1. ЁЛКА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ
В образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэтического.Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, это дерево с темно-зеленой колючей хвоей, неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом, не пользовалось особой любовью. Без симпатии изображалась ель (как, впрочем, и другие хвойные деревья) и в русской поэзии, и в литературе, вплоть до конца XIX века.
В русской народной культуре ель оказалась наделенной сложным комплексом символических значений, которые во многом явились следствием эмоционального ее восприятия. Внешние свойства ели и места ее произрастания, видимо, обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью). Слово «ёлс» стало одним из имен лешего, черта, нечистой силы.
Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: самоубийц зарывать между двумя елками, кладя в могилу лицом вниз. В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола.
Из ели запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник и выстилают путь похоронной процессии. Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами.
Время возникновения обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками, неизвестно, хотя упоминания о нем встречаются уже в памятниках древнерусской письменности. На православных кладбищах долгое время не принято было сажать елки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось.
Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах:
«смотреть под елку» — тяжело болеть;
«угодить под елку» — умереть;
«еловая деревня», «еловая домовина» — гроб;
«пойти или прогуляться по еловой дорожке» — умереть и др.
В настоящее время связь ели с темой самоубийства или насильственной смерти утратилась, и она превратилась в один из символов вечной памяти и вечной жизни: теперь елочки часто можно увидеть на многих русских кладбищах, в том числе и заграничных.
Считаясь «деревом смерти», ель, тем временем, в некоторых местах использовалась для изготовления оберегов, а в Ярославской губернии использовался на свадьбах , как символ вечной молодости.
Весь этот сложный и противоречивый смысловой комплекс, закрепленный за елью в русском сознании, не давал, казалось бы, оснований для возникновения ее культа — превращения ее в объект почитания. Но, тем не менее, это произошло.
Исследователи отмечают, начавшуюся с конца XIX века, возрастающую популярность ели, связанную, видимо, с тем, что ель в сознании русских крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева.
2. ПЕТРОВСКИЙ УКАЗ 1699 ГОДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
В России обычай новогодней елки ведет свое начало с петровской эпохи.
По возвращении домой после своего первого путешествия в Европу (1698-1699) Петр I «устраивает, — по словам историка А. М. Панченко, — экстралегальный переворот, вплоть до перемены календаря».
Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника, в том числе,…. украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостиной Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить ... а стоять тому украшению января в первый день». Это стало началом обычая устанавливать елку на зимних праздниках.
Однако, к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение:
во-первых - город декорировался не только еловыми, но и другими
В образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэтического.Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, это дерево с темно-зеленой колючей хвоей, неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом, не пользовалось особой любовью. Без симпатии изображалась ель (как, впрочем, и другие хвойные деревья) и в русской поэзии, и в литературе, вплоть до конца XIX века.
В русской народной культуре ель оказалась наделенной сложным комплексом символических значений, которые во многом явились следствием эмоционального ее восприятия. Внешние свойства ели и места ее произрастания, видимо, обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью). Слово «ёлс» стало одним из имен лешего, черта, нечистой силы.
Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: самоубийц зарывать между двумя елками, кладя в могилу лицом вниз. В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола.
Из ели запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник и выстилают путь похоронной процессии. Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами.
Время возникновения обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками, неизвестно, хотя упоминания о нем встречаются уже в памятниках древнерусской письменности. На православных кладбищах долгое время не принято было сажать елки возле могил. Однако в середине XIX века это уже случалось.
Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах:
«смотреть под елку» — тяжело болеть;
«угодить под елку» — умереть;
«еловая деревня», «еловая домовина» — гроб;
«пойти или прогуляться по еловой дорожке» — умереть и др.
В настоящее время связь ели с темой самоубийства или насильственной смерти утратилась, и она превратилась в один из символов вечной памяти и вечной жизни: теперь елочки часто можно увидеть на многих русских кладбищах, в том числе и заграничных.
Считаясь «деревом смерти», ель, тем временем, в некоторых местах использовалась для изготовления оберегов, а в Ярославской губернии использовался на свадьбах , как символ вечной молодости.
Весь этот сложный и противоречивый смысловой комплекс, закрепленный за елью в русском сознании, не давал, казалось бы, оснований для возникновения ее культа — превращения ее в объект почитания. Но, тем не менее, это произошло.
Исследователи отмечают, начавшуюся с конца XIX века, возрастающую популярность ели, связанную, видимо, с тем, что ель в сознании русских крепко соединилась с положительным символом рождественского дерева.
2. ПЕТРОВСКИЙ УКАЗ 1699 ГОДА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
В России обычай новогодней елки ведет свое начало с петровской эпохи.
По возвращении домой после своего первого путешествия в Европу (1698-1699) Петр I «устраивает, — по словам историка А. М. Панченко, — экстралегальный переворот, вплоть до перемены календаря».
Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января. В этом указе давались также и рекомендации по организации новогоднего праздника, в том числе,…. украсить столицу (тогда еще — Москву) хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостиной Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить ... а стоять тому украшению января в первый день». Это стало началом обычая устанавливать елку на зимних праздниках.
Однако, к будущей рождественской елке указ Петра имел весьма косвенное отношение:
во-первых - город декорировался не только еловыми, но и другими
1. FIR-TREE IN RUSSIAN FOLK TRADITION
The people of Ancient Rus did not see anything poetic in the image of ate. Growing mainly in damp and swampy places, this tree with dark green thorny needles, unpleasant to the touch, rough and often damp trunk, did not enjoy much love. Spruce was depicted without sympathy (as well as other conifers) both in Russian poetry and in literature, until the end of the 19th century.
In Russian folk culture, the spruce turned out to be endowed with a complex set of symbolic meanings, which were largely the result of its emotional perception. The external properties of the spruce and the place of its growth, apparently, determined the connection of this tree with the images of lower mythology (devils, goblin and other forest vermin). The word "els" became one of the names of the devil, devil, evil spirits.
Spruce was traditionally considered by Russians as a tree of death, about which there are many testimonies. There was a custom: to bury suicides between two trees, placing them face down in the grave. In some places, a ban on planting food near the home has been extended for fear of the death of a male family member.
It was forbidden to build houses from spruce. Spruce branches were and are still widely used during funerals. They are laid on the floor in the room where the deceased lies and line the path of the funeral procession. Spruce twigs are thrown into the pit on the coffin, and the grave is covered for the winter with spruce paws.
The time of the emergence of the custom to cover the road along which they carry the deceased to the cemetery with coniferous branches is unknown, although references to it are already found in the monuments of ancient Russian writing. For a long time, it was not customary to plant trees near graves in Orthodox cemeteries. However, this already happened in the middle of the 19th century.
The mortal symbolism of spruce is reflected in proverbs, sayings, phraseological units:
"Looking under the tree" - hard to get sick;
"To fall under the tree" - to die;
“Fir village”, “fir domina” - a coffin;
“To go or walk along the spruce path” - to die, etc.
At present, the connection between ate and the theme of suicide or violent death has been lost, and it has become one of the symbols of eternal memory and eternal life: now Christmas trees can often be seen in many Russian cemeteries, including those abroad.
Considering the "tree of death", spruce, meanwhile, was used in some places to make amulets, and in the Yaroslavl province it was used at weddings as a symbol of eternal youth.
All this complex and contradictory semantic complex, attached to the spruce in the Russian mind, did not seem to give grounds for the emergence of its cult - turning it into an object of veneration. But, nevertheless, it happened.
Researchers note that the growing popularity of spruce, which began at the end of the 19th century, was apparently associated with the fact that the spruce in the minds of Russians was firmly connected with the positive symbol of the Christmas tree.
2. PETROVSKY DECREE OF 1699 AND ITS CONSEQUENCES
In Russia, the custom of the New Year tree dates back to the Peter the Great era.
Upon returning home after his first trip to Europe (1698-1699), Peter I "arranges," according to the historian A. Panchenko, "an extralegal coup, right up to the change of the calendar."
According to the tsar's decree of December 20, 1699, henceforth it was prescribed to keep chronology not from the Creation of the World, but from the Nativity of Christ, but the day of the "new year", until that time celebrated in Russia on September 1, "following the example of all Christian peoples" to celebrate on January 1. This decree also gave recommendations on the organization of the New Year's holiday, including…. to decorate the capital (then - Moscow) with pine needles: "Along the big streets, near deliberate houses, in front of the gates, put some decorations from trees and branches of pine, spruce and cereal against the samples, which are made at Gostiny Dvor." And the "poor people" were asked "to put each tree or branch on the gate or over his temple ... and stand that decoration of January on the first day." This was the beginning of the custom of setting up a Christmas tree for the winter holidays.
However, Peter's decree had a very indirect relation to the future Christmas tree:
firstly, the city was decorated not only with spruce, but also with other
The people of Ancient Rus did not see anything poetic in the image of ate. Growing mainly in damp and swampy places, this tree with dark green thorny needles, unpleasant to the touch, rough and often damp trunk, did not enjoy much love. Spruce was depicted without sympathy (as well as other conifers) both in Russian poetry and in literature, until the end of the 19th century.
In Russian folk culture, the spruce turned out to be endowed with a complex set of symbolic meanings, which were largely the result of its emotional perception. The external properties of the spruce and the place of its growth, apparently, determined the connection of this tree with the images of lower mythology (devils, goblin and other forest vermin). The word "els" became one of the names of the devil, devil, evil spirits.
Spruce was traditionally considered by Russians as a tree of death, about which there are many testimonies. There was a custom: to bury suicides between two trees, placing them face down in the grave. In some places, a ban on planting food near the home has been extended for fear of the death of a male family member.
It was forbidden to build houses from spruce. Spruce branches were and are still widely used during funerals. They are laid on the floor in the room where the deceased lies and line the path of the funeral procession. Spruce twigs are thrown into the pit on the coffin, and the grave is covered for the winter with spruce paws.
The time of the emergence of the custom to cover the road along which they carry the deceased to the cemetery with coniferous branches is unknown, although references to it are already found in the monuments of ancient Russian writing. For a long time, it was not customary to plant trees near graves in Orthodox cemeteries. However, this already happened in the middle of the 19th century.
The mortal symbolism of spruce is reflected in proverbs, sayings, phraseological units:
"Looking under the tree" - hard to get sick;
"To fall under the tree" - to die;
“Fir village”, “fir domina” - a coffin;
“To go or walk along the spruce path” - to die, etc.
At present, the connection between ate and the theme of suicide or violent death has been lost, and it has become one of the symbols of eternal memory and eternal life: now Christmas trees can often be seen in many Russian cemeteries, including those abroad.
Considering the "tree of death", spruce, meanwhile, was used in some places to make amulets, and in the Yaroslavl province it was used at weddings as a symbol of eternal youth.
All this complex and contradictory semantic complex, attached to the spruce in the Russian mind, did not seem to give grounds for the emergence of its cult - turning it into an object of veneration. But, nevertheless, it happened.
Researchers note that the growing popularity of spruce, which began at the end of the 19th century, was apparently associated with the fact that the spruce in the minds of Russians was firmly connected with the positive symbol of the Christmas tree.
2. PETROVSKY DECREE OF 1699 AND ITS CONSEQUENCES
In Russia, the custom of the New Year tree dates back to the Peter the Great era.
Upon returning home after his first trip to Europe (1698-1699), Peter I "arranges," according to the historian A. Panchenko, "an extralegal coup, right up to the change of the calendar."
According to the tsar's decree of December 20, 1699, henceforth it was prescribed to keep chronology not from the Creation of the World, but from the Nativity of Christ, but the day of the "new year", until that time celebrated in Russia on September 1, "following the example of all Christian peoples" to celebrate on January 1. This decree also gave recommendations on the organization of the New Year's holiday, including…. to decorate the capital (then - Moscow) with pine needles: "Along the big streets, near deliberate houses, in front of the gates, put some decorations from trees and branches of pine, spruce and cereal against the samples, which are made at Gostiny Dvor." And the "poor people" were asked "to put each tree or branch on the gate or over his temple ... and stand that decoration of January on the first day." This was the beginning of the custom of setting up a Christmas tree for the winter holidays.
However, Peter's decree had a very indirect relation to the future Christmas tree:
firstly, the city was decorated not only with spruce, but also with other
У записи 11 лайков,
4 репостов.
4 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Андрей Калякин