Одна книжка, которую я брал в библиотеке Смольного,...

Одна книжка, которую я брал в библиотеке Смольного, да так и не прочитал, начиналась так: "Прежде чем приступить к описанию того, о чём пойдёт речь в данной книге, я бы хотел обратиться к одной хрестоматийной сцене из романа Достоевского "Идиот". Выступая на приёме в Павловске, князь Мышкин пускается в длинный, сбивчивый монолог о чём-то, чему никак не может найти соответствующего выражения. Возбуждённый, взволнованно подыскивающий слова, в конце концов раздавленный абсолютной необъятностью того, что его языку не удаётся высказать, он падает на пол в эпилептическом припадке. <...> Он сталкивается с некоей сверхчувственной силой, чьё неистовство сбивает его с ног, тогда как единственное выражение его бесконечно "простых идей" — это "дикий крик духа" и страшный спазм."

Я это вспомнил к тому, что, по-моему, в третьем лейпцигском "Nun, komm"е Баха происходит что-то похожее: cantus firmus в педали вступает как раз в тот момент, когда верхние голоса — какими бы уверенными и искушёнными в ораторском искусстве они ни были — вот-вот сорвутся в припадок. И вся их подробно выписанная ткань, по большому счёту, лишь приготовляет слушателя к тому, чтобы внять "сверхчувственной силе", которая проговаривает себя всей высотой педальных башен.

А это я, в свою очередь, к тому, что завтра Григорий Варшавский играет все пять баховских "Nun, komm"ов. В церкви Св. Екатерины на В.О., в 16 часов. Если вы чувствуете, что вам пора, то пошли.
One book, which I borrowed from the Smolny library, but never read, began like this: “Before proceeding to describe what will be discussed in this book, I would like to turn to a textbook scene from Dostoevsky's novel The Idiot. Speaking at a reception in Pavlovsk, Prince Myshkin embarks on a long, confused monologue about something that he cannot find an appropriate expression for. Excited, anxiously searching for words, finally crushed by the absolute immensity of what his language cannot express, he falls on the floor in an epileptic fit. <...> He is confronted with a kind of supersensible force, whose fury knocks him down, while the only expression of his infinitely "simple ideas" is "a wild cry of the spirit" and a terrible spasm. "

I remembered this to the fact that, in my opinion, in the third Leipzig "Nun, komm" e Bach something similar happens: the cantus firmus enters the pedal just at the moment when the upper voices - no matter how confident and sophisticated in oratorical art they were not - are about to break into a fit. And all their detailed fabric, by and large, only prepares the listener to heed the "supersensible power", which pronounces itself with the entire height of the pedal towers.

And this I, in turn, means that tomorrow Grigory Varshavsky will play all five Bach's "Nun, komm" s. In the Church of St. Catherine on V.O., at 16 o'clock. If you feel like it's time for you, then let's go.
У записи 12 лайков,
2 репостов,
447 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Илья Попов

Понравилось следующим людям