Клиповое мышление Информационная перегрузка — это не просто...

Клиповое мышление

Информационная перегрузка — это не просто разовое состояние отдельного человека. Это особенность современной культуры. И человек не отстаёт от прогресса: мы тоже меняемся, пытаясь подстроиться под информационные атаки. Как наше мышление приспосабливается к условиям постоянных перегрузок? Оно становится другим.

Вы заметили, как сильно изменилось массовое кино за последние 15-20 лет? Не только по части содержания, но и касательно технической стороны вопроса. Посмотрите на подачу видеоматериала: картинки на экране сменяют друг друга с сумасшедшей скоростью, сюжет развивается стремительно, но не всегда он кажется связным и логичным. Конечно, не каждый фильм стопроцентно попадает под эти характеристики, но тенденция очевидна: в большинстве случаев выходишь из кино — и не помнишь, что смотрел, зачем смотрел, и как это отличалось от всего предыдущего. А названия вообще в голове не задерживаются.

Изменились не только фильмы, но и зрители. Современная молодёжь с трудом смотрит «классическое» кино, эти картины кажутся невыносимо нудными, долгими и затянутыми. А если фильм чёрно-белый, то совсем трудно становится его воспринять. Да и обсуждают в основном не подтекст, игру актёров или сюжет. Сейчас внимание зрителя сосредоточено скорее на спецэффектах и отдельных эпизодах.

На примере кино легко заметить, что современный человек иначе видит мир. Нам нужно быстрее, ярче, короче. А всё почему? Потому что нужно приспосабливаться под ускорившийся мир, обстреливающий нас информацией. Вот наше сознание и преобразилось, да так, что отдельное название получило: КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Это такой способ восприятия мира, при котором поступающая информация воспринимается как мозаика, набор слабо связанных между собой данных. Клиповое мышление позволяет быстро сориентироваться в большом потоке информации и моментально улавливать главное, но поверхностно. При этом существует привычка к постоянному приливу информации. Если вдруг она или перестаёт поступать, или темп потока снизится, то моментально возникает информационный голод. И тогда мы начинаем почти автоматически смотреть ленту новостей, обновлять страницу, копаться в телефоне.

Хорошо это или плохо — вопрос сложный. С одной стороны, клиповое мышление защищает нас от информационной перегрузки. Собственно, для того оно и появилось. Ресурсы организма не бесконечны, и мы бы лопнули или сошли с ума, если бы полноценно обрабатывали всё подряд. Клиповое мышление позволяет быстро справиться с большими объёмами данных. Так мы спасаемся от количества информации.

Но теряем в качестве. И вот почему.

Человеку с клиповым восприятием всё время нужно впитывать новое. Правда, обработать и запомнить это «новое» он не успевает: не хватает ресурсов. В итоге получается, что у обладателя клипового сознания глубина знаний очень и очень слабая. При таком способе мышления выхватываются отдельные факты и образы, а цельности и системности нет.

Кроме того, у такого человека снижается критичность мышления. Не хватает времени и дотошности, чтобы как следует разобраться в том, кто и что говорит, а самое главное — оценить всё это своей головой. Просто впитать то, что дают — куда легче, чем обрабатывать и копаться в деталях. Поэтому сознанием «современных» людей очень просто управлять — достаточно лишь быстро менять темы и картинки, тогда человек и не заметит, что что-то тут не так.

Телевидение — отличный тому пример. В передачах практически на любую тему (медицина, отношения, юриспруденция и т.д.) в качестве «экспертов» часто приглашают звёзд эстрады. А что они знают о теме? Как правило, ничего. Качество их знаний такое же обывательское, житейское, как и у простых зрителей. Но человеку с клиповым сознанием эта мысль редко приходит в голову, ведь он занят попытками понять, кто кого перебивает и оценкой «прав- не прав». Мыслить не модно, модно воспринимать и реагировать.

Ещё одна особенность клипового мышления в том, что информационная перегрузка в основном касается зрительного и интеллектуального. То есть вокруг нас много картинок, фактов, экранов и видеоинформации. Нам надо, чтобы мелькало. А ещё надо, чтобы коротко и ясно. Но в этом нет не только глубокого анализа, но и чувств. Чего-то живого и настоящего. В итоге получается: мы знаем, как решать проблемы, но не знаем, как справиться с чувствами. Нам легко оперировать фактами, но скользкие и «зыбкие» материи вроде собственных эмоций куда сложнее. Человеку с клиповым мышлением трудно вынести самого себя. Ему трудно быть терпеливым, разбираться в деталях и искать связи.

То, как изменилось наше отношение к себе и другим, очень явно показывают тенденции в развитии Интернета. Раньше мы вели дневники (роскошь, между прочим — уделять себе время, давать себе внутреннее разрешение быть). Сейчас — Твиттер. Раньше писали длинные и содержательные комментарии, сейчас — просто ставят лайки. Когда-то фотографии «рассказывали» о жизни, путешествиях и событиях. Но их заменили селфи. А статьи? Сейчас важна не суть, не новизна или глубина, а чтобы текста было поменьше, а картинок побольше (как в букваре:). Можно сказать, что девиз клипового мышления в этом смысле такой: «От содержания — к форме!»

В отношениях, конечно, тенденция тоже повторяется. Всё труднее и труднее нам разглядеть внутреннюю красоту и изменчивость другого. Всё невыносимее становится работать над отношениями долго и методично, два шага вперёд — один назад. Проще сменить картинку. Да что уж там, мы и разговаривать-то разучились. Зайдите в кафе, посмотрите: как долго люди беседуют, сконцентрировавшись друг на друге? Если вы не за первым свиданием наблюдаете (и то не факт), то вы увидите картину «вечеринка, на которой есть вай-фай». Стимулов от личности одного человека — мало, нужны параллельные потоки информации.

Интересно, что в наше время всё чаще и чаще встречаются симптомы, порождённые «клиповостью» современной реальности. Причём они противоположные. С одной стороны это гиперактивность, хаотичность мышления и неспособность к концентрации. С другой — стремление уйти от мира. Одни чувствуют себя в этой реальности как рыба в воде, успевая всё и сразу, делая миллион дел одновременно, словно подпитываясь разносторонней деятельностью. Они дышат, потому что двигаются. Другие всё сильнее устают от людей, слов и картинок, ищут свою идею/ веру, прирастают к компьютерам, уезжают дауншифтить в Тайланд. Как будто пытаются сбежать в другую реальность от невыносимого давления в этой.

А бывают такие счастливцы, которые тонко чувствуют свои потребности. Они умудряются быть активными, не теряя при этом себя. Они могут быть «в теме», но при этом дают себе право на одиночество и тишину. Чего нам всем и желаю.

[id32764|Екатерина Амеялли], психолог центра «Отношения.ру»
Clip thinking

Information overload is not just a one-time state of an individual. This is a feature of modern culture. And man does not lag behind progress: we are also changing, trying to adapt to information attacks. How does our thinking adapt to the conditions of constant overload? It becomes different.

Have you noticed how much mass cinema has changed in the last 15-20 years? Not only regarding the content, but also regarding the technical side of the issue. Look at the video feed: the pictures on the screen succeed each other at a crazy speed, the plot is developing rapidly, but it does not always seem coherent and logical. Of course, not every film completely falls within these characteristics, but the tendency is obvious: in most cases you leave the cinema - and you don’t remember what you watched, why you watched, and how it was different from everything else. And the names in general do not linger in the head.

Not only films have changed, but also the audience. Modern youth hardly watches “classic” cinema, these pictures seem unbearably boring, long and drawn out. And if the film is black and white, then it becomes very difficult to perceive it. Yes, and discuss mostly not subtext, the actors' play or plot. Now the viewer's attention is focused more on special effects and individual episodes.

Using cinema as an example, it is easy to notice that modern man sees the world differently. We need faster, brighter, shorter. And why? Because you need to adapt to the accelerated world, shelling us with information. So our consciousness has been transformed, and so that it received a separate name: CLIP THINKING.

This is such a way of perceiving the world in which the incoming information is perceived as a mosaic, a set of weakly interconnected data. Clip thinking allows you to quickly navigate a large flow of information and instantly capture the main thing, but superficially. At the same time, there is a habit of a constant influx of information. If suddenly it either ceases to arrive, or the flow rate decreases, then information hunger instantly arises. And then we begin to almost automatically watch the news feed, refresh the page, dig into the phone.

For better or worse, the question is complex. On the one hand, clip thinking protects us from information overload. Actually, for that it appeared. The resources of the body are not infinite, and we would burst or go crazy if we fully processed everything. Clip thinking allows you to quickly cope with large amounts of data. So we are saved from the amount of information.

But we are losing in quality. And that's why.

A person with clip perception needs to absorb new things all the time. True, he does not have time to process and remember this "new": there are not enough resources. As a result, it turns out that the owner of clip consciousness has a very, very poor depth of knowledge. With this way of thinking, individual facts and images are grasped, but there is no integrity and system.

In addition, the criticality of thinking is reduced in such a person. There is not enough time and meticulousness to properly understand who is saying what, and most importantly, to evaluate all this with your own head. Just absorbing what they give is much easier than processing and delving into the details. Therefore, the consciousness of “modern” people is very simple to control - just change the themes and pictures quickly, then the person will not notice that something is wrong here.

Television is a great example. In programs on almost any topic (medicine, relationships, jurisprudence, etc.), pop stars are often invited as “experts”. What do they know about the topic? Usually nothing. The quality of their knowledge is the same philistine, worldly as that of ordinary viewers. But for a person with clip consciousness, this thought rarely comes to mind, because he is busy trying to understand who is interrupting whom and evaluating “rightly wrong”. It is not fashionable to think, it is fashionable to perceive and react.

Another feature of clip thinking is that information overload mainly relates to visual and intellectual. That is, there are a lot of pictures, facts, screens and video information around us. We need to flicker. And also it is necessary to be short and clear. But this is not only a deep analysis, but also feelings. Something alive and real. The result is: we know how to solve problems, but do not know how to cope with feelings. It’s easy for us to operate on facts, but slippery and “unsteady” matters like our own emotions are much more complicated. It’s hard for a person with clip thinking to endure himself. It is difficult for him to be patient, to understand the details and seek connections.

The way our attitude towards ourselves and others has changed is very clearly shown by trends in the development of the Internet. We used to keep diaries (luxury, by the way - to devote time to ourselves, give ourselves the inner permission to be). Now on Twitter. They used to write long and informative comments, now they just like them. Once photographs “told” about life, travels and events. But they were replaced by selfies. And the articles? What matters now is not the essence, not the novelty or depth, but so that
У записи 49 лайков,
12 репостов.
Эту запись оставил(а) на своей стене Екатерина Оксанен

Понравилось следующим людям