"Много ли раз вы видели непластичную лошадь? застенчивую...

"Много ли раз вы видели непластичную лошадь? застенчивую тигрицу? неуверенную собаку? — ни разу. Подрастая, щенок меняет свою неуклюжесть на грацию взрослого зверя. Нет ни одного живого существа, у которого было бы иначе — кроме нас. Но у нас еще хуже: с возрастом мы регрессируем.

Сцена в аэропорту: зал ожидания, задержка рейса, и какая-то трехлетняя кроха, соскучившись, начинает танцевать, раздувая оборки голубой юбочки. Я говорю своему спутнику: «Смотри, такая маленькая, а уже танцует!» Спутник отвечает мне: «Не уже, а — еще». Всю глубину его правоты я поняла позже, пытаясь научить русских женщин испанским танцам. Сначала мне, испанской цыганке, казалось естественным, чтобы взрослый танцевал лучше ребенка. В Испании многие конкурсы фламенко выигрывают старухи. Они танцуют с чувством судьбы, с привкусом крови во рту, у них в каждом жесте столько пережитого, что выходящая следом молодая танцовщица кажется спортсменкой.

Беда в том, что в России можно довольно точно вычислить, в какой момент прекращается пластическое развитие женщины — примерно в старших классах, с последней дискотекой. А ведь в интеллектуальном развитии вы не останавливались. Заметьте, я говорю не о мышцах, а о языке тела — осанке, походке, жестах. Один мой друг заметил, что люди меняют свою позу под чужим взглядом. Они не уверены в своем теле — в своей невербальности, что ли, — больше, чем в своей речи. Между тем человек очень телесен. Нам невдомек даже, насколько важно первое впечатление, манера двигаться.

Уверенных в себе женщин очень мало. Не мало, а очень мало. Я имею в виду спокойную уверенность, без всякого восклицательного знака, с точкой в конце. Которая не старается казаться иной, чем она есть: ведь самоуверенность спокойно знает себе цену и не топчется, оглядываясь, на своём пьедестале. Свободы жеста у женщины нет потому, что нет доверия к окружающим. Чаще всего мы в глубине души боимся, что не понравимся «как есть» и пытаемся себя улучшить. Доверия к окружающим мало потому, что нет доверия к самой себе: к своей походке, фигуре, движениям. Нулевая точка отсчёта — когда вы довольны своей фактурой (рост, вес, возраст, пол, форма носа, груди, коленей и прочее).

Точка ниже нуля — это недовольство и ложная надежда эту фактуру изменить. Почему ложная? — да потому что если вы, будучи недовольной полной блондинкой маленького роста, проснетесь поутру в теле высокой худощавой брюнетки, вы будете недовольны и этим. Биохимическая природа дана вам не случайно: ваша психика, жестикуляция, темперамент соответствуют вашему облику. Вы так задуманы Творцом. У русских женщин всегда актуальна проблема веса. Похудеть сложно. Но если назначить эту проблему первой, то остальные благополучно задвинутся в никуда. И вы никогда не найдете свою индивидуальность. Худеть, на мой взгляд, нужно, только если вы маниакально на это настроены, и делать это быстро и навсегда. Но примите к сведению: ваши телесные недостатки видны окружающим тогда, когда они видны вам самим. Иными словами, если вы их считаете таковыми.

Предлагаю изменить точку зрения. Это не недостатки, а особенности. «Неправильная» форма ног или носа, нестандартный вес или рост — в женском пространственном образе нет противопоказаний, кроме одного. Нельзя обманывать. Всем, что на вас растет — килограммами, глазами, волосами, годами, морщинками — надо уметь пользоваться адекватно своему возрасту, полу, национальности и индивидуальности. Я имею в виду, что полная женщина должна двигаться иначе, чем худая; дама — иначе, чем девушка, и так далее, но на практике этого не происходит. Почему? Почему мы не реализуем себя в своем именно возрасте, своей фигуре и в своем поле? Ответ очевиден. Нам они не нравятся. Нам не очень нравится наша фигура; мы считаем не подарком, а обузой поруганную современностью женственность; и уж категорически мы не согласны с нашим возрастом, если он больше двадцати пяти.

Идем дальше. А почему нам все это не нравится? Тут я с досадой ловлю себя на перепеве всемирно известного анекдота про кошек («как, вам не нравятся кошки? Вы просто не умеете их готовить»). Да, дорогие дамы, вы просто не умеете правильно носить ваши фигуры и по назначению использовать свой возраст.

Давайте посмотрим, как быть с возрастом — скрывать или признаваться. Юность притягательна, как хорошая погода. С ней не хочется расставаться. Не расставайтесь — если речь идет о гибкости движений, некой готовности тела к легкому жесту — но: бойтесь суеты. Знаете, есть подростковая неуклюжесть. Не дай Бог вам остаться моложавой девушкой. Щенок должен вовремя превратиться в принцессу, а принцесса — в королеву. Один испанский писатель сказал, что юность — это «перстенёк еще без монограммы». Когда я вижу толстых теток, эпатирующих окружающих лихой расхлябанностью, мне становится их очень жалко. К чему эта старческая дискотека? К сожалению, такую женщину не назовешь дамой. Помните, как иначе называется средний возраст? Элегантный. Дамой элегантного возраста."
Лена Эрнандес
“How many times have you seen an unplastic horse? A shy tigress? An insecure dog?” - not once. Growing up, the puppy changes his clumsiness to the grace of an adult beast. There is not a single living creature that would have anything other than us. But we have worse : with age we regress.

Scene at the airport: a waiting room, a flight delay, and some three-year-old crumb, bored, begins to dance, fanning the frills of a blue skirt. I tell my companion: “Look, she’s so small, but she’s already dancing!” The satellite answers me: "Not already, but still." I realized the whole depth of his innocence later, trying to teach Russian women Spanish dancing. At first, it seemed natural to me, a Spanish gypsy, for an adult to dance better than a child. In Spain, many old flamenco competitions are won by old women. They dance with a sense of fate, with a taste of blood in their mouths, they have so much experience in every gesture that the young dancer who comes out next seems like an athlete.

The trouble is that in Russia you can quite accurately calculate at what point the plastic development of a woman stops — about in high school, with the last disco. But you did not stop in intellectual development. Notice, I'm not talking about muscles, but about body language - posture, gait, gestures. A friend of mine noticed that people change their position under the eyes of others. They are not confident in their body - in their non-verbalism or something - more than in their speech. Meanwhile, man is very bodily. We don’t even know how important the first impression is, the manner of moving.

There are very few self-confident women. Not a little, but very little. I mean calm confidence, without any exclamation mark, with a dot at the end. Which does not try to seem different than it is: after all, self-confidence calmly knows its worth and does not go around, looking around on its pedestal. A woman does not have freedom of gesture because there is no trust in others. Most often, we are deep down afraid that we will not like it “as is” and are trying to improve ourselves. There is little trust in others because there is no trust in oneself: one’s walk, figure, movements. Zero reference point - when you are happy with your texture (height, weight, age, gender, shape of the nose, chest, knees, etc.).

A point below zero is discontent and a false hope to change this texture. Why is it false? - Yes, because if you, being dissatisfied with a full blonde of small stature, wake up in the morning in the body of a tall thin brunette, you will be dissatisfied with this. The biochemical nature was not given to you by chance: your psyche, gestures, temperament correspond to your appearance. You are so conceived by the Creator. In Russian women, the problem of weight is always relevant. Losing weight is difficult. But if you assign this problem first, then the rest will safely slide into nowhere. And you will never find your personality. In my opinion, losing weight is necessary only if you are manic in this, and do it quickly and forever. But note: your bodily defects are visible to others when they are visible to you. In other words, if you think they are.

I propose to change the point of view. These are not flaws, but features. “Irregular” shape of the legs or nose, non-standard weight or height - there are no contraindications in the female spatial image, except for one. You cannot cheat. Everything that grows on you - kilograms, eyes, hair, years, wrinkles - you must be able to use it adequately for your age, gender, nationality and personality. I mean that a full woman should move differently than a thin one; lady - differently than a girl, and so on, but in practice this does not happen. Why? Why do not we realize ourselves in our age, our figure, and in our field? The answer is obvious. We do not like them. We do not really like our figure; we consider not femininity as a burden; and categorically we do not agree with our age if it is more than twenty-five.

Move on. Why don't we like all this? Here I find myself in annoyance at a rehash of the world famous joke about cats ("how, you don't like cats? You just don't know how to cook them"). Yes, dear ladies, you just don’t know how to wear your figures and use your age as intended.

Let's see how to be with age - to hide or admit. Youth is attractive, like good weather. I don’t want to part with her. Do not part - if we are talking about the flexibility of movements, a certain readiness of the body for a light gesture - but: be afraid of fuss. You know, there is teenage clumsiness. God forbid you to remain a youthful girl. The puppy should turn into a princess in time, and the princess - into a queen. One Spanish writer said youth was “a ring without a monogram.” When I see fat aunts shocking others with dashing sloppiness, I feel very sorry for them. Why this senile disco? Unfortunately, such a woman cannot be called a lady. Remember what else is called average age? Elegant. A lady of elegant age. "
Lena Hernandez
У записи 32 лайков,
6 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Елена Королёва

Понравилось следующим людям