Лет 5 назад в ночь музыки я ходила...

Лет 5 назад в ночь музыки я ходила на концерт с другом. В какой-то музыкальной школе приглашенная солистка исполняла оперные партии, после чего разговаривала с залом и даже проводила небольшой мастер-класс. Она предложила желающим подняться на сцену и что-то спеть. Почти сразу вышла маленькая девочка со своей преподавательницей и гордо исполнила веселую песенку под ее аккомпанемент. Это было отрепетировано и хорошо, с поддержкой учительницы, все апплодировали смелости и труду ребенка.

Потом возникла пауза и солистка планировала перейти к следующей части. Я хотела выйти, но было очень страшно, потому что я не идеальна, особенно на фоне солистки, а мне очень не хотелось такой быть. Выйти на сцену означало не только признать и позволить себе быть неидеальной, но и позволить это увидеть другим. При этом я чувствовала, что если останусь сидеть и промолчу, то ужасно себя предам, и мне будет очень-очень плохо потом.

А затем вышла девушка-подросток. Она пела а капелла, читая текст с мобильного. Пела песню, которая ей очень нравилась. Волнуясь, не всегда попадая в ноты, немного запинаясь. Но это не выглядело ужасно. Мне не хотелось ее прогнать со сцены, наоборот, было очень приятно наблюдать за ней, слушать ее, принимать песню, которой она делилась. Девушка была очень живая, смелая, еще более не идеальная, чем я (как мне казалось), и она была на сцене и была прекрасна. Я чувствовала, что её принимаю не только я, но и другие люди в зале, не только несмотря на неидеальность, но даже благодаря ей. В конце ей все апплодировали.

Та девушка сделала очень важную вещь для меня. Мне все еще сложно признавать и позволять себе быть неидеальной, принимать себя такой, но именно благодаря ей я почувствовала, что важнее не быть совершенством, а просто быть. И что неидеальность и запинки - это не так страшно, как кажется, и людям вокруг может все равно быть хорошо рядом с тобой - несовершенной. Благодаря ей я смогла в тот вечер тоже выйти на сцену и спеть а капелла песню "39 трамвай" Ирины Богушевской, с которой выступала на другом концерте когда-то. Я, конечно, волновалась и сбилась с ритма, но все равно это было очень хорошо, в первую очередь потому что это было. И люди потом подходили, улыбались мне и говорили приятное.

Я не помню, как зовут ту девушку, и я так и не сказала ей спасибо. Но я очень благодарна ей за то, что она была собой и что открыла мне песню "Выведи" Павла Фахртдинова. Я с тех пор ее очень люблю.
About 5 years ago, on the night of music, I went to a concert with a friend. In some music school, the invited soloist performed opera parts, after which she talked with the audience and even held a small master class. She invited those who wanted to go up to the stage and sing something. Almost immediately, a little girl came out with her teacher and proudly sang a funny song to her accompaniment. It was rehearsed and well, with the support of the teacher, everyone applauded the courage and work of the child.

Then there was a pause and the soloist planned to move on to the next part. I wanted to go out, but it was very scary because I was not perfect, especially against the background of the soloist, and I really did not want to be like that. Going on stage meant not only recognizing and allowing yourself to be imperfect, but also allowing others to see it. At the same time, I felt that if I stayed and said nothing, I would betray myself terribly, and then I would be very, very bad.

And then a teenage girl came out. She sang a chapel, reading text from a mobile. Sang a song that she really liked. Excited, not always falling into the notes, stumbling a little. But it did not look terrible. I did not want to drive her off the stage, on the contrary, it was very nice to watch her, listen to her, accept the song that she shared. The girl was very lively, courageous, not even more ideal than me (as it seemed to me), and she was on stage and was beautiful. I felt that it was accepted not only by me, but also by other people in the audience, not only despite the imperfections, but even thanks to her. In the end, everyone applauded.

That girl did a very important thing for me. It’s still difficult for me to admit and allow myself to be imperfect, to accept myself like that, but it was thanks to her that I felt that it was more important not to be perfect, but just to be. And that imperfection and hesitation is not as scary as it seems, and people around you can still be well next to you - imperfect. Thanks to her, I was able to go on stage that evening and sing a cappella song "39 trams" by Irina Bogushevskaya, which I once performed at another concert. Of course, I was worried and lost my rhythm, but still it was very good, primarily because it was. And then people came up, smiled at me and said pleasant things.

I don’t remember what that girl’s name is, and I never said thank you to her. But I am very grateful to her for being herself and for opening the song "Bring Out" to Pavel Fakhrtdinov to me. Since then I love her very much.
У записи 15 лайков,
0 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Анастасия Старостинская

Понравилось следующим людям