоянное творческое напряжение: день ото дня наблюдать, как под твоими руками что-то растет и развивается. Упадок кустарного искусства в наше время является, может быть, одной из причин растущей неудовлетворенности и повышенной чувствительности к массовым движениям.
Среди людей, постоянно чувствующих себя не на месте, наиболее безнадежно неудовлетворены, а потому и наиболее беспокойны люди с неутоленным стремлением к творческой работе. Как те из них, кто безуспешно пытается писать, рисовать, сочинять музыку и т. п., так и те, кто хотя бы раз в жизни испытал вдохновение, после чего почувствовал, как иссякает творческий поток, оказываются в тисках отчаянной страсти. Ни слава, ни власть, ни богатство, никакие умопомрачительные успехи в других областях деятельности не могут утолить их жажды. Им не всегда помогает даже полная преданность «священному делу». Их жажда неутолима, и из них обычно выходят самые неистовые сторонники крайних действий в служении «священному делу…».
3. Эгоисты
«…Для крайних эгоистов особенно характерно чувство неудовлетворенно-сти. Чем человек эгоистичнее, тем острее переживает он разочарования. Именно поэтому крайние эгоисты обычно бывают наиболее убедительными поборниками самоотверженности… Самыми страстными фанатиками часто бывают эгоисты, потерявшие веру в себя из-за врожденных недостатков или вследствие внешних обстоятельств. Их эгоизм сам по себе — прекрасный инструмент: они перестают им пользоваться для своего неудачного «я» и отдаются служению какому-нибудь «священному делу». И хотя приобретенная ими вера может быть верой любви и смирения, сами они не могут быть ни любящими, ни смиренными…»
4. Склонные к ненависти
«…Откуда она берется, эта ничем не оправданная ненависть, и как объяснить ее объединяющий эффект? В ненависти выражаются отчаянные усилия пода-вить сознание нашей собственной недостаточности, никчемности, вины и других недостатков. Здесь презрение к самому себе переходит в ненависть к другим, но при этом делается все, чтобы скрыть, замаскировать этот переход. Лучшая маскировка — найти как можно больше соратников по ненависти. В этом больше чем в другом нам нужно общее согласие, и обращение в свою веру состоит, пожалуй, не в том, чтобы заразить человека нашей верой, а скорее нашим видом необоснованной ненависти. <…> Винить во всем других — это громко шуметь с целью заглушить внутренний голос собственной вины. За каждым бесстыдным словом или действием, за каждой попыткой оправдать себя, сваливая вину на других, — всегда стоит нечистая совесть. <…> Сознание своих собственных недостатков склоняет неудовлетворенных людей видеть в других недоброжелательность и низость. Презрение к себе, как бы смутно оно ни было, обостряет наше зрение в отношении недостатков других. Мы стараемся обычно открыть у других те же самые недостатки, какие скрываем в себе…»
Эрик Хоффер «Истинноверующий. Мысли о природе массовых движений»
The connection between people's personal handicaps and their adherence to mass movements

1. Losers
“... We tend to believe that the forces that shape our existence act on us from outside. Our successes and failures are connected in our minds with what is happening around us. Therefore, satisfied people think this world is great and want to keep it as it is, while dissatisfied people demand radical changes. The tendency to explain everything by external reasons remains even when it is absolutely clear that the main thing is in our personal qualities: in our abilities; in our character, appearance, etc. “When something is wrong with a person,” says Thoreau, “and he cannot perform his functions, for example, if he has a stomach ache ... he immediately starts to rework. .. the world! ". That's why losers blame their failures on the world ...
The lower elements of the people can have a noticeable influence on the course of events because they absolutely do not value the present. They consider their own lives and everything present to be irreparably spoiled, and therefore they are ready to squander and destroy to the ground: hence their recklessness and desire for chaos and anarchy. They still passionately strive to dissolve their distorted and meaningless "I" in some kind of soul-saving social performance - hence their inclination towards united actions. That is why they find themselves among the first conscripts of the revolution, mass migrations, religious, racial or chauvinist movements ... "
2. Uncreative
“... Poverty in combination with a creative gift is usually free from feelings of dissatisfaction. This is true of the poor artisan, skilled in his craft, and of the poor writer, artist and scientist in the prime of his creative powers. Nothing supports our self-confidence more, nothing strengthens us more than constant creative tension: watching from day to day how something grows and develops under your hands. The decline of handicraft art in our time is perhaps one of the reasons for the growing dissatisfaction and increased sensitivity to mass movements.
Among people who constantly feel out of place, the most hopelessly dissatisfied, and therefore the most restless are people with an unquenchable desire for creative work. As those of them who unsuccessfully try to write, draw, compose music, etc., and those who at least once in their life have experienced inspiration, after which they felt the creative flow dries up, find themselves in the grip of desperate passion. No fame, no power, no wealth, no mind-blowing success in other fields of activity can satisfy their thirst. Even complete devotion to the "sacred cause" does not always help them. Their thirst is unquenchable, and they are usually the most violent supporters of extreme actions in the service of "sacred cause ..."
3. Selfish
“… For extreme egoists, the feeling of dissatisfaction is especially characteristic. The more selfish a person is, the more acutely he experiences disappointments. That is why extreme egoists are usually the most convincing advocates of selflessness ... The most passionate fanatics are often egoists who have lost faith in themselves due to innate defects or due to external circumstances. Their selfishness in itself is a wonderful tool: they stop using it for their unsuccessful "I" and give themselves up to serving some "sacred cause." And although the faith they have acquired can be the faith of love and humility, they themselves can be neither loving nor humble ... "
4. Inclined to hate
“… Where does it come from, this unjustified hatred, and how to explain its unifying effect? Hate expresses desperate efforts to suppress the consciousness of our own inadequacy, worthlessness, guilt and other shortcomings. Here contempt for oneself turns into hatred for others, but everything is done to hide, disguise this transition. The best disguise is to find as many hate-mates as possible. In this, more than in others, we need general agreement, and conversion to our faith consists, perhaps, not in infecting a person with our faith, but rather with our kind of unfounded hatred. <...> To blame others for everything is to make loud noise in order to drown out the inner voice of one's own guilt. Behind every shameless word or action, behind every attempt to justify oneself by blaming others, there is always a bad conscience. <…> Consciousness of their own shortcomings tempts dissatisfied people to see others as ill will and meanness. Self-contempt, however vague it may be, sharpens our vision of the shortcomings of others. We usually try to reveal in others the same shortcomings that we hide in ourselves ... "
Eric Hoffer “True Believer. Thoughts on the nature of mass movements "
У записи 5 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Елена Владимирова

Понравилось следующим людям