джон бёрджер искусство видеть Согласно традиции и обычаю,...

джон бёрджер
искусство видеть

Согласно традиции и обычаю, уже обсуждаемым, но еще не преодоленным, характер присутствия женщины в социуме отличается от характера присутствия мужчины.
Присутствие мужчины держится на обещании силы, которую он воплощает. Если это обещание внушительное и убедительное, то и присутствие его заметное. Если же оно скромное или неубедительное, то и место мужчина занимает соответствующее. Обещанная сила может быть моральной, физической, эмоциональной, экономической, социальной, сексуальной, но в любом случае ее объект внеположен самому мужчине. Мужское присутствие говорит о том, что он может сделать тебе или для тебя. Это присутствие может быть мистификацией — в том смысле, что мужчина может лишь делать вид, что он способен на что-то, на что в действительности он не способен. Но в любом случае это претензия на силу, которая может быть применена в отношении кого-то другого.
Напротив, характер присутствия женщины выражает ее собственное отношение к себе и определяет, что с нею может или не может быть сделано. Ее присутствие выражается в ее жестах, голосе, мнениях, высказываниях, одежде, избираемом окружении, вкусе; на самом деле буквально все, что она делает, влияет на характер ее присутствия. Присутствовать настолько свойственно женщине, что мужчины склонны воспринимать ее присутствие как некую, можно сказать, физическую эманацию, своего рода тепло, или запах, или ауру.
Родиться женщиной значило родиться в установленном и замкнутом пространстве, под опеку мужчины. Характер женского присутствия в обществе сформировался вследствие навыка женщин жить под такой опекой и в таком ограниченном пространстве. Но за это женщине пришлось поплатиться раздвоением личности. Женщина должна постоянно наблюдать за собой. Она практически все время носит с собой образ самой себя. Идет ли она по комнате или плачет о смерти своего отца, она не может не представлять себя идущей или плачущей. С самого раннего детства ее учили и убеждали все время следить за собой.
И так она привыкает считать наблюдающего и наблюдаемого в себе двумя обязательными, но всегда отдельными составляющими своей личности.
Она должна все время следить за тем, кто она и что делает, поскольку то, как ее видят окружающие, а в конечном счете то, как ее видят мужчины, имеет решающее значение для того, что обычно считается удачей в женской жизни. Ее переживание себя вытесняется переживанием того, как она оценивается другими.
Прежде чем начать общаться с женщиной, мужчины ее рассматривают. Следовательно, то, какой женщину увидят, может определить то, как с ней будут общаться. Чтобы приобрести какой-то контроль над этим процессом, женщина вынуждена его интериоризировать. Часть женской личности, играющая роль наблюдателя, строит отношения с наблюдаемой частью, чтобы показать окружающим, как следует обращаться с ее личностью в целом. В этом показательном общении с самой собой и состоит ее присутствие. Характер женского присутствия регулирует, что допустимо, а что недопустимо в ее присутствии.
<…> Можно сказать все то же самое проще: мужчины действуют, а женщины выглядят. Мужчины смотрят на женщин. Женщины смотрят на то, как на них смотрят. Это в большинстве случаев определяет не только отношение мужчин к женщинам, но также и отношение женщин к самим себе. Наблюдатель внутри женщины — мужчина, а наблюдаемый — женщина. Таким образом, она превращает себя в объект, в объект видения — в зрелище.
<…>
В другой версии того же сюжета у Тинторетто Сусанна смотрит на себя в зеркало, таким образом присоединяясь к собственным зрителям.
Зеркало часто использовалось как символ женского тщеславия. Впрочем, такого рода морализаторство — в основном, чистое лицемерие.
Вы изображаете обнаженную женщину, потому что вам нравится смотреть на нее, вы даете ей в руку зеркало и называете картину «Земное тщеславие», таким образом порицая женщину, наготу которой вы изобразили ради собственного удовольствия.
Реальная функция зеркала была иной. Оно было нужно для того, чтобы женщина сама санкционировала отношение к себе как — главным образом и в первую очередь — к зрелищу.
john burger
the art of seeing

According to tradition and custom, already discussed, but not yet overcome, the nature of a woman's presence in society differs from the nature of a man's presence.
A man's presence rests on the promise of the power he embodies. If this promise is impressive and convincing, then its presence is noticeable. If it is modest or unconvincing, then the man takes the appropriate place. The promised power can be moral, physical, emotional, economic, social, sexual, but in any case, its object is outside the man himself. The male presence speaks of what he can do to you or for you. This presence can be a hoax - in the sense that a man can only pretend that he is capable of something that in reality he is not capable of. But in any case, this is a claim to force that can be applied against someone else.
On the contrary, the nature of a woman's presence expresses her own attitude towards herself and determines what can or cannot be done with her. Her presence is expressed in her gestures, voice, opinions, statements, clothing, chosen environment, taste; in fact, literally everything she does affects the character of her presence. It is so characteristic of a woman to be present that men tend to perceive her presence as a kind, one might say, physical emanation, a kind of warmth, or a smell, or an aura.
To be born as a woman meant to be born in an established and confined space, under the care of a man. The nature of the female presence in society was formed due to the skill of women to live under such care and in such a limited space. But the woman had to pay for this with a split personality. A woman must constantly observe herself. She carries with her the image of herself almost all the time. Whether she is walking around the room or crying over the death of her father, she cannot help but imagine herself walking or crying. From early childhood she was taught and urged to take care of herself all the time.
And so she gets used to considering the observer and the observed in herself as two obligatory, but always separate components of her personality.
She has to keep an eye on who she is and what she does at all times, since how others see her, and ultimately how men see her, is critical to what is generally considered good luck in a woman's life. Her experience of herself is superseded by the experience of how she is evaluated by others.
Before starting to communicate with a woman, men consider her. Consequently, what a woman is seen can determine how she is communicated with. In order to gain some kind of control over this process, a woman is forced to internalize it. The part of a woman's personality that plays the role of an observer builds a relationship with the observed part to show others how to treat her personality as a whole. This demonstrative communication with herself is her presence. The nature of the female presence regulates what is permissible and what is not permissible in her presence.
<…> We can say the same thing more simply: men act, and women look. Men look at women. Women look at the way they are looked at. In most cases, this determines not only the attitude of men towards women, but also the attitude of women towards themselves. The observer inside the woman is a man, and the observer is a woman. Thus, she turns herself into an object, into an object of vision - into a spectacle.
<…>
In another version of the same plot by Tintoretto, Susanna looks at herself in the mirror, thus joining her own audience.
The mirror has often been used as a symbol of female vanity. However, this kind of moralizing is basically pure hypocrisy.
You portray a naked woman, because you like to look at her, you give her a mirror in her hand and call the painting "Earthly vanity", thus condemning the woman whose nakedness you portrayed for your own pleasure.
The actual function of the mirror was different. It was necessary in order for the woman to sanction her attitude towards herself as - mainly and first of all - towards the spectacle.
У записи 19 лайков,
2 репостов,
789 просмотров.
Эту запись оставил(а) на своей стене Татьяна Фоминова

Понравилось следующим людям