Театр жестокости Бывает так - хочешь ты сходить...

Театр жестокости

Бывает так - хочешь ты сходить на премьеру, приходишь в кассу, а там подорожание билетов, ты решаешь пойти позже... потом дела, и вот пролетело 3 года. Предыдущее предложение описывает мои взаимоотношения со спектаклем театра им Комиссаржевской "Ночь Гельвера". И вот наконец, мне удалось попасть на эту постановку, которая за прошедшее время успела обзавестись премиями и наградами.
И, забегая вперед, могу сказать, что награды ее настигли не зря. Впрочем, обо всем по порядку.

"Ночь Гельвера" - произведение Ингмара Вилквиста, главными героями которой являются обычная женщина Карла и ее подопечный, 30-летний, остановившийся в развитии, Гельвер. Их хрупкий мир рушится под топотом молодчиков, придерживающихся каких-то явно фашистских взглядов (хотя впрямую это не говорится). Все действие же пролетает за одну ночь (которая умещается в полутора часах сценического времени).

Сразу можно сказать - спектакль - это зрелище не просто жесткое, но даже жестокое. Откровенный разговор о страхе, боли, фашизме, сострадании, семейных ценностях. Никто не давит из зрителей слезу - ее вышибают - бескомпромиссным текстом и жесткой игрой. Голой, без прикрас, без футуристических и авангардных ухищрений. Вполне классичной игрой на вживании, заостренной до состояния бритвы.

Самое главное, что удалось авторам постановки, это поймать тот страшный момент (который, очевидно, был целью автора литературной основы, одной из) так вот, страшный момент, когда ничего не понимающий человек, ребенок в душе, отравленный пропагандой превращается в готовое оружие, способное уничтожить единственного дорого ему человека.

Особенную сложность постановке добавляет тот факт, что на сцене всего два действующих лица. И оба они прочти все время на сцене. С одной стороны каждый из актеров обязан работать в полную силу, с другой им невозможно отдохнуть ни физически, ни эмоционально. Но блестящий актерский дуэт справляется. Когда зрители плачут, в самый пронзительный момент, когда некоторые задумываются о бегстве из зала, за актеров становится страшно, им никуда убежать нельзя. Они вынуждены не просто смотреть, но переживать этот неподдельный ужас ночи разгула фашистских молодчиков, ужас воспоминаний своих персонажей. И вести спектакль. Так что браво!

Впрочем, у спектакля есть полноправный третий участник - художник по свету. Он умудряется в минималистичном интерьере, обитом досками, создать работой прожекторов настроение, делить спектакль на сцены, подчеркивать самое важное.

Декораторам и костюмерам отдельное спасибо. Им удалось то, чего не могут сделать многие художники по костюмам и декорациям в современных исторических фильмах. Уместность и достаточноность. Они сделали бедный дом Карлы именно таким какой он должен быть, там лишь то, что там нужно. Все в меру поношенное, в меру ухоженное. Комната, костюмы, все погружает в эпоху и ситуацию. Лишь использование масок Гая Фокса удивляет и не может быть объяснено (если это лица фашистов, то почему Гай Фокс, если не фашисты, то зачем вообще?).

К сожалению, не получается адресовать похвалу художнику по звуку. Музыка и звуки - наверное единственная слабая сторона спектакля. Музыка ничего не привносит, а звуки иногда даже мешают.

Впрочем, о них вы будете вспоминать в последнюю очередь, когда вы будете сидеть после финальной сцены и примерно минуту бояться вдохнуть... после увиденного зрелища. Очень актуального и честного
Theater of cruelty

It happens like this - you want to go to the premiere, you come to the ticket office, and there the tickets go up in price, you decide to go later ... then things are over, and now 3 years passed. The previous sentence describes my relationship with the performance of the Komissarzhevskaya Theater "Gelver's Night". And finally, I managed to get on this production, which over the past time managed to acquire prizes and awards.
And, looking ahead, I can say that her rewards were not in vain. However, first things first.

"Helver's Night" is a work by Ingmar Wilkvist, whose main characters are the ordinary woman Karl and her ward, 30-year-old, stopped in development, Helver. Their fragile world is crumbling under the clatter of young men who adhere to some obviously fascist views (although this is not directly stated). All the action flies in one night (which fits in an hour and a half of stage time).

One can say right away - a performance is not just a tough sight, but even a cruel one. A frank conversation about fear, pain, fascism, compassion, family values. Nobody presses a tear from the audience - they kick her out with an uncompromising text and a tough game. Naked, without embellishment, without futuristic and avant-garde tricks. It is a classic game of survival, sharpened to a razor state.

The most important thing that the authors of the production managed to do was to capture that terrible moment (which, obviously, was the goal of the author of the literary basis, one of), and so, the terrible moment, when a person who does not understand anything, a child in his soul, poisoned by propaganda, turns into a finished weapon, capable of destroying the only person dear to him.

The particular complexity of the production is added by the fact that there are only two actors on the stage. And both of them read all the time on stage. On the one hand, each of the actors is obliged to work at full strength, on the other, it is impossible for them to rest either physically or emotionally. But the brilliant acting duet is coping. When the audience is crying, at the most piercing moment, when some are thinking about running away from the audience, the actors are scared, they can’t escape anywhere. They are forced not only to watch, but to experience this genuine horror of the night of the revelry of fascist youths, the horror of the memories of their characters. And lead the show. So bravo!

However, the play has a full third participant - a lighting artist. He manages in a minimalistic interior upholstered with boards, create a mood with the work of floodlights, divide the play into scenes, and emphasize the most important.

Special thanks to decorators and dressers. They succeeded in something that many costume and set designers cannot do in contemporary historical films. Relevance and sufficiency. They made the poor house of Carla exactly what it should be, there is only what is needed there. Everything is moderately well-worn, reasonably well-groomed. A room, costumes, everything immerses in an era and a situation. Only the use of Guy Fawkes masks is surprising and cannot be explained (if these are the faces of the Nazis, then why Guy Fox, if not the Nazis, then why at all?).

Unfortunately, it is impossible to address the praise of the artist by sound. Music and sounds are probably the only weak point of the performance. Music doesn’t bring anything, and sounds sometimes even interfere.

However, you will recall them last, when you will sit after the final scene and be afraid to inhale for about a minute ... after the sight you saw. Very relevant and honest
У записи 8 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Константин Крылов

Понравилось следующим людям