Как же наука должна отвечать на вопросы о...

Как же наука должна отвечать на вопросы о человеческом бытии? Начну с самых важных и судьбоносных вопросов: кто мы? откуда пришли? каковы смысл и цель нашей жизни? На эти вопросы обычно отвечает религия. Поборники религии обычно согласны с планом разделения сфер влияния между наукой и религией (данная идея изложена С.Дж. Гулдом в книге “Камни веков”), согласно которому области действия науки и религии — не пересекаются; они принадлежат, используя терминологию Гулда, к “непересекающимся магистериям”. Область науки — это эмпирическая вселенная, а область религии — духовные ценности и поиски смысла бытия.

К сожалению, при тщательном рассмотрении, это неформальное соглашение рушится. Нравственное мировоззрение любого просвещенного наукой человека, не зараженного фундаментализмом, требует радикального разрыва с религиозными представлениями о смысле жизни и ее ценности.

Итак, наука доказала, что системы верований всех мировых традиционных религий и культур — теорий о происхождении жизни, людей и обществ — фактически ошибочны. В отличие от нас, наши предки не знали, что люди происходят от одного вида африканских приматов, которые постепенно стали заниматься сельским хозяйством, образовали государство и изобрели письменность. Теперь нам известно, что человек — всего лишь маленькая веточка на генеалогическом древе жизни, зародившейся четыре миллиарда лет назад из неорганических веществ. Нам теперь известно, что человечество населяет планету, которая вращается вокруг одной из сотен миллиардов звезд нашей галактики, являющейся в свою очередь одной из сотен миллиардов галактик нашей вселенной, возраст которой составляет 13,8 миллиарда лет. Возможно, что таких вселенных как наша — великое множество. Мы знаем о том, что все наши представления о пространстве, времени, материи и причинности совсем не дают полного понимания действительной природы реальности. Мы знаем, что законы физического мира (в том числе несчастные случаи, болезни и другие бедствия) неэмоциональны, они не имеют своей конечной целью причинить нам благо или зло. В природе нет таких явлений как судьба, провидение, карма, заклятие, проклятие, знамение, божественное воздаяние или помощь — если же люди продолжают верить в эти вещи, то эта их вера объясняется разладом между вероятностными законами и работой познания. Мы не всегда понимаем природу этих вещей; нам известно, что дорогие нашему сердцу убеждения во все времена и во всякой культуре — и даже в наши дни — были изначально сильно искажены.

Мировоззрение, которое в наши дни является основой при формировании моральных и духовных ценностей образованного человека,— это мировоззрение, дарованное наукой. И хотя научные факты с моральной точки зрения нейтральны, они способны бросать вызов авторитетам. Так, например, наука уже лишила церковную власть авторитетного слова по вопросам относительно устройства окружающего мира, и тем самым она поставила под сомнение авторитет церкви в области нравственности. Наука опровергла факт существования мстительных богов и оккультных сил; тем самым наука положила конец практике человеческих жертвоприношений, охоты на ведьм, исцелению верой, преследованиям еретиков и испытаниям подсудимого огнем и водой. Научные факты утверждают следующее: у законов вселенной отсутствует конечная цель, а коли так, то само человечество обязано взять на себя ответственность за благополучие самого себя и всей планеты. По той же причине, научные факты враждебны любой моральной или политической системе, которая опирается на мистические силы, судьбу, диалектику, борьбу и мессианство. Взяв на вооружение некоторые бесспорные истины (например, такие — каждый человек ценит свое с благополучие, является общественным существом, способным как ущемлять себе подобного, так и придерживаться норм поведения), наука побуждает человечество стремиться к достижению всеобщего процветания и других моральных установок. И этот гуманизм, неотделимый от научного понимания мира, лежит в основе морали современных демократий, международных организаций и религий, избавляющихся от предрассудков.

Стивен Пинкер (STEVEN PINKER)
Источник: http://inosmi.ru/world/20130819/212055667.html
How should science answer questions about human being? I'll start with the most important and crucial questions: who are we? where did you come from? What is the meaning and purpose of our life? These questions are usually answered by religion. Religious advocates usually agree with the plan for dividing the spheres of influence between science and religion (this idea is presented by S.J. Gould in the book “Stones of the Ages”), according to which the fields of science and religion do not intersect; they belong, using Gould’s terminology, to “disjoint masters”. The field of science is an empirical universe, and the field of religion is spiritual values ​​and the search for the meaning of being.

Unfortunately, upon careful scrutiny, this informal agreement collapses. The moral worldview of any person enlightened by science who is not infected with fundamentalism requires a radical break with religious ideas about the meaning of life and its value.

So science has proven that belief systems of all the world's traditional religions and cultures - theories about the origin of life, people and societies - are actually erroneous. Unlike us, our ancestors did not know that people came from one species of African primates, who gradually began to engage in agriculture, formed the state and invented writing. Now we know that man is just a small branch on the family tree of life, which originated four billion years ago from inorganic substances. We now know that humanity inhabits a planet that revolves around one of the hundreds of billions of stars in our galaxy, which in turn is one of the hundreds of billions of galaxies in our universe, which is 13.8 billion years old. It is possible that such universes as ours are a great many. We know that all our ideas about space, time, matter and causality do not at all give a complete understanding of the real nature of reality. We know that the laws of the physical world (including accidents, illnesses and other disasters) are not emotional, they do not have the ultimate goal of doing us good or evil. In nature there are no such phenomena as fate, providence, karma, a spell, a curse, a sign, a divine retribution or help - if people continue to believe in these things, then this faith is explained by the discord between probabilistic laws and the work of knowledge. We do not always understand the nature of these things; we know that dear to our hearts beliefs at all times and in every culture - and even today - were initially greatly distorted.

The worldview, which today is the basis for the formation of moral and spiritual values ​​of an educated person, is the worldview granted by science. Although scientific facts are neutral from a moral point of view, they are capable of challenging authorities. For example, science has already deprived the church authority of an authoritative word on issues regarding the structure of the world, and thereby it questioned the authority of the church in the field of morality. Science has denied the existence of vengeful gods and occult powers; thus, science put an end to the practice of human sacrifice, witch-hunting, faith healing, the persecution of heretics and the trial of the defendant with fire and water. Scientific facts state the following: the laws of the universe lack an ultimate goal, and if so, then humanity itself must take responsibility for the well-being of itself and the entire planet. For the same reason, scientific facts are hostile to any moral or political system that relies on mystical forces, destiny, dialectics, struggle and messianism. Having adopted some indisputable truths (for example, such - each person values ​​his own well-being, is a social being capable of both infringing on his own kind and adhering to the norms of behavior), science encourages mankind to strive for universal prosperity and other moral principles. And this humanism, inseparable from the scientific understanding of the world, underlies the morality of modern democracies, international organizations and religions, getting rid of prejudice.

Stephen Pinker (STEVEN PINKER)
Source: http://inosmi.ru/world/20130819/212055667.html
У записи 1 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Тарас Странник

Понравилось следующим людям