Демоны мои, мои Бесы. Подкрадываются из-за угла, поджидают...

Демоны мои, мои Бесы.
Подкрадываются из-за угла, поджидают в укромных уголках памяти, вылезают в самые безмятежные моменты жизни.

Демоны мои, мои страхи. Озвученные и материализованные - на сцене ли, в жизни - они подавляют, сковывают, заставляют сжиматься и узнавать, узнавать, узнавать.... Хочется то впитывать каждое слово о низости этой и ужасе, а то бежать и ничего - ничегошеньки обо всем этом не ведать.

Но конечно же ты не бежишь. Сидишь и думаешь: о хитросплетениях жизни и судьбы, чести и достоинстве, предательстве и лжи, долге и любви, похоти и верности, и затем о либерализме и демократии, бунте и революции, сменах строя и диктатуре кого бы то ни было.
О стольком вообще успеваешь передумать пока сидишь в зале Театра Европы почти 8 часов, что выходя из него - нет сил даже толком попрощаться с окружающими. Что-то шумно отмечающая улица отходит куда-то, ты вдруг идешь не по летней Рубинштейна, а по мрачной, осенней Коломне 19 века.

Додин, Достоевский и гениальная труппа #МДТ выпивают за день из тебя все силы, все нервы и все эмоции. Пускают тебе кровь, возможно даже отравляют. Но только через такой вот моральный труд и яд приходит к нам что-то новое, горькое, ценное, болящее, настоящее.

Предвкушаю бессонную ночь в мыслях и чувствах.
В обниму с Бесами моими, моими Демонами.
My demons, my demons.
They creep around the corner, wait in the nooks of memory, crawl out into the most serene moments of life.

My demons, my fears. Voiced and materialized - whether on stage, in life - they suppress, fetter, make you shrink and recognize, recognize, recognize ... I want to absorb every word about this baseness and horror, or run and nothing - nothing at all about all this know.

But of course you are not running. You sit and think: about the intricacies of life and fate, honor and dignity, betrayal and lies, duty and love, lust and loyalty, and then about liberalism and democracy, rebellion and revolution, changes in the system and the dictatorship of anyone else.
You have time to change your mind about so many while sitting in the hall of the Theater of Europe for almost 8 hours, that when you leave it you don't even have the strength to say goodbye to those around you. Something noisily celebrating the street departs somewhere, you suddenly walk not along the summer Rubinstein, but along the gloomy autumn Kolomna of the 19th century.

Dodin, Dostoevsky and the brilliant #MDT troupe drink all your strength, all your nerves and all your emotions in a day. They bled you, maybe even poison you. But only through such moral work and poison comes something new, bitter, valuable, painful, real to us.

Looking forward to a sleepless night in my thoughts and feelings.
I will embrace my Demons, my Demons.
У записи 16 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Алина Соколов

Понравилось следующим людям