Вчера был день рождения волшебника постмодернизма ироничного чудака Хорхе Луиса Борхеса. Борхес считал, что в литературе существует всего 4 сюжетные схемы, и вот его небольшая новелла на эту тему.
Четыре цикла
Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: "The borgh brittened and brent to brondes and askes" Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим образ лебедя.
Вторая, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.
Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.
Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде.
Четыре цикла
Историй всего четыре. Одна, самая старая — об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память: "The borgh brittened and brent to brondes and askes" Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим образ лебедя.
Вторая, связанная с первой, — о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.
Третья история — о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога — Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше — в ад.
Последняя история — о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде.
Yesterday was the birthday of the postmodern wizard ironic crank Jorge Luis Borges. Borges believed that in literature there are only 4 plot schemes, and here is his short story on this subject.
Four cycles
There are only four stories. One, the oldest, is about a fortified city that heroes storm and defend. Defenders know that the city is doomed to sword and fire, and resistance is futile; the most illustrious of the conquerors, Achilles, knows that he is doomed to die before he reaches victory. Centuries brought elements of magic to the plot. So, they began to believe that Elena, for whose sake the armies were perishing, was a beautiful cloud, a vision; the ghost was a huge hollow horse that harbored the Achaeans. Homer will not be able to retell this legend first; from the poet of the fourteenth century there will be a line that came to my memory: "The borgh brittened and brent to brondes and askes" Dante Gabriel Rossetti will probably imagine that the fate of Troy was decided at the very moment when Paris had a passion for Elena; Yeats will prefer the moment when Leda is intertwined with God, who has taken the form of a swan.
The second, connected with the first, is about return. About Ulysses, after ten years of wandering in formidable seas and stops on enchanted islands, who sailed to her native Ithaca, and about the northern gods, following the destruction of the earth, they who see how it, turning green and shining, rise again from the sea and find chess pieces in the grass, which fought on the eve.
The third story is about search. You can consider it a variant of the previous one. This is Jason, swimming behind the golden fleece, and thirty Persian birds crossing mountains and seas to see the face of his god - Simurg, who is each of them and all of them at once. In the past, any undertaking ended in success. As a result, one hero stole golden apples; another eventually managed to capture the Grail. Now the search is doomed to failure. Captain Ahab hits the whale, but the whale destroys it all the same; Heroes of James and Kafka can only wait for defeat. We are so poor in courage and faith that in the happy end we see only crudely fabricated indulgence in mass tastes. We are not able to believe in heaven and even less in hell.
The last story is about the suicide of God. Atis in Phrygia cripples and kills himself; One sacrifices himself to Odin, to himself, nine days hanging on a tree, nailed by a spear; Christ crucified by Roman legionnaires.
There are only four stories. And no matter how much time we have left, we will retell them - in one form or another.
Four cycles
There are only four stories. One, the oldest, is about a fortified city that heroes storm and defend. Defenders know that the city is doomed to sword and fire, and resistance is futile; the most illustrious of the conquerors, Achilles, knows that he is doomed to die before he reaches victory. Centuries brought elements of magic to the plot. So, they began to believe that Elena, for whose sake the armies were perishing, was a beautiful cloud, a vision; the ghost was a huge hollow horse that harbored the Achaeans. Homer will not be able to retell this legend first; from the poet of the fourteenth century there will be a line that came to my memory: "The borgh brittened and brent to brondes and askes" Dante Gabriel Rossetti will probably imagine that the fate of Troy was decided at the very moment when Paris had a passion for Elena; Yeats will prefer the moment when Leda is intertwined with God, who has taken the form of a swan.
The second, connected with the first, is about return. About Ulysses, after ten years of wandering in formidable seas and stops on enchanted islands, who sailed to her native Ithaca, and about the northern gods, following the destruction of the earth, they who see how it, turning green and shining, rise again from the sea and find chess pieces in the grass, which fought on the eve.
The third story is about search. You can consider it a variant of the previous one. This is Jason, swimming behind the golden fleece, and thirty Persian birds crossing mountains and seas to see the face of his god - Simurg, who is each of them and all of them at once. In the past, any undertaking ended in success. As a result, one hero stole golden apples; another eventually managed to capture the Grail. Now the search is doomed to failure. Captain Ahab hits the whale, but the whale destroys it all the same; Heroes of James and Kafka can only wait for defeat. We are so poor in courage and faith that in the happy end we see only crudely fabricated indulgence in mass tastes. We are not able to believe in heaven and even less in hell.
The last story is about the suicide of God. Atis in Phrygia cripples and kills himself; One sacrifices himself to Odin, to himself, nine days hanging on a tree, nailed by a spear; Christ crucified by Roman legionnaires.
There are only four stories. And no matter how much time we have left, we will retell them - in one form or another.
У записи 3 лайков,
0 репостов.
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Татьяна Батурина