#драманализ ЛЕВИАФАН. КАКОМУ БОГУ ТЫ МОЛИШЬСЯ? (Рецензия на...

#драманализ
ЛЕВИАФАН. КАКОМУ БОГУ ТЫ МОЛИШЬСЯ?
(Рецензия на фильм "Левиафан", реж. А.Звягинцев)

Какие вопросы мы задавали себе до сих пор, хотя бы на протяжении последних 100-200 лет? "Кто виноват?" и "Что делать?" Мы всё время строим образ врага, а потом с ним боремся. На первый вопрос ответ у нашего человека давно найден: виновата власть. А на второй отвечают или революцией, или равнодушием к власти. Но пришёл Звягинцев и поставил другой вопрос: "За что?" За что с нами это происходит? И может быть, как говорил Жванецкий, надо поменять уже что-то в консерватории?

Талантливые учителя существовали во все времена и во всех областях деятельности человека, будь то школа, ВУЗ, религия, наука, спорт, искусство. Сущность талантливого учителя иллюстрирует учение и поведение Сократа. Он не спорил со своими учениками и собеседниками. Не вдалбливал в их головы знания или какие-то истины. Он задавал вопросы. Тем самым заставляя людей задумываться над сущностями этого мира.

То же самое делали талантливые преподаватели на экзаменах. Студент приходил сдавать предмет. Но привычных билетов не было. Всё, что необходимо было, это задавать вопросы преподавателям, которые накопились за время учёбы, но на которые сам студент не смог найти ответы. Начиналась беседа. И вот по этим вопросам и оценивались не просто знания студента, а его умение мыслить и глубина погружения в дисциплину. Т.о., правильно поставленный вопрос - это уже полдела. Таким вопросом человек задаёт направление своего движения по пути познания мира. Вопрос создаёт матрицу мировоззрения.

Какие вопросы мы задавали себе до сих пор, хотя бы на протяжении последних 100-200 лет? "Кто виноват?" и "Что делать?" Не случайно, так называются два программных произведения Герцена и Чернышевского, предваряющие русскую революцию. Эти вопросы управляют нами до сих пор. Мы всё время строим образ врага, а потом с ним боремся. "И вечный бой - покой нам только снится". На первый вопрос ответ у нашего человека давно найден: виновата власть. Она всегда несправедлива, жадна, эгоистична и беспредельничает. А народ всегда бесправен в России, унижен. А поэтому всегда ненавидит власть, борется с ней, ей не доверяет. Так появляются революционеры, диссиденты, правозащитники. А ещё есть просто обыватели, которые стараются власть не замечать, и строить свою жизнь отдельно от власти внутри своего дома, своей семьи, своей работы. По мере возможности, отрезав себе свой кусок пирога.

Талантливыми учителями, ставящими вопросы, могут быть и писатели, и художники, и режиссёры кино. Вот фильм Звягинцева "Левиафан" показывает одну семью. Главный герой живёт в своём доме где-то в российской глубинке на побережье. Имеет своё небольшое дело (ремонт машин). За счёт этого дела у него есть круг "друзей" в ГАИ. Есть свой джип. Есть сын и есть жена (вторая). Он, видимо, воевал в горячих точах. У него есть друг-юрист из Москвы, с которым они вместе нюхали порох, и которого он считает своим братом. Время от времени с начальником ГАИ он выезжает семьями на шашлыки, пострелять по мишеням, попить водки. Водку в этом фильме пьют часто и по любому поводу. Так же, как и матерятся.

Главное, с чего начинается фильм, это то, что земля на побережье, на котором стоит дом Николая, и на которой жили его отец, дед, приглянулась мэру этого городка. И он (мэр), используя свою власть, отбирает у Николая по суду землю. Судья, прокурор, начальник милиции - все люди мэра. И вот восстанавливать справедливость приезжает его "брат" из Москвы.

Если поверхностно смотреть этот фильм, то конец фильма воспринимается однозначно: "Ничего в России изменить нельзя. Справедливости нет. Прав тот, у кого сила. Чиновник всегда прав. Народ всегда бесправен". В общем, полная безысходность.

Но Звягинцев - режиссёр талантливый. У него нет конъюнктурных картин, вроде современных бандитских сериалов. Все его фильмы тяжелы для просмотра. Это не развлекательное кино. Но все они имеют глубокий внутренний смысл. И дают пищу для размышлений. Вот одно из определений, что такое искусство: "В приходящем в упадок обществе подлинное искусство должно отражать это разложение. Если искусство желает выполнять свою социальную роль, оно должно показывать изменчивость мира и содействовать его преобразованию" (Эрнст Фишер). Т.е., задача художника сродни целителю: поставить диагноз, объяснить причину заболевания и показать способы лечения. Но болезнь рассматривается не как некий частный феномен у конкретного героя, а как явление массовое, общественное. Значимое для всей страны или даже человечества.

Герой фильма сначала теряет дом, затем жену, а потом и свободу. И задаётся вопросом: За что? И его встреча со священником не случайна. Чтобы понять фильм, его идею, надо сжать весь сюжет в один образ, перестать видеть его в виде множества эпизодов. В талантливом фильме всегда есть один эпизод, который вбирает в себя весь сюжет. Все остальные события нанизываются на общий стержень, чтобы уточнить тот образ, который возник в воображении режиссёра. Важно теперь, чтобы включились наши чувства и наше воображение.

Так вот, главная сцена фильма - это встреча со священником. "Где же твой бог?" - спрашивает Николай. "Мой Бог при мне. А вот где твой? Какому богу ты молишься?" Помните, как один из персонажей фильма "Берегись автомобиля", священник, говорит Юрию Деточкину: все во что-то верят - одни верят, что Бог есть, другие, что Его нет. Т.е., смысл в том, что можно верить в Бога как Творца всего во Вселенной, а можно молиться, например, на свой дом, работу, машину, любимого человека и т.д. Оказывается, верит и Николай, и его друг-юрист. Юрист, как он сам говорит, верит в факты, т.е., в закон человеческий. Николай молится на своё благополучие, на свой собственный дом, на свою молодую жену, на своё дело, которым занимается, на своих друзей "при делах", на которых можно опереться в случае необходимости, чтобы решить проблемы. И священник пересказывает притчу о бедном Иове, который был очень набожным, исполнял все обряды, ритуалы, вёл праведную жизнь. Но когда его стали настигать одно несчастье за другим, вскричал: за что? Он потерял всё своё богатство, семью, здоровье. Потому что считал себя защищённым Богом, богоизбранным. И священник говорит строками из библии (книги Иова): "Можешь ли ты удою (удилищем) вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? Будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? На Земле нет подобного ему. Он царь над всеми сынами гордости".

Этой цитатой священник показывает Николаю, что его несчастье в его гордыни. Бог посылает левиафана для лечения гордецов. И сейчас он воплощён в облике мэра, в облике тех самых правоохранительных и судебных органов, которые лишают его свободы. И если он не сможет этого понять, проблемы на этом не закончатся. Потому что, когда мы прирастаем к земному, то для нас перестаёт играть роль воля Божественная. И остаётся значимость воли человеческой. Мы начинаем тогда строить свою жизнь в соответствии со своей волей. И когда появляется тот, чья воля сильнее, то он подавляет нашу волю. А мы начинаем злиться, беситься, ненавидеть, бороться. Или ломаемся, подчиняемся чужой воле. Возникают две крайности: непримиримость и борьба или смирение и полное самоуничижение.

Но по-настоящему верующий человек понимает, что всё от Бога: и плохое и хорошее. И добро и зло. И война и мир. Но всё это нужно только для излечения нашей души. Для веры в приоритет души над телом и сознанием. Для того, чтобы главную свою заботу мы направляли на сохранение любви в душе, а не на создание комфорта и материальных благ. Если из души уходит любовь, человек пытается заменить её суррогатами: алкоголем, наркотиками, сексом, азартными играми. Но временное облегчение сменяется тем, что нужно искать всё более сильные ощущения.

Человек гордый выше любви ставит своё сознание. Алкоголь притупляет сознание. Частично это помогает снизить уровень проблемы. Разрушая сознание, мы облегчаем душу. Но это только временное средство. И Николай пьёт всё больше и больше, чтобы полностью отключиться, чтобы приглушить боль души. А жена его ищет спасение в сексе с его другом. А потом кончает жизнь самоубийством. Потому что любовь из её души уже ушла. Это видно даже по её лицу. Оно как маска: нет ни эмоций ни чувств. Такое же лицо у Елены, героини одноимённого фильма Звягинцева. Они в чём-то похожи. Они похожи на биороботов. Каждый день делают одно и тоже, но всё как заведённые механизмы. Только Елена в конце концов убивает своего мужа, потому что он не хотел поделиться с семьёй её сына деньгами. А Лилия убивает себя. Но причина одна и та же: отсутствие любви в душе. Кстати, дети всегда чувствуют душу другого человека. И сын Николая реагирует на душу мачехи агрессией. И обвиняет во всех проблемах именно её.

И есть ещё один эпизод в самом конце фильма. И снова он связан с Православной церковью. Земля под домом, оказывается, нужна была под строительство храма. На службу в новом храме собираются высокопоставленные чиновники, в т.ч. и мэр. Местный иерарх читает проповедь. "Пока мы с вами ещё не осознаём, что происходит. А происходит то, что мы возвращаем душу народа. Александру Невскому принадлежат слова: Не в силе Бог, а в правде. Не силой, а любовью, не хитростью, а премудростью Божьей, не злобой и ненавистью, а дерзновением совершались многочисленные победы над врагами веры и Отечества... Как можно, разрушая основы нравственности говорить о том, что люди проповедуют свободу. Свобода есть познание истины... Современный мир отличается тем, что постоянно меняет ориентиры. И ценности истинные подменяет ценностями ложными... Мы знаем, что церковь защитит и наставит нас. Но церковь - это мы с вами все. С нами Бог! С нами Правда! С нами Любовь Божья!"

Помните фильм "Ворошиловский стрелок". Там герой Ульянова, пенсионер, фронтовик стреляет по молодым шалопаям, которые надругались над его внучкой. Так вот там он, не найдя защиты у власть предержащих, сам встаёт на защиту. Но на защиту чего? На защиту нравственности. Потому что безнравственность - это тоже зараза и она
# drama analysis
LEVIATHAN. WHOM GOD DO YOU PRAY?
(Review of the film "Leviathan", dir. A.Zvyagintsev)

What questions have we asked ourselves so far, at least for the past 100-200 years? "Who is guilty?" and "What to do?" We build the image of the enemy all the time, and then we fight it. The answer to the first question from our man has long been found: the authorities are to blame. And on the second answer or revolution, or indifference to power. But Zvyagintsev came and put another question: "For what?" Why is this happening to us? And maybe, as Zhvanetsky said, it is necessary to change something in the conservatory already?

Talented teachers existed at all times and in all areas of human activity, be it a school, university, religion, science, sports, art. The essence of a talented teacher illustrates the teachings and behavior of Socrates. He did not argue with his disciples and interlocutors. I did not hammer knowledge or any truth into their heads. He asked questions. Thereby making people think about the essences of this world.

The same talented teachers did on exams. The student came to take the subject. But the usual tickets were not. All that was needed was to ask questions to teachers who had accumulated during their studies, but to which the student himself could not find the answers. The conversation began. And on these issues and evaluated not just the knowledge of the student, and his ability to think and the depth of immersion in the discipline. Thus, a correctly posed question is half the battle. With such a question, a person sets the direction of his movement along the path of knowledge of the world. The question creates a worldview matrix.

What questions have we asked ourselves so far, at least for the past 100-200 years? "Who is guilty?" and "What to do?" It is not by chance that the two program works of Herzen and Chernyshevsky are called that, anticipating the Russian revolution. These questions govern us so far. We build the image of the enemy all the time, and then we fight it. "And the eternal battle - we only dream of peace." The answer to the first question from our man has long been found: the authorities are to blame. She is always unfair, greedy, selfish and boundless. And the people are always disenfranchised in Russia, humiliated. And therefore it always hates power, fights against it, does not trust it. So there are revolutionaries, dissidents, human rights activists. And then there are just ordinary people who are trying to ignore the power, and build their lives separately from the authorities inside their home, their families, and their work. As far as possible, cutting off your piece of cake.

Writers, artists, and film directors can be talented teachers who pose questions. Here is the movie Zvyagintsev "Leviathan" shows one family. The main character lives in his house somewhere in the Russian outback on the coast. Has its own small business (car repair). Due to this case, he has a circle of "friends" in the traffic police. Have your jeep. There is a son and there is a wife (second). He apparently fought in hot spots. He has a friend-lawyer from Moscow, with whom they smelled gunpowder, and whom he considers his brother. From time to time, with the head of the traffic police, he travels with his family to barbecues, shoot at targets, drink vodka. Vodka in this film is drunk often and for any reason. Just like swearing.

The main thing with which the film begins is that the land on the coast, on which stands Nikolai's house, and on which his father and grandfather lived, attracted the mayor of this town. And he (the mayor), using his power, takes away the land from Nicholas by court. The judge, the prosecutor, the police chief are all people of the mayor. And then his brother comes from Moscow to restore justice.

If you watch this film superficially, then the end of the film is perceived unequivocally: “You cannot change anything in Russia. There is no justice. He who has the power is right. The official is always right. The people are always without rights.” In general, complete hopelessness.

But Zvyagintsev is a talented director. He has no opportunistic pictures, like modern gangster serials. All his films are hard to watch. This is not an entertaining movie. But they all have a deep inner meaning. And give food for thought. Here is one definition of what art is: “In a decaying society, genuine art should reflect this decay. If art wants to fulfill its social role, it must show the variability of the world and facilitate its transformation” (Ernst Fisher). That is, the artist’s task is akin to a healer: to make a diagnosis, explain the cause of the disease and show methods of treatment. But the disease is considered not as a certain private phenomenon in a particular hero, but as a mass, public phenomenon. Significant for the whole country or even humanity.

The hero of the film first loses the house, then the wife, and then freedom. And he asks: For what? And his meeting with the priest is not accidental. To understand the film, its idea, it is necessary to compress the entire plot into one image, stop seeing it as a set of episodes. In a talented film, there is always one episode that incorporates the whole plot. All other events are strung on a common rod in order to clarify the image that arose in the director's imagination. It is important now that
У записи 1 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Петров

Понравилось следующим людям