Вокзал только для двоих.... ...... Жизнь даже самого...

Вокзал только для двоих....
......
Жизнь даже самого успешного человека только внешне выглядит как путь, устланный розами. Вдова вспоминает, как у Таривердиева произошел конфликт с руководством Большого театра, как Микаэл долгие месяцы залечивал эту душевную рану...

Но самая грустная история произошла с композитором еще до встречи с Верой. И касалась она вовсе не творчества. В свое время композитор был безумно влюблен в известную актрису Людмилу Максакову. Та вроде отвечала ему взаимностью. Однажды они ехали куда-то вместе на машине - за рулем была Максакова. Неожиданно на дорогу выскочил пьяный. Женщина не успела затормозить и сбила человека насмерть. Таривердиев, настоящий джентльмен, сын армянского народа - армянских мужчин с детства учат заступаться за женщин, - сказал, что вел автомобиль он. Этот эпизод Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов потом положили в основу одного из эпизодов фильма «Вокзал для двоих»...

Следствие шло два года. На последнее - решающее - заседание суда Максакова попросту не явилась. Таривердиеву присудили условный срок. Два года следствия зачли - Микаэлу Леоновичу, в отличие от героя картины «Вокзал для двоих», сидеть не пришлось.

После суда Таривердиев решительно прекратил всякие отношения с Максаковой. И с тех пор он жил с незаживающей раной в душе. Только Вера Гориславовна смогла избавить Микаэла от этой боли...

Прощание с музыкой

О том, каким был в быту знаменитый композитор, его вдова говорит честно: его отличали даже несколько чрезмерные аккуратность и скрупулезность. Вера, наоборот, всегда считала себя человеком, который комфортно себя чувствует среди творческого беспорядка.

Таривердиев сердился, увидев беспорядок на столе Веры. Она вспоминает, как муж в раздражении однажды смахнул все бумаги с ее стола на пол, увидев, что они лежат бесформенной кучей...

Когда Веру Гориславовну спрашивают о том, почему у них с Таривердиевым не было детей, она отвечает:

- Однажды мы с ним пришли к выводу, что мы не самые лучшие родители. У нас был свой мир, мы были настолько сконцентрированы друг на друге, что нам совершенно не нужен был третий. Нам действительно это было не нужно. Нам очень хорошо было вдвоем.

Впрочем, отношения с детьми стали настоящим испытанием для пары. Василий, сын Веры, в детстве был в хороших отношениях с отчимом. Он даже подражал Таривердиеву. Более того, некоторые блондина Васю принимали за родного сына композитора, утверждая, что они похожи. Это славянин-то Вася и Микаэл с его «профилем гениального сайгака», как говорил о нем поэт Андрей Вознесенский!

К началу переходного возраста у подростка появились претензии к отчиму. Мальчику все-таки тяжело жилось в семье, вся жизнь которой была посвящена преклонению перед гением композитора, а у матери всегда находилось время для мужа, и не всегда - для сына. Когда Василию исполнилось 13 лет, он ушел жить к отцу. После этого он практически не общался с матерью и отчимом в течение нескольких лет.

Так же сложились отношения и с Кареном - сыном Микаэла Леоновича от первой жены. Тот выбрал для себя карьеру военного. Был майором войск спецназа, участвовал в военных действиях в Афганистане. Микаэл с грустной иронией говорил Вере о том, что им не повезло с детьми. Он был не вполне прав: при такой творческой самоотдаче, как у Таривердиева, и при такой самоотверженной любви, как у Веры к нему, ни места в душе, ни времени для детей не оставалось...

В апреле 1996 года Вера Таривердиева как-то раз проснулась ночью от звуков рояля. Она вышла из спальни - муж играл. На вопрос о том, почему ему вздумалось играть ночью, он ответил, что хочет попрощаться с инструментом... Несмотря на то, что незадолго до того Таривердиеву в Лондоне провели успешную операцию на сердце, композитор предчувствовал скорый конец.

В июле 1996 года его не стало. Вера Гориславовна вспоминает, что в последние годы муж часто рассказывал ей о повторяющемся сне: «В последние годы ему часто снился один и тот же сон. Как будто он плывет в море. Море уносит его далеко. И берег не виден. Это был грустный сон. Море было веселым днем. Ночью, когда оно снилось, оно становилось грустным». Талантливый человек всегда одинок, как тот, кто стоит перед бескрайним морем.

После кончины мужа Вера Таривердиева живет памятью о нем. Она популяризирует его творчество, является президентом Благотворительного фонда имени Микаэла Таривердиева, а также написала книгу мемуаров о супруге, которую назвала «Биография музыки».
Station only for two ....
......
The life of even the most successful person only outwardly looks like a path covered with roses. The widow recalls how Tariverdiev had a conflict with the leadership of the Bolshoi Theater, how Mikael healed this spiritual wound for months ...

But the saddest story happened with the composer even before meeting Vera. And it did not concern creativity at all. At one time, the composer was madly in love with the famous actress Lyudmila Maksakova. She seemed to reciprocate. Once they were driving somewhere together in a car - Maksakova was driving. Suddenly a drunk jumped out onto the road. The woman did not have time to slow down and knocked the man to death. Tariverdiev, a real gentleman, the son of the Armenian people - Armenian men have been taught to stand up for women since childhood, - he said that he drove a car. This episode Emil Braginsky and Eldar Ryazanov then laid the foundation for one of the episodes of the film “Station for Two” ...

The investigation lasted two years. At the last - decisive - the Maksakov court session simply did not appear. Tariverdiev was given a suspended sentence. Two years of investigation were conceived - Mikael Leonovich, unlike the hero of the picture “Station for Two,” did not have to sit.

After the trial, Tariverdiev resolutely ceased all relations with Maksakova. And since then he has lived with a non-healing wound in his soul. Only Vera Gorislavovna was able to relieve Michael from this pain ...

Farewell to music

About how the famous composer was at home, his widow speaks honestly: he was even distinguished by somewhat excessive accuracy and scrupulousness. Faith, on the contrary, has always considered itself a person who feels comfortable amidst a creative mess.

Tariverdiev was angry when he saw the mess on Vera's desk. She recalls how her husband, in annoyance, once brushed all the papers from her desk to the floor, seeing that they were lying in a shapeless pile ...

When Vera Gorislavovna is asked about why she and Tariverdiev had no children, she replies:

- Once we came to the conclusion that we are not the best parents. We had our own world, we were so concentrated on each other that we absolutely did not need a third. We really didn’t need it. We were very good together.

However, relationships with children became a real test for the couple. Vasily, the son of Vera, had a good relationship with his stepfather as a child. He even imitated Tariverdiev. Moreover, some blond Vasya was mistaken for the composer's own son, claiming that they were similar. This is Slav Vasya and Mikael with his “profile of a brilliant saiga”, as poet Andrei Voznesensky said about him!

By the beginning of adolescence, the teenager had claims to his stepfather. Still, the boy was having a hard time in a family whose whole life was devoted to worshiping the genius of the composer, and his mother always had time for her husband, and not always for her son. When Vasily turned 13, he went to live with his father. After that, he practically did not communicate with his mother and stepfather for several years.

Relations also developed with Karen, the son of Michael Leonovich from his first wife. He chose a military career for himself. He was a major in special forces, participated in hostilities in Afghanistan. Michael sadly told Vera that they were unlucky with the children. He was not quite right: with such creative dedication, as with Tariverdiev, and with such selfless love, like Vera for him, there was no place in the soul, no time for the children ...

In April 1996, Vera Tariverdieva once woke up at night from the sounds of a piano. She left the bedroom - her husband was playing. When asked why he wanted to play at night, he replied that he wanted to say goodbye to the instrument ... Despite the fact that Tariverdieva had a successful heart operation in London shortly before, the composer foresaw a quick end.

In July 1996, he was gone. Vera Gorislavovna recalls that in recent years her husband often told her about a recurring dream: “In recent years, he often had the same dream. As if he were swimming in the sea. The sea takes him far. And the shore is not visible. It was a sad dream. The sea was a fun day. At night, when it was dreaming, it became sad. " A talented person is always alone, as one who faces a vast sea.

After the death of her husband, Vera Tariverdieva lives by the memory of him. She popularizes his work, is the president of the Mikael Tariverdiev Charitable Foundation, and has also written a memoir about his wife, which she called “Biography of Music”.
У записи 13 лайков,
1 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Максим Жерновой

Понравилось следующим людям