достоевский а.н. майкову, женева,1867. <…> А со мной...

достоевский
а.н. майкову,
женева,1867.

<…> А со мной было вот что: работал и мучился. Вы знаете, что такое значит сочинять? Нет, слава богу, вы этого не знаете! Вы на заказ и на аршины, кажется, не писывали и не испытали адского мучения. Забрав столько денег в «Русском вестнике» (ужас! 4500 р.), я ведь с начала года вполне надеялся, что поэзия не оставит меня, что поэтическая мысль мелькнет и развернется художественно к концу-то года и что я успею удовлетворить всех. Это тем более казалось мне вероятнее, что и всегда в голове и в душе у меня мелькает и дает себя чувствовать много зачатий художественных мыслей. Но ведь только мелькает, а нужно полное воплощение, которое всегда происходит нечаянно и вдруг, но рассчитывать нельзя, когда именно оно произойдет; и затем уже, получив в сердце полный образ, можно приступить к художественному выполнению. Тут уже можно даже и рассчитывать без ошибки. Ну-с: все лето и всю осень я компоновал разные мысли (бывали иные презатейливые), но некоторая опытность давала мне всегда предчувствовать или фальшь, или трудность, или маловыжитость иной идеи. Наконец я остановился на одной и начал работать, написал много, но 4-го декабря иностранного стиля бросил все к черту. Уверяю вас, что роман мог бы быть посредствен, но опротивел он мне до невероятности именно тем, что посредствен, а не положительно хорош. Мне этого не надо было. <…>

<…> Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю ее. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно. Вы, конечно, вполне с этим согласитесь. Идея эта и прежде мелькала в некотором художественном образе, но ведь только в некотором, а надобен полный. Только отчаянное положение мое принудило меня взять эту невыношенную мысль. Рискнул как на рулетке: «Может быть, под пером разовьется»! Это непростительно.

В общем план создался. Мелькают в дальнейшем детали, которые очень соблазняют меня и во мне жар поддерживают. Но целое? Но герой? Потому что целое у меня выходит в виде героя. Так поставилось. Я обязан поставить образ. Разовьется ли он под пером? И вообразите, какие, сами собой, вышли ужасы: оказалось, что кроме героя есть и героиня, а стало быть, ДВА ГЕРОЯ!! И кроме этих героев есть еще два характера – совершенно главных, то есть почти героев. (Побочных характеров, в которых я обязан большим отчетом, – бесчисленное множество, да и роман в 8 частях.) Из четырех героев – два обозначены в душе у меня крепко, один еще совершенно не обозначился, а четвертый, то есть главный, то есть первый герой, – чрезвычайно слаб. Может быть, в сердце у меня и не слабо сидит, но ужасно труден. Во всяком случае, времени надо бы вдвое более (minimum), чтоб написать.

Первая часть, по-моему, слаба. Но мне кажется, еще есть одно опасение: то, что еще ничего не скомпрометировано и может быть развито в дальнейших частях удовлетворительно (о, если бы!). Первая часть, в сущности, одно только введение. Одно надо: чтоб она возбудила хоть некоторое любопытство к дальнейшему. Но об этом я положительно не могу судить. <…>

<…> Роман называется «Идиот». А впрочем, никто себе не судья, особенно сгоряча. Может быть, и первая часть недурна. Если я не развил главного характера, то ведь так по законам всей планировки выходит. Вот почему и жду Вашего осуждения с таким алчным нетерпением.<…>
dostoevsky
A.N. Maikov,
geneva, 1867.

<...> And this was what happened to me: I worked and suffered. Do you know what it means to compose? No, thank God you don't know that! It seems that you did not write to order and for arshins and did not experience hellish torment. Having taken so much money from the Russkiy Vestnik (horror! 4500 rubles), since the beginning of the year I fully hoped that poetry would not leave me, that poetic thought would flicker and unfold artistically by the end of the year and that I would have time to satisfy everyone. It seemed to me all the more likely that many conceptions of artistic ideas always flicker and feel in my head and soul. But after all, only flickers, and you need a complete incarnation, which always happens by accident and suddenly, but you cannot calculate exactly when it will happen; and then, having received a complete image in your heart, you can proceed to artistic execution. Here you can even count without error. Well, sir: all summer and all autumn I put together different thoughts (there were some pretentious ones), but some experience always gave me a presentiment of either falsity, or difficulty, or the lack of survival of another idea. Finally I settled on one and started working, wrote a lot, but on the 4th of December the foreign style threw it all to hell. I assure you that the novel could have been mediocre, but it made me incredibly sick of it precisely because it is mediocre, and not positively good. I didn't need that. <…>

<…> For a long time already one thought tormented me, but I was afraid to make a novel out of it, because the thought is too difficult and I am not prepared for it, although the thought is quite seductive and I love it. This idea is to portray a completely wonderful person. In my opinion, nothing can be more difficult, especially in our time. You will, of course, completely agree with this. This idea has flashed before in a certain artistic image, but only in a certain one, but a complete one is needed. Only my desperate situation forced me to take this unbearable thought. I took a chance like on a roulette: "Maybe it will develop under the pen!" This is unforgivable.

In general, the plan was created. In the future, details flicker that very much seduce me and keep me hot. But the whole? But a hero? Because the whole comes out as a hero for me. So it was put. I am obliged to deliver the image. Will it develop under the feather? And imagine what horrors came out by themselves: it turned out that besides the hero there is also a heroine, and therefore, TWO HEROES !! And besides these heroes, there are two more characters - absolutely the main ones, that is, almost heroes. (There are countless side characters in which I owe a great account, and the novel is in 8 parts.) Of the four heroes, two are firmly indicated in my soul, one has not yet emerged at all, and the fourth, that is, the main, that is the first hero is extremely weak. Maybe it’s not weak in my heart, but it’s terribly difficult. In any case, it would take twice as long (minimum) to write.

The first part, in my opinion, is weak. But it seems to me that there is still one fear: that nothing has been compromised yet and can be developed in further parts satisfactorily (oh, if only!). The first part is essentially just an introduction. One thing is necessary: ​​that she aroused at least some curiosity for further. But I cannot positively judge this. <…>

<...> The novel is called The Idiot. However, no one is a judge for himself, especially in the heat of the moment. Maybe the first part isn't bad either. If I have not developed the main character, then this is how it comes out according to the laws of the whole planning. That is why I await your condemnation with such greedy impatience. <...>
У записи 2 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Татьяна Фоминова

Понравилось следующим людям