ГОРДЫНЯ УЧИТЕЛЯ - СМЕРТЬ ШКОЛЕ Образ школы в...

ГОРДЫНЯ УЧИТЕЛЯ - СМЕРТЬ ШКОЛЕ
Образ школы в фильме "Класс" ("Entre Les Murs/Между стен"; Франция, 2008г.)
Когда я анализировал 2 наших фильма про школу "Доживём до понедельника" и "Ключ без права передачи", то увидел в этих фильмах общую тему: "Каким должен быть учитель". В фильме "Доживём до понедельника" самый лучший учитель в школе находится в критической ситуации. Как выразился его друг, директор школы: "Уважать тебя можно, а любить нельзя". И происходит это оттого, что он живёт принципами, логикой, сознанием. А дети воспринимают этот мир чувствами, душой. Они отдают своему классному руководителю должное: умный, талантливый, много знает, многое может рассказать, объяснить. Но души их сопротивляются тому, что он преподаёт, потому что он пытается взывать к их разуму, логике, а это не затрагивает их чувств. Но все их симпатии тут же обращаются к новой молодой учительнице английского языка, которая училась в этой школе и была влюблена в их классного руководителя. Они проникаются к ней большим доверием, чем к нему. И готовы ей прощать даже то, что она делает впопыхах, не подумав, эмоционально. А учитель истории ведёт себя очень корректно, правильно, говорит правильные слова, но его только уважают. И вот он за 3 дня должен пересмотреть свои принципы, своё мировоззрение, преодолеть свой кризис, чтобы к понедельнику стать совершенно другим человеком. И ему это удаётся. Он становится более живым, более душевным. Любовь его бывшей ученицы пробуждает его душу. Он понимает, что должен заботиться о душах своих подопечных, защищать их, учить их взращивать в себе любовь и пробуждать свои чувства.

Человек, живущий сознанием, логикой, принципами страдает гордыней. Такая душевная болезнь называется ещё дьяволизмом. Ведь кто такой дьявол? Это самый талантливый, самый умный среди ангелов Бога. Но талант и способности которого убедили его, что он выше всех других и, в конце концов, поставившего себя выше Бога. Он решил, что сам может устанавливать правила для других, что он - истина в последней инстанции. И в фильме "Ключ без права передачи" развивается эта тема. Талантливая учительница литературы, классный руководитель одного из старших классов, проводящая замечательные уроки, учит мыслить нестандартно, проводит с ребятами не только урочные часы, но и внеклассные. Они часто собираются у неё дома, ведут умные беседы о жизни. На этом фоне другие учителя выглядят обыденно, серо, невзрачно. Особенно, не очень далёкая учительница по химии, заботящаяся больше о своём престиже и решении личных проблем. Учительница литературы недолюбливает химичку, относится к ней с презрением. И ребята это чувствуют и стремятся подражать ей. Это сказывается на взаимоотношении класса и учительницы по химии. И когда появляется в школе новый директор, он и показывает молодой учительнице, что путь её неправильный, ошибочный. Он уважает её талант, он признаёт его. Она многое может сделать для этой школы, но она должна справиться со своей гордыней. "Человек, которому дано природой, должен быть добрым, щедрым. Вам, по-моему, дано..."

Эта тема, учитель и гордыня, поднимается во французском фильме "Класс" ("Между стен") 2008 года. На этот раз принципы учителя французского языка сталкиваются с душой и чувствами 7-го класса. Какие бы умные речи не толкал учитель перед 15ти-летними подростками, они не могут обмануть их, если они неискренни. Его гордыня выражается, например, в том, что он наделяет себя гораздо большими полномочиями, правами, чем ученики. В конфликте с классом он роняет такую фразу: "Что позволено учителю, не позволено ученикам", что очень напоминает известную цитату: "Что позволено Юпитеру - не позволено быку". Смысл её в том, что статус определяет права или их отсутствие. И это главная ошибка многих учителей. Они никак не могут понять: как же так - ведь они наверху, а ученики внизу. И вот это неравноправие очень губит современную школу. Но сложилось это всё не сегодня. Многие говорят, что у нас была такая отличная советская школа, но либеральное мировоззрение убило её за последние 30 лет. На самом деле, вся система современного школьного образования закладывалась лет за 300 до этого. И то, что мы имеем сейчас, это система в её естественном развитии. То, что видим в фильме на примере французской школы, есть сейчас и в нашей российской школе. Всегда, в среднем, в школе (я не имею в виду отдельных талантливых учителей, которые всегда были во все времена) считалось, что учитель наверху, а ученики внизу. И это полное непонимание того, что такое душа. И что душа имеет наивысший приоритет перед телом и сознанием. Особенно, развивающаяся душа ребёнка. Это имеет значение не только для школы, но и для всего процесса воспитания: в семье, в школе, в обществе. Вся история современного постхристианского мира основана на неправильном понимании сути воспитательного процесса. Отдельные выдающиеся личности внесли свой вклад в попытку изменить представление о педагогике. Макаренко, Ушинский, Толстой и многие другие. Но воз, как говорится, и ныне там. В основе своей школа представляет собой такой же иерархический организм, как и наша цивилизация на сегодняшний день. Её можно по-разному называть: иерархической, толпо-элитарной. Но она несёт в себе все признаки того, что кто-то всегда наверху, а кто-то внизу. И тот, кто наверху, имеет право на многое, а тот, кто внизу, не имеет прав практически ни на что. А как воспитываются подрастающие члены общества, таким будет и общество завтра. Система подпитывает сама себя. События истории подтверждают сказанное. Революции свершаются на принципах переворачивания иерархической пирамиды. И потом всё начинается по новой, потому что у вчерашних рабов есть только одна модель построения общества, и теперь они мечтают стать господами. Гордыня элит и власть предержащих не даёт возможности поступиться своими принципами, поделиться правами, открыть равные возможности для всех членов общества. А религия пытается идеологически защитить права царей и правителей. В России царю был присвоен титул "помазанника божьего". И царь чувствовал свою непогрешимость. Вспомним, как был убит Александр II. Он после первого неудачного взрыва вышел из кареты и пошёл посмотреть, кто посмел поднять на него руку. И был убит, хотя по всем правилам безопасности его должны были бы тут же увезти с места происшествия. Вся наша художественная литература 2-й половины 19 века рассказывает о назревающих серьёзных проблемах в обществе, которые элита, аристократия просто не замечает. Гордыня не позволяет. Несколько попыток провести реформы в обществе, в экономике, в образовании ни к чему не привели. Элита не готова была поделиться привилегиями. И готовила себе проблемы.

Итак, в школе учитель не должен возводить себя на пьедестал. В фильме "Розыгрыш" хорошо прослеживается тема классного руководителя, который налаживает обратную связь со своими учениками. Учитель математики Мария Васильевна сама говорит, возражая одному из учеников: "Это неправда, что я не меняюсь. С каждым новым классом я становлюсь другой. С вами вместе я расту, с вами вместе я молодею. Потому что вы - моя жизнь". Не смотря на принципиальность свою, она, сталкиваясь с новой проблемой, не спешит разруливать ситуацию, исходя из каких-то догм, принципов и правил, введённых кем-то когда-то. "Мы столкнулись с совершенно новым фактом, для оценки которого у нас нет критериев... " И значит, она готова сначала разобраться в ситуации, а не спешить что-то запрещать, или кого-то карать. Мы видим трансформацию её взглядов. Сначала она учит тому, что вся жизнь - это борьба. И лучший ученик класса, неформальный лидер, следуя этому принципу, начинает идти по головам других, реализуя свои карьерные планы. Но потом, преподав урок нравственности классу (не отомстив за розыгрыш, а именно, преподав урок), учитель меняет не только представления класса о целях в жизни, но и заставляет лидера класса психануть и выплеснуть всю грязь, которая засела ещё не очень глубоко внутри, наружу. "Я даже рада за Олега. Слава Богу, что он ещё может совершать эти бессмысленные поступки. Страшнее было, если бы он затаился и промолчал. По-моему, это доказывает, что я неплохой педагог. И способна понимать вас, молодых."

Итак, мы говорим, что дети живут душой, и воспринимают мир через чувства. И когда учитель приходит в класс, и начинает диктовать какие-то правила, принципы, говорить, что ему можно то, чего нельзя ученикам, то подростки перестают доверять такому учителю. Мы же понимаем, что учитель не единственный источник их знаний о мире. Они приходят в школу из семьи. Если учитель и семья исповедуют одинаковые ценности, то противоречий особых не возникает. Но если в семье принят один взгляд на мир, а школа предлагает нечто другое, то возникает серьёзный конфликт ценностей в душе подростка. Например, исламские семьи придерживаются традиционных взглядов на семью, отношение к старшим, к женщине, к детям. Их поступки диктуются такими понятиями как нравственность, совесть, стыд, грех. Такими представителями в классе в фильме "Между стен" являются выходцы из арабских и африканских стран. А французская школа в лице учителя французского языка с именем Франсуа (т.е., типичный представитель коренного населения) поддерживает модель внешнего поведения в духе политкорректности и толерантности. Это значит: всегда терпимо относиться к любым взглядам и поступкам людей, даже, если они несут в себе безнравственность, эгоизм, разврат. Внешне - корректное поведение, сдерживание своих эмоций, чувств, а внутри возникает напряжённость, агрессивность. Конфликт не решается. И мы видим, во что это выливается потом в классе. Где один из учеников Сулейман выражает свой протест агрессивным поведением.

Мы попадаем в школу в начало учебного года, когда Франсуа продолжает вести класс, который за лето повзрослел. 15 лет. Это уже подростки со своим внутренним миром, сформировавшиеся уже как личности. А Франсуа продолжает относиться к ним, как к детям. Которые до этого слушали его, открыв рот, а теперь вдруг стали иметь собственное мнение. Что неприятно задевает Франсу
HOLIDAY OF THE TEACHER - DEATH OF THE SCHOOL
The image of the school in the film "Class" ("Entre Les Murs / Between the walls"; France, 2008.)
When I analyzed two of our school films about “Let's live until Monday” and “Key without the right of transfer”, I saw in these films a general theme: “What should be the teacher”. In the movie "live to monday" the best teacher in school is in a critical situation. As his friend, the school director, put it: "You can be respected, but you cannot love." And this happens because he lives by principles, logic, consciousness. And children perceive this world with feelings, soul. They give their class teacher their due: smart, talented, knows a lot, can tell and explain a lot. But their souls resist what he teaches, because he tries to appeal to their reason, logic, and this does not affect their feelings. But all their sympathies immediately appeal to the new young English teacher, who studied at this school and was in love with their class teacher. They gain greater trust in her than in him. And they are ready to forgive her even what she does in a hurry, without thinking, emotionally. And the history teacher behaves very correctly, correctly, says the right words, but he is only respected. And now, in 3 days, he has to revise his principles, his worldview, overcome his crisis in order to become a completely different person by Monday. And he succeeds. He becomes more alive, more soulful. The love of his former student wakes his soul. He understands that he must take care of the souls of his wards, protect them, teach them to cultivate love in themselves and awaken their feelings.

A person who lives in consciousness, logic, principles suffers from pride. Such a mental illness is also called diabolism. After all, who is the devil? This is the most talented, most intelligent among the angels of God. But his talent and abilities convinced him that he was above all others and, in the end, placed himself above God. He decided that he himself could set rules for others, that he was the ultimate truth. And in the film "Key without the right of transfer" this theme develops. A talented teacher of literature, the class teacher of one of the senior classes, who conducts wonderful lessons, teaches how to think outside the box, not only study hours, but also extracurricular hours with the children. They often gather at her house, conduct intelligent conversations about life. Against this background, other teachers look ordinary, gray, inconspicuous. Especially, not very distant chemistry teacher, caring more about her prestige and solving personal problems. The teacher of literature does not like the chemist, treats her with contempt. And the guys feel it and want to imitate it. This affects the relationship between the class and the chemistry teacher. And when a new director appears in school, he shows a young teacher that her way is wrong, wrong. He respects her talent, he recognizes it. She can do a lot for this school, but she has to cope with her pride. "A man who has been given by nature must be kind, generous. I think you have been given ..."

This theme, a teacher and pride, rises in the French film "Class" ("Between the walls") of 2008. This time, the principles of a French teacher face the 7th grade soul and feelings. No matter what clever speeches a teacher pushes before 15-year-olds, they cannot deceive them if they are insincere. His pride is expressed, for example, in the fact that he empowers himself with much greater powers and rights than his disciples. In conflict with the class, he drops the following phrase: “What is allowed to the teacher, not allowed to the students,” which very much resembles the well-known quotation: “What is allowed to Jupiter is not allowed to the bull.” Its meaning is that status determines rights or their absence. And this is the main mistake of many teachers. They cannot understand in any way: how can this be so? After all, they are at the top, and the students are at the bottom. And this inequality ruins the modern school. But it all happened today. Many say that we had such a great Soviet school, but the liberal worldview has killed it in the last 30 years. In fact, the whole system of modern school education was laid 300 years before. And what we have now is a system in its natural development. What we see in the film on the example of the French school is now in our Russian school. At all times, on average, at school (I do not mean individual talented teachers, who were always at all times), it was believed that the teacher was at the top, and the students were at the bottom. And this is a complete misunderstanding of what the soul is. And that the soul has the highest priority over the body and mind. Especially, the developing soul of the child. This is important not only for the school, but also for the whole process of education: in the family, at school, in society. The entire history of the modern post-Christian world is based on a misunderstanding of the essence of the educational process. Individual prominent individuals contributed to an attempt to change the perception of pedagogy. Makarenko, Ushinsky, Tolstoy and many others. But who, as they say, is still there. On the basis of
У записи 1 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Петров

Понравилось следующим людям